Патрик Венстрём: “Чтобы стать профессиональным судьей, понадобится 7–8 лет”.

Max Sydorenko
This Is Badminton
Published in
9 min readMar 7, 2019

This Is Badminton выходит на новый уровень! Наше первое англоязычное интервью. В этот раз, с человеком, который всегда находится в самом центре событий — профессиональным судьей из Швеции, Патриком Венстрёмом.

Патрик Венстрём на благотворотильном марафоне в Симрисхамне

За плечами у Патрика больше 100 турниров Европейского уровня. Два года подряд Патрик принимал участие в международном турнире в Харькове, в 2018 году был признан лучшим судьей турнира.

Сколько лет необходимо, чтобы стать профессиональным судьей в бадминтоне и попасть на Олимпийские игры? Как устроен бадминтон в Швеции? Почему, в отличие от Дании, в Швеции нет таких звезд, как Виктор Аксельсон? Как выглядела украинская молодежь на самом крупном украинском турнире?

Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в интервью с Патриком. Интервью было проведено на английском языке. Видео скайп-интервью:

Ниже — текстовая версия диалога.

Патрик, привет! Надеюсь все в порядке со связью и скайп нас не подведет. Прежде чем перейти к нашему интервью, скажу несколько слов всем, кто нас будет смотреть, слушать или читать.

Сегодня у меня необычный гость… красавец-швед, судья международного класса, сертифицированный согласно правилом EBA, участник судейского корпуса международного турнира в Харькове, человек, который больше 40 лет посвятил бадминтону и который знает, как устроен бадминтон в Швеции, и может приоткрыть для нас занавес о другой стороне бадминтона — судейской.

Патрик, что я упустил?

Спасибо, Макс за представление. В общем все так. В бадминтоне я с 1971 года… Живу и работаю в маленьком городке на юге Швеции, Симрисхамне.

Симрисхамн на карте

В бадминтон я пришел благодаря своим родителям, которые работали на то время в местном бадминтонном клубе. Мой отец был бухгалтером в клубе более 40 лет, мама секретарем, так что можно сказать, что бадминтон — это наша семейная история.

Семейное дело….

В общем да… Наверное, это типовая история для многих, кто серьезно занимается бадминтоном.

Насколько я понимаю, все началось с игры в бадминтон… а как вы пришли к тому, чтобы стать судьей? Что стало точкой “невозврата”?

В 2002 году я был линейным судьей на Чемпионате Европы в Мальме (город на юге Швеции) и так получилось, что человек, который организовывал работу линейных судей на тот момент, Гюнтер Фишер, подошел ко мне после чемпионата и сказал: “Я думаю, тебе стоит пойти на курсы судей”. Так, собственно, и началась моя судейская карьера. Осенью 2002, по приглашению Гюнтера, я посетил судейские курсы. С тех пор я в судействе…

Патрик, скажите пожалуйста, быть судьей — это не скучно? Когда ты смотришь, как кто-то играет, чувствуешь накал страстей, игру, но не играешь… В чем “кайф”?

В чем кайф? У тебя лучшее место в зале))

Ты смотришь игру с лучшей точки, которая только может быть. Я знаю многих судей, они все любят бадминтон и свою работу благодаря этому. Ты лучше всех ощущаешь напряжение, скорость, что происходит на корте, улавливаешь все мелкие детали…

Т.е. основной плюс — это эмоции, чувство игры?

Да… правильное слово — это чувство. Ты чувствуешь игру, как никто другой. Так что, судья в бадминтоне — это не просто статист.

К слову о статистике. В футболе, например, судья может кардинально изменить ход встречи. В случае с бадминтоном, все кажется немного проще. Как вы оцениваете свою роль? Судья в бадминтоне — это больше статист или активный участник?

В первую очередь, нужно понимать, что любой судья — это не человек, который должен что-то менять. Мы просто должны контролировать соблюдение правил игроками. Это их игра, в конце концов… конечно, мы можем оказать влияние на счет, когда речь идет о фиксации аутов, например. Но это влияние все же незначительно.

Собственно, почему я задал этот вопрос. Бадминтон — это ведь игра эмоций. И когда мы смотрим матчи, часто случается так, что игроки на корте пытаются повлиять на судью. Так сказать “излить” свои эмоции. Чувствуете ли вы давление со стороны игроков? Как это проявляется?

Игроки всегда пытаются повлиять на тебя и расположить к себе. Но, это запрещено) Особо активные игроки, которые показываются свои эмоции и пытаются спорить с линейным судьей или главным судьей, могут как и футболу получить желтую или красную карточку.

Приходилось ли вам кому-то показывать красную карточку? Был в вашей практике такой шанс?

Я бы сказал, что это не шанс, а провал. Если ты начинаешь показывать кому-то карточки, это означает, что ты, в первую очередь, потерял контроль над игрой… ты теряешь матч. Судья, хороший судья, должен стараться создать дружественную атмосферу. Конечно, есть горячие головы. Игроки, которые теряют контроль, особенно в решающие моменты. Но, как судья, ты любой момент должен воспринимать, как решающий…

Это может быть хорошим советом для начинающих судей… К слову, Федерация бадминтона Украины запланировала на 2019 год сертифицировать несколько судей согласно правилам и стандартам EBA. В связи с этим вопрос. Если я, или кто-то другой, пожелает стать профессиональным судьей, что для этого понадобится, с чего стоит начать? Как организована система сертификации?

Во-первых, нужно понимать, что судейская система часто отличается на национальных уровнях. Поэтому, я буду говорить о том, как это организовано у нас, в Швеции, и на уровне Европейского бадминтона.

Все начинается с “судьи клубному уровня”. На этом уровне, ты изучаешь правила и базовые вещи связанные с судейством, вплоть до таких моментов, как правильно пользоваться табличкой.

Затем идет судья регионального уровня. Когда ты имеешь право судить больше матчей в определенном регионе и до 1/4 национального уровня.

Третий уровень — это судья национального уровня. Когда ты имеешь право судить все соревнования в стране.

Когда ты становишься судьей национального уровня, перед тобой открываются возможности выхода на международный уровень, в нашей случае европейский, для которого так же установлена своя градация.

Для этого национальная ассоциация должна принять решение и утвердить твою кандидатуру для прохождения курсов в Европейской ассоциации бадминтона. Ты проходишь курс, сдаешь тест и проходишь аккредитацию.

Определённый период времени ты должен проработать, как аккредитованный ЕВА судья. И после этого, ты становишься сертифицированным судьей ЕВА. Т.е., чтобы попасть на высшую ступень судейства в европейском бадминтоне, ты должен пройти как минимум 5 уровней.

После, у тебя есть возможность пройти еще две сертификации на уровне мировой федерации бадминтона. На втором уровне у тебя появится шанс судить матчи, например, Олимпийских игр или чемпионата мира.

Бадминтонная семья

Насколько я понимаю, вы сейчас находитесь на уровне Сертифицированный судья? Верно?

Да.

Если я, например, решу с “0” пройти весь путь до сертифицированного судьи, сколько времени может для этого понадобиться?

Опять таки, зависит от скорости продвижения по национальной сетке, а также от того насколько у вас хороший ментор, как часто вы участвуете в качестве судьи в турнирах… Но, реалистично, путь може занять порядка 7–8 лет.

Интересно, фактически столько же времени может занять и становление профессионального игрока….

Да, чтобы стать профессионалом, всем надо много работать. И судьи не исключение.

Кстати, вы почувствовали изменения в связи с технологическим прогрессом? Можно ли будет заменить судей в будущем?

Я думаю, что судьи в любом случае не будут заменены… Помимо таких тонких моментов, как касание воланом игрока, ракетки, судьи будут необходимы для того, чтобы остужать “горячие головы”, о которых мы говорили выше.

Хотя, безусловно, технический прогресс будет влиять на роль судьи. Недавнее серьезное изменение в правилах касалось подачи — не выше 1.15 метра от пола. Для фиксации этой высоты мы получили и используем на топ-соревнованиях специальные “высотомеры”.

Финальный вопрос о судействе. Что бы вы могли посоветовать молодым или начинающим судьям?

Первое: смотри и учись.

Второе: всегда будь честен.

И…. то, что мне не раз говорили мои кураторы: будь гибок и адаптируйся.

Спасибо большое Патрик. Я уверен, что ваши советы понадобятся многим и вдохновят многих задуматься о карьере судьи. Теперь я бы хотел задать несколько вопросов о бадминтоне в Швеции.

Я знаю, что маленький по украинским меркам городок, каждый год собирает больше 200 игроков, ваш зал прекрасно оборудован, в Киеве есть только пара кортов с аналогичным покрытием… В чем секрет популярности бадминтона в Швеции? Насколько он популярен вообще?

Бадминтон был очень популярен в Швеции в 80-х. У нас было много профессиональных игроков высокого уровня. Потом наступил спад, но сейчас интерес к бадминтону в целом возвращается.

Вообще, спорт — это целое движение в Швеции.

Вся система работает на клубной основе. Люди объединяются по интересам в клубы и в рамках клубах занимаются спортом.

Т.е. инициативу идет снизу вверх или наоборот? Кто выступает инициатором создания клубов?

В Швеции инициативу принадлежит людям. Это больше социальная инициатива. Государство подключается уже на этапе, когда нужно поддержать определенную инициативу. Конечно, есть и централизованная поддержка клубов. Есть финансирование со стороны комун, местных органов самоуправления, которые поддерживают местные клубы и местных игроков.

Бадминтон достаточно дорогостоящий вид спорта. Когда я был вашим гостем, я видел, например, что игроки клуба получают воланы, это были RSL Classic. Во сколько это обходится вам, как игрокам? Клубу? В Украине за все платит игрок…

В моем клубе, мы платим только годовой взнос. Мы не платим за воланы, за участие в турнирах, за переезды в случае турниров. Но у нас в том числе есть спонсоры, которые помогают нам с финансированием. И в основном данное финансирование мы получаем благодаря ежегодному турниру, который организовывает наш клуб.

Но, нужно сказать, что во всех клубах все по разному, нет единого подхода. В некоторых клубах ты платишь и за аренду, и за воланы и за тренировки…

Маленький городок, Симрисхамн, собирает порядка 200 человека на ежегодном турнире. Т.е. бадминтон все-таки достаточно популярен у вас в стране. Как вы думаете, почему у Швеции сейчас нет таких же громких имен, как у соседней Дании, своих Викторов Аксельсонов?

На этот вопрос сложно ответить. Надеюсь, что ситуация скоро изменится. Много шведских игроков играют в датской лиге и некоторые игроки из Дании играют в Швеции. Но в целом, только часть Швеции находится рядом с Данией, если рассматривать этот вопрос с точки зрения, почему мы не перенимает опыт Дании.

Еще один фактор… долгое время, игрокам, которые представляли один клуб в Швеции было запрещено выступать за клубы других стран. Это сужало возможности развития. Сейчас ситуация изменилась.

Патрик, а что вы думаете об украинском молодежи? У вас была возможность наблюдать наших ребят в Харькове.

Я думаю, что у вас достаточно перспективная молодежь. Я был два года подряд в Харькове и могу сказать, что позитивные изменения однозначно есть… что-то 100% меняется в лучшую сторону. К тому же, у вас достаточно сильные игроки топ-уровня, есть даже участники олимпийских игр, а чтобы квалифицироваться на Олимпиаду нужно быть действительно ТОП-игроком. У нас в Швеции не так много таких игроков, например.

Так что, я надеюсь, что ваша молодежь сможет в ближайшее время вырасти еще больше. Нужно время и турнирная практика на высоком уровне.

Я был в Харькове в прошлом году. Это классный турнир… единственное, что меня разочаровало, это количество зрителей. Как обстоят дела со зрителями в Швеции? Что вы можете посоветовать нашей Федерации для привлечения большего числа людей на трибуны?

Если честно, я вряд ли могу что-то посоветовать в данном вопросе. У нас, в Швеции, ситуация со зрителями ситуация не намного лучше. В январе я был судьей на Sweden Open 2019 и трибуны так же были не заполнены… даже на финальных играх. Хотя, это во многом зависит от города. В некоторых городах, где бадминтон более популярен, трибуны более заполнены.

Патрик, собираетесь ли вы в этом году посетить Харьков?

Я получил приглашение, но еще не подтвердил его. Скорее всего мой ответ будет “да”, но мне еще нужно уладить некоторые формальные моменты.

Я уверен, что после нашего интервью, вы будете еще более ожидаемым гостем.

Да, спасибо, мне очень приятно! Я хочу отметить, что турнир в Харькове организован на действительно высоком уровне и, что важно, уровень растет. Я вижу разницу между 2018 и 2017, буду рад быть в Харькове вновь.

Будем рады вас видеть и от своего имени хочу пригласить вас принять участие в киевском турнире для любителей. У нас уже есть гости из Румынии, Молдовы. Уверен, что многие игроки будут рады сразиться и с представителями Швеции :)

Почему бы и нет? Возможно, в следующем году я приму участие. Буду ждать вашего приглашения :)

Патрик, спасибо огромное за интервью. Спасибо за ваше время и до встречи в Украине! Держим кулачки за шведский и украинский бадминтон.

Максим, спасибо! Конечно, держим, переживаем и более друг за друга. Тем более, у нас одинаковые цвета на флагах! ;)

Интервью провел: Максим Сидоренко, 7.03.2019

Подписывайтесь на наш блог, чтобы быть в курсе последних событий из мира украинского и мирового бадминтона.

--

--