Vanity metrics и Coursera

Евгений Тимко
Eugene Timko
Published in
3 min readAug 25, 2016

В мире стартапов есть такая вещь как vanity metrics — метрики, которые озвучиваются основателями для создания образа хорошего трекшена их компаний. Оценка и сумма инвестиций являются при этом главными среди таких метрик. На многих большие суммы производят неизгладимое впечатление, а основатели стартапов привлекающих сотни миллионов $ уже считаются чуть ли не миллиардерами. Но правда зачастую не так радужна и на рынке не редки случаи увольнения основателей с виду успешных бизнесов. Это и Стив Джобс уволенный из Apple первого образца, и Джерри Янг прославившийся отказом продать Yahoo за почти $50 млрд., и Эндрю Мэйсон, выпустивший сборник мотивационных песен сразу после своего ухода из Groupon. Правда обычно компании все же предпочитают не доводить ситуацию до публичного увольнения, и зачастую основатели покидают свои детища незаметно, обычно еще долгое время оставаясь на номинальных ролях.

Именно это судя по всему и произошло с Coursera. Стартап популяризовавший концепт массовых бесплатных онлайн курсов — MOOC’ов — недавно тихо расстался с со-основательницей, и во многом лицом не только самой Coursera, но и движения MOOC’ов в целом, Дафной Коллер. Коллер пошла работать в Google, став Chief Computing Officer дочерней организации Calico, работающей над средствами против старения. Другой со-основатель Coursera — Эндрю Нг, с которым Коллер работала в Стэнфорде над проблемами AI до основания Coursera в 2012-м году — ушел ранее на позицию Chief Scientist в китайский Гугл — Baidu. Основатели уже давно не рулили самой Coursera, но их выход на (не самые высокие) позиции в других компаниях похоже явно показывает, что никакая привлеченная сумма не гарантирует успеха. И даже если Coursera разберется в итоге с бизнес моделью, привлечет еще больше (чем уже привлеченные $150 млн.) инвестиции, очевидно, что до успешного выхода и доходности для основателей еще очень долго.

В свое время многие видели в MOOC новый виток эволюции системы образовании. В идеальной картинке мира у всех людей должен был быть равноправный доступ к знаниям, а MOOC’и должны были чуть ли не заменить университетское образование. По факту же перформанс MOOC’ов (ожидаемо) следовал классической кривой Gartner Hype Cycle (динамику которой должны понимать все предприниматели).

С момента когда New York Times объявили 2012-й годом MOOC и до начала падения общественного интереса к открытым курсам прошло каких-то два года. Оказалось, что большая часть слушателей MOOC’ов и так уже имела высшее образование, приходила из развитых стран, а доля тех, кто оканчивал такие курсы исчислялась единицами процента. Для решения проблемы мотивации Coursera пришлось изменить формат обучения, переведя обучение в небольшие группы. А некоторые игроки, такие как Udacity, и вовсе полностью поменяли модель отойдя от MOOC’ов. Как когда-то в случае с купонами, а теперь чатботами, рынок быстро понял, что ничего по настоящему революционного в новой модели не было.

Mind you, 20 млн. студентов и более 1000 курсов представленных на данный момент на Coursera являются очень большим достижением. Но как и с суммой привлеченных средств, в отрыве от других показателей — таких как уровень вовлеченности и активности аудитории, вкупе с монетзацией — это лишь очередные vanity metrics. Для ученных, таких как Коллер и Нг, реальные бизнес показатели возможно и не так важны, но у инвесторов другой взгляд на вещи. И похоже, что теперь все встало на свои места, основатели Coursera вернулись к научным разработкам, а Coursera будет и дальше будет находиться в поиске доходов, которые бы могли оправдать оценку в почти пол миллиарда.

--

--