Мой велотур по Скандинавии.

Денис Хмель
Tired Sneakers
Published in
11 min readJul 29, 2014

Что ж, вот он мой двухколесный друг и я собственной персоной, а также все те вещи, что я планирую взять с собой в решительно необычное и новое для меня путешествие — верхом на велосипеде по Скандинавии.

Идея этого заезда витала где-то в мечтах довольно давно, и каждый раз, заприметив велопутешественников, я провожал их взглядом, с мыслью: эх, когда — нибудь я тоже отправлюсь в путь — дорожку и исколешу шар земной.

Идея, возможно, так и осталось бы в воздухе, если бы не два события, которые сопутствовали ее воплощению. Оба произошли во время моего последнего путешествия по Мексике.

Я целый месяц жил в Гвадалахаре, в хостеле и каждый день знакомился с новоприбывшими путешественниками. Одним из них был парень, который со своим другом приехал из города Missoula США в Гвадалахару, на велосипедах. Как только я услышал об этом от него, тотчас начал задавать вопросы. Перво — наперво меня интересовало: спортсмен ли он, профессионально ли занимается велоспортом? На что парень ответил, что это его самое первое долгое велосипедное путешествие, и до этого он ни разу не ездил на такие расстояния, только по городу — 20 километров в день максимум. Кстати, парня звали Дэн, то есть фактически он был мой тезка, только имя писалось по-английски Dan.

Так вот, Дэнчик в США работал пожарникам, и также, как я, давно мечтал предпринять свое велотурне. Правда, отчего — то все не решался, пока один его приятель не предложил, можно сказать, не склонил его на путь путешественника. И тогда Дэн с удовольствием согласился и после небольшой подготовки они отправились. Первый день проехали немного, рассказывал Дэник, где-то 50 км, за второй день — 60, а на третий уже 70.

У них не было цели бить рекорды и жать на педали, что есть мочи, это не гонка, а путешествие, сколько сможешь, столько и проедешь. Порой они вовсе брали брэйк на несколько дней и останавливались в городах, чтобы просто прогуляться пешком и поглазеть на достопримечательности, как в тот день, когда мы познакомились в Гвадалахаре.

Я слушал Дэна и понимал, что вот он сейчас вещает и сам, возможно, не осознает, что своей историей он посеял в моей голове замысел, который точно радикально изменит всю мою жизнь.

После этого разговора я капитально загорелся желанием осуществить затею и, надо же, подтолкнул меня к окончательному решению простой американский парнишка. Отчетливо запомнил его фразу в завершение беседы: «Это легко, каждый сможет!». Его слова окрылили меня.

Второе событие, повлиявшее на мое решение, произошло в небольшом курортном городе Плая дель Кармен, где я жил целый месяц. Там многие используют велик потому, что все отлично приспособлено для велодвижения: дорожки, паркинг и т.д.

Мне предстояло жить в этом велосипедном раю целый месяц, и я задумал арендовать подобающий транспорт, но найти аренду на этот срок, да еще и по хорошей цене я не смог, почему решил купить себе простой, самый бюджетный велосипед за 1300 песо (3500 рублей).

Предполагалось, что после использования я продам велик, но я так полюбил его, что не смог с ним расстаться. Оставил и продолжил путешествие вместе с ним. Для дальних поездок я использовал автобусы, в которых есть большой грузовой отсек, куда можно положить велосипед. Когда добирался до очередного нового города, доставал велик и передвигался на нем. Таким образом, объездил пол Мексики. Можно определенно сказать, что тогда я и начал подготовку к своему предстоящему велопутешествию.

Жизнь полна таких хитросплетений и неожиданностей, что порой диву даешься. Кто знает, если бы не эти два простых события — встреча с Дэном и покупка велика в Мексике — может быть, идея, так и осталась в мечтах. Но мечты сбываются!

Возникает вопрос, почему я вернулся в Москву и решил начать свое путешествие не в Мексике, где находился, а выбрал Скандинавию.

Первая и самая весомая причина, я просто соскучился по своим родным, ведь я их не видел почти 7 месяцев. Вторая причина, хотя причина ли это? — я знал, в Скандинавии все идеально исполнено для велотуризма. Например, есть отдельная велосипедная дорожка, протяжённостью по всей Финляндии и Швеции. Она почти вся ровная, то есть ландшафт без крутых гор. Думается, нет места благоприятней для начинающего велотуриста, каковым я являюсь. Вот это и побудило выбрать северную Европу.

К своему первому велопутешествию я решил подойти с максимальной ответственностью, поэтому самостоятельно собрал велосипед с нуля.

За основу взял советскую раму 70 года выпуска с велосипеда «Спутник», потому, что она досталась мне подешевке, вот в таком виде :)

Тормозная система и подседельный штырь также были сохранены.

Колеса и педали были взяты с моего старого велосипеда, сингл-гир, который я тоже собрал самостоятельно и привез из Таиланда в 2013 году. Все остальные детали новые. Вес этого красавца 14 килограммов, без багажа.

Знаете, а ведь если начистоту, то велосипед только с виду выглядит привлекательно, на самом деле, если присмотреться, то ничего особенного.

Например, как я сказал, рама со «Спутника». Она, мягко говоря, не самого высшего класса и прошаренные велосипедисты подтвердят, что советские потребительские велосипеды были весьма средними. Металл для них использовался низкого качества, хлипкий, поэтому рама далека от совершенства. Она использовалась мной только с целью экономии, дабы собрать бюджетный велосипед. Вы скажете, ехать в долгосрочное путешествие на такой старушке — большая авантюра. Быть может. Мне остается надеяться, что рама выдержит все испытания и не подведет на полпути.

Чего уж там, я действительно старался, когда собирал велосипед. И если не брать в расчет раму, то вся механика работает отлично. Детали совершенно новые, и я самостоятельно настраивал и устанавливал все комплектующие. Каждая гаечка, каждый болтик были закручены моими руками, поэтому я доверяю этому велосипеду, как самому себе. Собирая свой велик я, можно сказать, прошел курсы механиков, и если, что-то пойдет не так, я с легкостью определю, в чем проблема и смогу ее исправить. Я приобрел очень полезный опыт, ведь путешествовать на велосипеде и не знать его устройство — это сравнимо с тем, как если бы бегун бегал, но не знал, как ходить.

Теперь я хотел бы поведать о моем багаже.

Многие, услышав, что собираюсь в велосипедное путешествие, представляли себе эдакого чудака, с огромным рюкзаком за плечами, который тащит все это на своем горбу.

Ума не приложу, откуда у людей возникает подобный образ, но я собираюсь его разрушить, поскольку он не соответствует реальности.

Современный велосипедист использует специальный рюкзак. Некоторые называют его рюкзак-штаны, или П-образный рюкзак, по сути же это велорюкзак на багажник.

На теле велосипедиста, по возможности, вообще не должно находиться никакого веса, даже телефон из кармана лучше переложить.

Намного легче крутить педали, когда весь багаж распределен по велосипеду, находится в рюкзаке и сумках.

Важно выбрать качественный и удобный рюкзак, который быстро и с легкостью одевается на багажник и также легко снимается.

Поскольку это мое первое путешествие, я решил использовать проверенный товар питерской фирмы ПИК 99, многие велосипедисты его рекомендуют. Что ж, посмотрим, как он себя покажет в дороге.

Прежде, чем продолжить, хочу сходу вас предупредить, что этот пост не является инструкцией по подготовке к поездке.

Я новичок в этом деле и мой статус не позволяет давать руководства такого плана. Скорее, это просто небольшая предистория обо мне, дополненная иллюстрациями. Наверняка, я сам что — нибудь да забуду, или возьму ненужные вещи, которые в итоге не пригодятся, поэтому, дорогой читатель, я открыт для советов и буду рад, если информация, полученная от вас, поможет в дороге.

Итак, в первую очередь, я хотел бы рассказать о том, без чего мое путешествие не могло бы начаться, а именно о визе.

Этот документ, или правильно о ней сказать «наклейка» в паспорте, позволяет его обладателю легально находиться на шенгенской территории.

Если у вас, к примеру, финский шенген, то вы с ним можете отправиться хоть в Швецию, хоть в Норвегию, в общем, в любую страну шенгенского соглашения. Некоторые страны выдают визы весьма охотно, и редко отказывают, но есть очень требовательные и дотошные, такие лучше обходить лесом. Я решил делать итальянскую визу, потому, что 2013–2014 — это год туризма в Италии и России, почти всем обратившимся они выдают мультивизу на 2 года, дабы турист приезжал. Правда, в моем случае макаронники поскупились и выдали визу всего на 30 дней. Видимо, потому, что мой прошлый шенген был аж 5 лет назад, кто их знает. Кстати, абсолютно все документы, которые я сдавал в визовый центр, былиподдельными. Справка с работы, выписка с банковского счета, бронь билета и гостиницы в Милане. Все это было нарисовано в фотошопе, поэтому спасибо итальянцам, что вообще дали визу и не внесли меня в черный список. Впрочем, это уже четвертая шенгенская виза, которая была оформлена подобным образом, на основе нарисованных документов, поэтому будем считать, что я просто продолжаю хорошую традицию.

Я сторонник такой теории — все что ни делается, все к лучшему, и 30-ти дней для первой в жизни велопоездки должно хватить с головой. Я не собираюсь устраивать Тур Де Франс, буду ехать размеренно, любоваться красотами природы, останавливаться по возможности в крупных городах на несколько дней.

Ночевать планирую в хостелах или кемпингах, у меня для этих целей приготовлен теплый, но легкий спальный мешок Quechua и одноместная компактная палатка Sol Hurricane.

Средняя температура летом в Скандинавии + 15 градусов, и я надеюсь, что палатка и спальник согреют меня прохладными полярными ночами. Вообще, есть у скандинавов такое правило, что каждый может разбить палатку в любом месте, но не больше, чем на сутки, поэтому я не отрицаю варианта ночевки на лоне природы. Рядом с озером в лесу, под звездами. Эх, романтика.

По ходу своего путешествия подумываю делать небольшие видео, в которых буду рассказывать о том, что со мной происходит. Регулярность публикаций зависит от того, насколько будет насыщена событиями жизнь, а также от возможности найти интернет и выложить видео в сеть. Также я буду фотографировать, как на айфон, так и на фотокамеру и делиться своим фото и видео здесь, в моем блоге.

Итак, возвращаемся к моему багажу, а именно к списку того, что я планирую взять с собой.

1. Шлем, купленный мной несколько лет назад на блошином рынке в Севастополе за 3 гривны, а на нем action camera GoPro hero 960. В 2010 она считалась самой крутой спорткамерой, и до сих меня полностью устраивает.

2. Подводный чехол с плоской линзой для камеры GoPro.

3. Огромный 17-дюймовый MacBook, который весит аж 3 кг. Обуза.

4. iPad mini и рядом iPhone 4.

5. Набор ключей для велосипеда.

6. Одноместная легкая палатка Sol Hurricane весом 1.8 кг, спальный мешок Quechua S5 ultralight, герметичная сумка Baseg.

7. Мощный замок для велосипеда.

8. Синтепоновая куртка, которую я купил в Мексике, на рынке, за 100 песо (300 рублей), легкая, но теплая.

9. Велосумка bTwin. Для передвижения на долгие расстояния у меня есть большой и вместительный рюкзак ПИК 99, он удобен для путешествия, но для города слишком громоздок, поэтому я беру с собой легкую сумку, которую буду использовать во время остановки в городах.

10. Водостойкая куртка Quechua.

11. Три хлопковые футболки и два свитера из флиса.

12. Обыкновенная бытовая тряпка, чтобы протереть грязные руки или велосипед.

13. Паспорт, ручка и блокнот.

14. Полотенце.

15. Водонепроницаемые перчатки, шапка, ловилка — ложка и вилка, нож.

16. Зубная щетка, паста, бритва, дезодорант, средство от комаров и самое главное — дегтярное мыло. Именно мыло, а не гель или шампунь. Потому, что мыло нельзя случайно вылить и тем самым испортить все вещи, оно твердое, а еще деготь убивает микробы. Используется как для личной гигиены, так и для стирки белья. Практично!

17. Велосипедные перчатки.

18. Запасная велокамера, трос торможения, цепь, тормозные колодки,насос, ремонтный набор.

19. Ола-ла, нижнее белье в пакетике, вы же не думали, что я его наглядно вам покажу? :)

20. Много черных вещей, которые на фото выглядят одинаково, но на самом деле там три пары носков, одни спортивные штаны из флиса, велошорты, водонепроницаемые штаны для езды во время дождя, джинсы, пара рабочих перчаток для грязной работы с велосипедом.

21. Плавательные шорты Tribord я взял в надежде, что суровая северная погода позволит хоть разок искупаться.

22. Штатив gorilapod Joby, рядом обыкновенные летние шорты и флисовые перчатки.

23. Сумочка на раму, для iPhone, адаптера и прочей ерунды. Можно использовать телефон, как навигатор, при этом руки свободны.

24. Налобный фонарик Energizer.

Все это с легкостью умещается в 80-литровый велорюкзак ПИК 99. Подробнее вещи можно разглядеть в фотогалерее, ниже.

В завершение важно еще разок подчеркнуть, что перечень обозначенных вещей, необходимых для велопутешествия, далек от идеала, и любой профессиональный путешественник может в пух и прах раскритиковать его. Быть может, вы захотите что то добавить или убрать, я с радостью выслушаю вас и внесу коррективы.

Выдвигаюсь я в одиночку, и это немаловажный момент. Видите ли, для себя я давно сделал выбор в пользу сольного путешествия. Скажем так, я люблю странствовать с попутчиками, и всегда рад хорошей компании. Но… находясь в группе, ты зависим от всех твоих товарищей, и всегда должен искать компромисс. Когда ты один, ты абсолютно свободен, и ориентируешься только на свои интересы, а если что пойдет не так, то ты один виновен, значит, тебе одному и расхлебывать. Одновременно это хорошо и не очень, есть как плюсы, так и минусы. И все-таки не такой уж я приверженец одиночества, просто за неимением компании нахожу его вполне приемлемым. Хотя ведь, как говорится, свобода — это тоска по кому-то. Понимаете :)

Сейчас я нахожусь в Питере, гощу у своей сестры, но со дня на день сяду на электричку до Выборга, и уже оттуда начну свое путешествие. Границу с Финляндией, первой страной моего веломаршрута буду пересекать в Торфяновке.

Кстати, у меня нет определенного четкого маршрута, ведь я, исходя из своего опыта, уяснил, что любой маршрут всегда меняется тысячу раз, и в итоге получается нечто, очень далекое от первоначального варианта. Поэтому сейчас у меня есть только очертания, наброски, какие-то мысли, из которых по ходу путешествия я буду формировать свой маршрут. Кстати, если у вас возникнут предложения по поводу того, какие места стоило бы посетить, я с удовольствием выслушаю, таким образом, вы дистанционно присоединитесь к моему путешествию, и мы вместе будем строить маршрут.

Ну, что можно сказать напоследок? Гладкой мне дорожки, и пусть удача будет на моей стороне! Она мне нужна, как никогда прежде!

--

--

Денис Хмель
Tired Sneakers

Блог о самостоятельных путешествиях одного жизнерадостного русского парня!