9 дней моей Финляндии

Денис Хмель
Tired Sneakers
Published in
22 min readJul 30, 2014

Сегодня девятый день моего путешествия. Я проехал на велосипеде почти 500 километров, встретил уйму чудесных людей на своим пути и, кажется, влюбился в Финляндию, а сейчас нахожусь на борту корабля, плывущего к Аландским островам. Что же происходило со мной на прошедшей неделе с хвостиком? Читай в этом посте!

Перво — наперво, я хотел бы пролить свет на то, как в целом обстоит мой велотур, а уж после перейти к более детальному описанию путешествия.

Физическое состояние отличное, вот бы ни сглазить. Первое время ноги сильно уставали от продолжительной езды, но после пары дней я вошел в тонус. Каждый вечер, перед сном и утром прежде, чем тронуться в путь, я мажу колени кремом «Алезан», и он действительно благотворно действует на суставы.

Пью в день по 5, а то и больше литров воды — оно мое топливо. Из — под крана идет чистая, не то, что в Москве, и запасы я пополняю в кафешках бесплатно. Питаюсь в основном фруктами и овощами, а также вкусным темным хлебом со злаками. Никакой тяжёлой пищи, она, на мой взгляд, никак не сочетается со спортом. (фото) Продукты покупаю в супермаркетах.

Ночевать предпочитаю в палатке на природе, рядом с озером, ни разу — в кемпинге или хостеле. Велосипед во время ночевки оставляю в метре от палатки, блокирую заднее колесо U-образным замком.

Все ценные вещи хранятся во время сна вместе со мной. Легко обхожусь без ванной или душа, благо на протяжении 9 дней мне везет с погодой. а небе ни облачка, жара, а, значит, мыться и купаться в водоемах одно удовольствие. Одежду стираю там же.

Дважды останавливался у ребят через социальную сеть Каучсерфинг, но об этом я расскажу немного позже подробнее.
Телефон и прочую электронику я подзаряжаю в кафе, например в Макдональдсе, вдобавок у меня имеется вместительная батарея на 3000mAh, которая позволяет зарядить iphone 6–7 раз. Отличная штука.

В дороге чаще фотографирую на планшет, он у меня в набедренной сумке, а еще на GoPro, она там же. Реже использую зеркальную камеру, поскольку не совсем удобно каждый раз ее доставать из рюкзака.

Телефон всегда под рукой, в сумке на раме, в нем offline карта, работает как навигатор. Так обстоят дела в целом, ну а теперь подробнее.

19 июля 2014 года.

Электричка из Питера домчала меня с велосипедом до некогда финского города Выборг.

Стоимость проезда с велосипедом 257 рублей. Государство взымает деньги за перевоз велосипеда в электричках, при этом никак не обеспечивает комфорт велосипедиста. Попросту — в поездах нет специально приспособленного места.

Приходится стоять с транспортом в тамбуре на протяжении всего пути, то и дело его передвигая то в одну сторону, то в другую, уступая проход людям. Тогда меня грела одна мысль, что скоро я буду в стране, где велосипедистов уважают, и власти делают все для их комфорта. Финляндия не за горами.

Выборг.

Обменял рубли в Сбербанке и получил 300 евро — мои финансы на все путешествие, посмотрим на сколько их хватит. Поколесил в сторону границы к Торфяновке. По пути оформил страховку, от «Альфа-страхование», обычно не включающую активный отдых, — 30 дней 588 рублей.

На Российском пропускном пункте меня попросили снять очки и шлем, чтобы сверить внешность с фотографией в паспорте.

На финской границе поинтересовались маршрутом и маркой велосипеда, а также тем, почему у меня итальянская шенгенская виза. Ответил с гордостью, что велосипед я собрал сам, поэтому нет никакой марки. Маршрут у меня через всю Скандинавию, а насчет итальянского шенгена разъяснил, что планировал поездку с друзьями в Италию, но приболел и отменил, а чтобы виза не пропадала, решил отправиться в Финляндию.

Про медицинскую страховку вопросов не было, также, как и про место ночевок. Просто поставили штамп в паспорт и пожелали хорошего пути. И вот я уже в красавице — Финляндии, густо покрытой велосипедными дорожками.

Выезжаю на одну из таких, она начинается прямо от пограничного пункта.
Кстати, многие сотрудники финской таможни ездят на работу на велосипедах. Это можно понять по большому количеству велосипедов рядом с таможней.

Казалось бы, вот Россия, а через 100 метров — Финляндия, но как только пересекаешь границу, сразу чувствуешь существенную разницу. Она в деталях, в атмосфере. Все аккуратное, ухоженное. Поля, деревенские домики — все наполнено уютом.

Иногда велосипедная дорожка заканчивается или сворачивает с твоего маршрута. Тогда приходится ехать по правой стороне автодороги, поближе к обочине, то есть, как у нас на Руси. Такие участки не продолжительны, но удивляет деликатность финских водителей, они объезжают меня с большим расстоянием, будто обгоняют автомобиль. Чувствуешь себя в безопасности и невольно вспоминаешь будни российских велосипедистов, где с нами вообще не считаются.

В первый день я проехал примерно 85 километров и остановился на ночевку на берегу Финского залива.

Рядом причал, рыбаки, яхты, крики чаек сливаются с пением финнов в караоке. Заливаются соловьем и пьют, наверное, свою финскую лакричную водку, но я так устал, что их мотивы для моих ушей, как колыбельная. Засыпаю.

Второй день.

Спал аж 11 часов. Выспался на славу. Вылезаю из палатки, а вокруг красота, где-то вдалеке острова. Люди плещутся поодаль, рядом со своими летними дачами, так популярными у финнов. Вода прохладная, купание бодрит лучше кофе поутру.

Собираю свой временный кемпинг и оправляюсь в дорогу, в сторону Хельсинки. Кручу педали, а мимо меня проносятся велосипедисты и все приветственно машут мне рукой и улыбаются. И тут ты понимаешь, что мы будто бы из одной «стаи», мы — выбрали велосипед, и это роднит нас, мы чувствуем некую связь.

Так и хочется прокричать: «Чувачки, я такой же, как и вы!»

Конечно, дороги принадлежат не только нам, иногда по ним проносятся, на удивление популярные тут кабриолеты — машины с открытым верхом, мотоциклисты на «Харлеях» или быстрых японских мотоциклах.

Маленькие одноэтажные городки пустынны, на улицах ни души, все попрятались по берлогам. Улицы вылизаны до блеска и одиночество витает в воздухе. Автомобили редкость тут, а если и встречаются, то всегда деликатно уступают велосипедисту дорогу на переходах и тормозят загодя, как только увидят меня издалека. Несуетность и умиротворение — вот, на мой первый взгляд, лик Финляндии.

Неоднократно ловил взглядом народ, собирающий на лесных опушках ягоды специальными ручными комбайнами.

Эти ягодники напомнили мне о Сибири, откуда я родом, и о том, как я в детстве ездил с родителями и такими же самыми комбайнами собирал 10 — литровые ведра голубики, а потом объедался ею дома от души, так что весь рот и руки потом были синими. Любовь к ягодам интернациональна.

Дорога, особенно в лесной местности, обнесена забором, чтобы дикие животные не выбегали под колеса машин. Для зверей специально построены зеленые мосты, повторяющие лесной ландшафт, чтобы животные комфортно переходили автотрассу. Вопреки всем предосторожностям несколько раз встречались задавленные мелкие твари на асфальте: белки, ежи, змеи. Словом, зрелище плачевное.
Что уж тут поделаешь, такова жизнь.

Во второй день я проехал немного больше, 106 километров, а от Выборга аж 192. Это мой маленький рекорд.

Каждый вечер пью местное пиво, а еще вкуснейший финский сидр. Для меня каждый глоток, как награда за пройденную дорогу, как знак того, что я победил этот день.

Продолжаю традицию и ночую на побережье, не зря же Финляндия страна 1000 озер.

Вода темная-темная, но это ложная чернота. Обман зрения, можно сказать, дно черное и возникает иллюзия, что озеро — тоже. На самом деле она кристально чистая, так что даже на глубине вижу свои ноги.

Купаюсь вдоволь и тщательно смываю с себя грязь дороги, природа — естественная ванная комната человека.

Неподалеку небольшой пляж, люди купаются, слышны радостные крики детворы, игривый лай собак, а я поодаль особняком в разбитом мной лагере, засыпаю в палатке.

Третий день.

Позволяю себе выспаться, ведь какой толк от сонной мухи в таком путешествии. Проснулся, огляделся и осознал, что вчера расположил палатку на подземном муравейнике, недостаточно хорошо осмотрел «плацдарм» для кемпинга. Благо палатка крепко — накрепко закрывается, так что ни одно насекомое не потревожило меня во время сна, но впредь нужно быть внимательней.

Собрал все вещи в рюкзак, это заняло минут 15 и с каждым разом отнимает все меньше времени. Мешали собираться муравьи-трудяги, которые кусали ноги.

Купаюсь поутру и мигом прихожу в тонус. Готов оправиться в путь!

Двигаюсь в темпе вальса и проезжаю все мелкие городки, не глядя. Во что бы то ни стало нужно быть в Хельсинки 21 июля в понедельник, то есть сегодня, поскольку там меня ждет одна русская девушка. Она согласилась приютить путника, а нашел я ее из широко известной соц. сети Каучсерфинг.

Замысел я свой успешно осуществил.

Доехал за 2 с половиной дня. Правда, подзадержался на подъезде к городу, где начались бесконечные светофоры. Чтобы перейти дорогу, нужно нажать на кнопку и только после этого загорается зеленый.

Поймал в кафе бесплатный wi-fi и отписался девушке Ире, обещавшей меня приютить. Все в силе и она ждет. Еду по указанному адресу, используя google map. Добрался быстро и без проблем отыскал дом.

Ира меня встретила, и впустила в свою берлогу, а следом за мной, буквально через минуту, подошел еще один гость, тоже каучсерфер, из Германии. Втроем мы пошли на берег залива. Пили пиво, разговаривали и любовались закатом.

Ирина немного рассказала о себе. Живет она в Финляндии уже два года, и занимается много чем, например дает уроки игры на пианино, а еще преподает финский язык на курсах.

Снимает скромную квартиру — студию за 650 евро в месяц, с ее слов это средняя цена для Хельсинки.

Она много путешествовала по Европе и часто прибегала к соц. сети Каучсерфинг, где мы и познакомились. А сейчас сама решила открыть двери своего дома, как говорится, долг платежом красен.

Немец же пользовался Каучсерфингом лишь однажды.

Его второй опыт был как раз сейчас в гостях у Иры. Он приехал из Гамбурга на своем любимом транспорте — мотоцикле, который практикует с детства. Его девушка разбилась насмерть в Таиланде на мотоцикле. Несмотря на столь прискорбный случай, он верен своему двухколесному другу и не собирается от него отказываться.

Ирина поведала об интересной особенности финнов.

Когда у соседей шумная вечеринка на всю ночь, то не принято идти и просить их успокоиться и сделать музыку потише. В этом случае соседи пишут письмо тому, кто нарушил покой, мол, вы шумели и прошу больше подобного не допускать, иначе обратимся в органы.

А еще, после полуночи запрещено принимать душ, поскольку вода шумит и может потревожить сон соседей.

Вот так придешь домой поздно — спи грязным! Хотя такое правило распространяется далеко не на все дома. Оно относится к тем, у кого в квартире тонкие стены.

Я спросил у Иры, а есть ли в природе финны — бунтари? Такие, кто выбивается из стаи. Она ответила, что таковых не встречала, за исключением тех, кто отстаивает свои права.

Вот еще один интересный нюанс, на этот раз о финском языке, в нем не было слова «пропускать», поэтому они заимствовали его из английского skip. На мой взгляд, это говорит о том, что финны не пропускают ничего, то есть очень пунктуальный народ и по-хорошему дотошный.

Может показаться, что финский язык игривый и какой-то немного даже сказочный, будто выдуманный как эсперанто, но выучить его не так — то просто, одних 16 падежей чего стоят.

Да и вообще, в финском все слова имеют свое значение, допустим, интернациональное слово computer в финском дословно значит — «машина информации».

С этим понятно, у нас в Союзе тоже вычислительная машина ЭВМ была, но вот, такой агрегат я увидел впервые. Гений финской инженерной мысли! Стоит на набережной и служит для выжимки ковров, я в шутку решил прижать немцу пальцы, пусть меньше теперь газует.

Выжималка, оказывается, пользуется популярностью, и многие приходят стирать ковры в заливе, выжимают, а после развешивают сушиться в специальном месте.

Закончив процесс дегустации очередной новой марки пива, и проводив закатное солнце, мы отправились домой, ведь у каждого из нас был долгий день, и честно говоря, я порядочно устал.

Четвертый день. Хельсинки.

Я просыпаюсь и говорю: «Доброе утро, Финляндия, доброе утро, Ира и немец». Эх, спасибо тебе, Каучсерфинг, что дал мне крышу над головой.

Сегодняшний день я решил целостно посвятить покатушкам по Хельсинки.

Беру с собой легкую сумку на багажник, в которую хорошо вмещаются все необходимые вещи на целый день, и выдвигаюсь.

Рассекаю по финской столице и смотрю на уютные маленькие улочки с седла велосипеда. Старинной архитектуры, конечно, хватает, но вот что удивило. В самом центре выстроены новые дома в современном архитектурном стиле. Красиво, чисто, безлюдно и ощущаешь себя там до чертиков жутко.

Как — будто находишься в матрице, и все окружающее — компьютерная программа.

Больше всего привлек внимание аутентичный остров seurasaaren park, где можно прогуляться по старинной финской деревне.

Велосипед оставил на парковке, с ним не пускают, но парк не большой и пешком его легко и приятно обойти за какой — то час.

Заинтересовал дом на дереве, оказалось, что финны там хранили и прятали продукты подальше от диких животных.

Церковь Темппелиаукио, выдолбленная в скале, однозначно заслуживает внимания. Ничего подобного не встречал ранее.

Уж даже не знаю, чего я так впечатлился ею? Может, от того, что это какая никакая, а пещера, и во мне взыграло что — то первобытное? Сразу представил себе, что обитаю в пещере, как дикарь, как Том Хэнкс =) в том самом фильме.

Город весь в таких здоровенных камнях и скалах, что при желании можно было сделать очень много пещер.

Ума не приложу, почему финны не развили эту тему? Было бы на каждого гражданина по пещере, а так всего одна и обитает в ней святой дух.

Есть у них и ортодоксальная церковь и даже не одна, ведь в городе не мало православных прихожан. Вот я запилил селфи на фоне Успенского собора.

Любопытно, что здесь народ платит налог на религию. Деньги идут на нужды церкви.

Можно подумать, что финны очень религиозны, но это не так. Просто многие любят венчается в церквях, и поэтому продолжают прилежно платить налог, чтобы не отказывать себе в приятной привычке.

Особенно по душе туристам монумент Сибелиуса. Вот какое искусство можно состряпать из лишних водосточных труб и автогена.

Общественный транспорт мне ни к чему, у меня свой личный, но я все же уточнил цены, может, кому интересно. Один проезд стоит 3 евро, а карта на месяц — 40 евро, и действует она не только для метро, но и на другие виды транспорта.

Криминал почти отсутствует, и скажем, лет 5 назад, даже можно было оставить свой телефон в центре города на лавочке. Прийти обратно через несколько часов и обнаружить его на том же месте.

Правда, сейчас горожане уже не рекомендуют проверять на прочность финскую безупречность, ведь за последние годы Хельсинки сильно изменился за счет наплыва мигрантов. И действительно, как только заезжаешь в столицу, сразу начинаешь замечать темнокожих людей, женщин в мусульманских платках — хиджабах. Они ярко выделяются на фоне белых людей.

Времена меняются и современный Хельсинки — это плавильный котел наций, хотя ему, несомненно, далеко до Лондона или Парижа, где черным-черно. Да и атмосфера здесь в разы спокойней.

Вот, например, у Ирины, всего один ключ, им открывается дверь подъезда, в котором много квартир, в том числе и ее собственная. По мне так, это вполне весомый аргумент в пользу доверительности и порядочности финнов.

Ландшафт не такой уж и ровный, как ожидалось, порой приходилось постараться, чтобы одолеть крутые холмы, но за день на велосипеде с легкостью объезжаешь все достопримечательные места.

По финским меркам город большой, но это все же не шумная Москва, и даже не Питер.

Представьте, понедельник — будний день, а такое ощущение, что люди на отдыхе. Неспешно прогуливаются и никто не думает торопиться по делам. Знаете, мне такая неторопливость по душе, есть в ней какая-то осмысленность, взвешенность.

Вечер. Я вернулся в квартиру, где меня ждали Ирина и немец.

День выдался активный и нас объединяло чувство усталости, поэтому мы решили немедленно отправиться на боковую.

Пятый день.

Покидаю свое временное пристанище. Прощаюсь с Ириной и душевно благодарю за гостеприимство. Экипирую своего железного коня и готовлюсь покинуть столицу. Впереди дорога на Турку.

Ох, и не легко же мне пришлось, братцы.

Ломался несколько раз. Рвалась цепь, но это не главное разочарование.

Основная проблема в том, что прохудилась задняя покрышка и лопнула камера. Вышел из ситуации, как смог.

Заклеил покрышку эпоксидным клеем и переставил на переднее колесо. Часть цепи потерялась во время поломки, теперь она недостаточной длины и поэтому пришлось отказаться от переключателя скоростей. Установил цепь на одну единственную скорость, получился сингл-гир. Выглядит далеко не идеально, но ехать можно.

Пока я возился с ремонтом, ко мне подошла одна финская бабуля. Она рассказала, что несколько лет назад они с мужем проехали 500 километров, где-то по 90 в день, и добавила, что мне повезло: ведь у них в Финляндии с велосипедными дорогами все очень хорошо, да и ландшафт щадящий, без гор. Эх бабуля, святая простота, ей и невдомек, что теперь до самого Турку мне предстоит ехать лишь на одной скорости.

Собрав волю в кулак, я выдвинулся, и несмотря на трудности в пути, преодолел за день ни больше — ни меньше, а 100 километров.

Кручу педали, любуюсь меняющимися пейзажами и слушаю музыку в плеере, а еще — аудиокниги.

Перечитываю, или лучше сказать переслушиваю одного из своих любимых норвежских писателей Эрленда Лу, роман «Лучшая страна в мире», про Финляндию, кстати. Даже не знаю, может, поломка отчасти подпортила настроение, но взгляд начал замечать неприятные мелочи, такие, как мусор на обочине дороги, банки из — под пива, сигаретные пачки. Выходит, не такая уж идеально чистая Финляндия.

Привал по привычке выбрал неподалеку от воды, в лесу у озера. Сегодня мне, как никогда, нужно было искупаться и смыть всю усталость и негатив.

По праву выдавшийся день можно назвать самым утомительным, стрессовым, но и его я пережил!

Смотрю на себя — и все мне нипочем. Так держать! Как там пел кот Леопольд в мультфильме: «Неприятность эту мы переживем». А завтра новый день, и как говорится, утро вечера мудренее.

Сижу на опушке и попиваю грушевый сидр с мыслью, что завтра обязательно доберусь до Турку, а там исправлю все технические проблемы велосипеда, и все встанет на свои места.

Замечаю, что «седалище» мое уже почти привыкло к долгой езде. Не испытывает прежнего дискомфорта, как это было в первые дни путешествия. Правда, руки по — прежнему затекают от продолжительного руления. Мизинцы немеют, но я уже и к этому начинаю привыкать.

Шестой день.

Выдвигаюсь в путь на одной скорости, лучше так, чем вообще никак.

Проезжаю город под названием Salo, и вспоминается бородатый анекдот про хохла, который не хотел поделиться с негром салом, под предлогом того, что сало оно и в Африке сало, чего его пробовать.

Делаю передышку в Макдональдсе. Пью кофе за 1.50 евро и обнаруживаю, что у них нет такого привычного для многих wi-fi.

Расстояние до Турку не велико, всего 64 километра, но двигался я совсем без спешки, как говорится — тише едешь, дальше будешь.

Добравшись в город Турку, проверил Каучсерфинг и — удача!

Семейная пара дала согласие приютить меня. Направляюсь по указанному в сообщении адресу. Приезжаю, паркуюсь и вдруг слышу издалека кричат по-русски — «привет» и идет мне навстречу милая женщина лет 40. Меня ждали и, заприметив, поспешили встретить на улице. Женщину звали Тару, а ее мужа Олли.

Меня радушно приняли, угостили пивом, накормили вкусным ужином, а еще позволили снять на видео небольшую импровизированную экскурсию по их удивительной квартире.

Апартаменты они арендуют всего за 600 евро в месяц, в то время как все остальные жильцы дома платят 1100, то есть почти в два раза больше. Хозяин дома снизил арендную плату в индивидуальном порядке, по причине хорошего расположения к семье.

Олли родом из северной Финляндии и по национальности он саам, в его местах народ говорит на своем саамском языке, и ему приходилось учить финский, чтобы адаптироваться в обществе.

В юности парень музицировал в довольно популярной местной хард-корр группе Cloaca Maxima или сокращенно CMX. Прокрутил несколько композиций, а когда заметил мой неподдельный интерес к его творчеству, расщедрился и подарил диск.

Он давно отошел от хард-корра и сейчас работает в медицинской сфере оператором специального оборудования для сложных операций.

Тару родом из маленькой финской деревушки ii, да всего две буквы И, такое вот название.

Некоторое время женщина жила в Швеции и работала по разным специальностям, но сейчас решила отдохнуть и уже целый год успешно бездельничает. Она мечтает отправиться в долгое путешествие и объездить весь белый свет. Наверное, поэтому мы моментально сдружились и нашли общий язык, ведь в душе мы похожи и обыденность нам опостылела.

Пара познакомилась через интернет, и это их второй брак. У каждого есть дети от первого, например, у Олли — дочурка, по имени Лаура. Удивительное дитя, говорит мой новый знакомый, в три года научилась читать, сейчас ей 5 лет. Такое вот чудесное семейство.

Вечером вышли на проминад с собаками, и с нами произошла удивительная или даже комичная ситуация.

Гуляем мы и тут вдруг, откуда ни возьмись, пара геев, и давай тискать собачек, да расспрашивать про живность. Полюбовались, поумилялись, спросили, что хотели и отчалили по своим гейским делам.

Проходим мы несколько метров и нам навстречу другая пара, на этот раз лесбиянок, и те давай — в ту же степь и по те же дрова. Такое скопление нетрадициалов меня удивило, и я поинтересовался у Тару и Олли: а что, Турку столица геев Финляндии? Они рассмеялись и ответили, что намедни в их доме открылся гей — бар, вот бесы — то и прут, как угорелые. А так геев тут, как и в любом другом месте, хватает. Но Олли с Тару ничего не имеют против этих ребят.

В завершение дня еще одним приятным сюрпризом было то, как меня уложили спать.

Воистину по — царски, в отдельной комнате, на постели, которая казалась такой мягкой после ночевок в палатке на туристическом коврике, поэтому я моментально заснул без задних ног.

Седьмой день.

Проснулся от того, что песик Тару лижет мне щеку. Как только открыл глаза, увидел его милую мордочку.

Завтрак не уступал по вкусноте ужину, да и вообще кормили меня тогда — «зашибись», можно сказать — баловали иностранного гостя.

Если верить библии, то на седьмой день бог отдыхал, ну это всевышний, а мне, приземленному путешественнику, в этот день выдалась другая участь. Велосипед находился в плачевном состоянии и требовал немедленного ремонта.

Я объездил, наверное, все спортивные магазины Турку, пока не отыскал самые недорогие и необходимые для замены компоненты.

Покрышка обошлась в 14 евро, заодно я прикупил еще одну камеру по цене в 6 евро. Дорога предстоит долгая и впредь ситуацию с порванной цепью допускать нельзя, поэтому прикупил целых две цепи, каждую за 12 евро. Однако, все это не может сравниться с основной и самой важной обновкой — силиконовой накладкой на сидушку. Ох, езда с ней в разы комфортней, и теперь я ни за что не вернусь к голому седлу, ведь это равносильно тому, что ехать на иголках. Поэтому цену в 12 евро для такого чудесного приобретения, считаю, вполне оправданной.

Свою здоровенную переднюю звезду на 53 зуба, поменял на 36 — отдал 20 евро, зато теперь любая горка мне по плечу.

Здесь уместно признаться, что 53 зуба для путешествия — ужасный выбор. В городе без груза другое дело, а по трассе, да еще и с горками и с весом, — тьфу!

Поэтому я признаю свою ошибку, и надеюсь, что вы будете учиться на ней, когда отправитесь в свою собственную поездку.

В итоге я вбухал аж 76 евро и после пересчета своих финансов выяснил, что теперь на все про все я имею 133 евро. Что ж, пришло время подтянуть поясок и отказаться от распития пива. Посмотрим, на какой срок мне хватит моих грошей.

Вечером я в годом одиночестве прогулялся пешком по центру Турку, не все же мне крутить «баранку», иногда полезно стать пешеходом.

Городок очень тихий, я бы сказал провинциальный. Хотя как сказать.

Несмотря на свои крохотные размеры, и население всего в 300 тысяч, в городе представлены развлечения на любой вкус, в том числе концерты, выставки. По сути, это вторая столица Финляндии и заскучать здесь сложно.

Но самое главное и первостепенное для меня, это то, что большинство граждан для передвижения используют велосипед, и значит, тут я в своей тарелке.

Мне стало интересно: пользуется ли народ велосипедом зимой?

Спросил Тару и возрадовался ее ответу. Оказалось, и в холодное время года, когда за окнами мороз и снег сугробами, Тару, как и многие жители, продолжает быть верной своему транспорту.

Власти расчищают улицы от снега, так что женщина даже не затрудняет себя сменой резины на зимнюю, так и гоняет на летней во все сезоны. Вот что значит создать условия, построить отдельные велодорожки и народ, глядишь, сам пересядет с машин на экологичный транспорт.

Эх, как говорится, Москва не сразу строилась. Может, когда — нибудь и для москвичей наступят золотые деньки, хотя, если серьезно, то вспомните какие две главные беды на Руси — дураки и дороги. Уж коли с автодорогами у нас разобраться не могут, то с велосипедными уж и подавно. Но надежда, как говорится, умирает последней.

Вечером второго дня семья пригласила меня в сауну — это, кстати, исконно финское слово, из чего можно понять, как они здесь ценят ее и любят попариться.

Финская сауна похожа на русскую баню, хотя бы тем, что здесь тоже используют веники из разных сортов деревьев, и аналогично подливают воду на камень, так что пар стоит коромыслом. Создается впечатление, что по сути различие лишь в названии, это как «бордюр» в Москвеи«поребрик» в Питере — одно и то же, а зовут его по — разному.

Ох, напарился я всласть и пивом меня напоили до отвала. Поэтому засыпал я в своих царских хоромах блаженным сном.

Восьмой день.

Отлично выспался, поскольку хороший сон залог энергичного путешествия. Мне предстояла дорога на запад, через многочисленные мосты по островам в сторону тех мест, где говорят по — шведски — на Аландские острова.

Огляделся и обнаружил на столике записку от Тару. Она просила дождаться их приезда из магазина, они хотели проводить меня, как же это мило.

Конечно, я дождался и проводили меня мои новые друзья так пышно и с такими добрыми напутственными словами, что я, уезжая, будто оставил часть сердца в Турку.

Задумайтесь, ведь я же совершенно не знал этих людей и вот за каких — то два дня стал им как родной, вот что Каучсерфинг с людьми делает!

Но если всерьез, то мне просто очень повезло встретить эту душевную чету, и дай бог им всего самого благоприятного! Кто знает, может, однажды мне выдастся возможность приютить их в Москве.

Мой маршрут лежит через множество островов, и это все еще Финляндия. Проезжаю несколько мостов и плыву на двух паромах, в сложности делаю почти 80 километров.

С новой звездой на 36 зубов совсем другое дело. Только сейчас я чувствую удовольствие, как от подъемов, так и от спусков, то есть в полной мере наслаждаюсь ездой.

Кстати, за паромы с меня пока ничего не взымают, плыву бесплатно.

В двух километрах от крохотного города Korpo находится крупная паромная станция, откуда корабли отчаливают в специальную область Финляндии под названием Ahvenanmaa.

Что ж, я упустил последний на сегодня паром, и остаюсь ночевать неподалеку между станцией и городом.

Начинаю разбивать лагерь, и тут подъезжает ко мне мужик на велосипеде и обращается на финском, я ему отвечаю на английском: пардонте, финским не владею — с.

Переходим на английский и тут из разговора с ним я выясняю, что дядя рожден был в США, а корни у него финские, то есть он американский финн, но суть в другом.

Он купил свой велосипед в ломбарде за 15 евро.

Друзья сочли его полоумным, когда узнали, что он задумал поехать в путешествие по всей Финляндии на этой развалюхе. Короче, мужик тот еще псих, и мы с ним на одной волне.

Джон — так его зовут, возит все необходимое с собой, а именно, газовую горелку и молотый кофе. Варит его поутру, чтобы пребывать в хорошем расположении духа.

Несколько лет назад он вернулся из Америки на родину предков, чтобы восстановить свое генеалогическое древо. Нашел могилу деда в 8 колене. Потратил на это 7 месяцев. Сейчас развивает свой бизнес, стартап https://www.taganize.com/

Прежде ему уже доводилось побывать в этих местах, когда он искал свою родню, и именно на этом месте он уже ставил палатку. Берег и вправду чудесный. Пристань, яхты, каменные холмы средь зелени, закат и неподалеку играет музыкальная группа в баре.

Джон поделился со мной кодом от ванной комнаты, где можно принять душ, сходить в туалет и даже попариться в сауне.

В прошлый раз он заплатил 5 евро, чтобы узнать код и попасть внутрь, и на этот раз код подошел: 13130. Пользуйтесь на здоровье!
Хорошенько пропарившись, я потопал в палатку готовиться ко сну, ведь завтра планировался ранний подъем.

Девятый день.

В первый раз сначала велотура встал по будильнику.

Меня ждала переправа в 9.45, которую никак нельзя пропускать, ведь следующая только вечером. Вылажу из палатки, а Джон тут как тут, попивает свежезаваренный кофе.

Пока я собирал свои манатки в рюкзак, американец поведал мне, что уже бывал раньше на Аландском архипелаге,куда я был намерен держать путь, и паром для велосипедиста в эту область Финляндии стоит 6 евро.

Раньше на руль вам вешали стикер, похожий на тот, что клеят на багаж в аэропортах. Многие оставляли его как сувенир в память того, что они плыли этим паромом. Только это дела минувших дней, и вроде как стикеры заменили простым билетом.

Обменялись с Джоном почтой, ведь этот чудак старается держаться подальше от соц. сетей. Здесь наши пути расходятся, мы прощаемся, и я оправляюсь в сторону паромной станции.

Покупаю у парня в ярко зеленой жилетке билет за 6 евро. Он маячил у въезда на корабль.

Стикеры действительно отменили, но если эта бумажка кому-то нужна, то получить ее можно в туристическом офисе. Как вы догадались, мне она даром не сдалась.

Меня пропускают первым на борт и я удачно паркую велосипед.

Прохожу на верхнюю палубу и занимаю место у окна с хорошим видом и поближе к электророзетке, чтобы подзарядить всю свою электронику.

Корабль отчаливает, и тут я вспоминаю напутственные слова Джона: Аландские острова — это уже не Финляндия, и пусть на бумажках она относится к этой стране, но люди там другие. Они используют шведский язык, у них свой флаг, другой уклад жизни и менталитет.

Получается, сегодня был мой последний день в Финляндии, и впору сделать некое заключение, подвести черту, так сказать.

Вспоминая все , что произошло со мной за эти 9 дней, я чувствую теплоту на сердце. Меня греют воспоминая о людях, что встретились на моем пути, поэтому для меня Финляндия — это в первую очередь страна людей с большой душой, которые живут своей размеренной жизнью в этих усеянных озерами красотах.

Километры дорог за плечами закалили меня и дали ясно понять, что путешествовать верхом на велосипеде может каждый. Стоит лишь сильно захотеть!

--

--

Денис Хмель
Tired Sneakers

Блог о самостоятельных путешествиях одного жизнерадостного русского парня!