Терезин
В июле 2017 я оказался в Праге и съездил в город Терезин.
Во врем второй мировой в Терезине был концлагерь, а сейчас там музей. В этой истории я расскажу почему ценю такие места.
Меня иногда спрашивают:
— Данил, почему тебе интересен такой мрачняк? Вокруг все спокойно, у тебя благополучная жизнь, зачем смотреть на все это? Все в прошлом, войны больше нет, людей не сжигают в печах. Почему бы не побывать в более позитивных и приятных местах?
Все так, но не совсем.
Во-первых, все не очень далеко в прошлом. События 2-й мировой войны были ~70 лет назад, что в масштабах истории — всего ничего. Можно сказать, что пули из армейских винтовок пролетели в сантиметре от наших с вами голов. Я считаю, события этих лет достойны такого же внимания обычного человека, как и повседневные новости.
Во-вторых, от обычной благополучной жизни мне не хватает полноты. Можно посмотреть на человека чуть с большей высоты, и представить его в виде губки, которая впитывает сенсорный и эмоциональный опыт из внешнего мира. В колесе домашних и рабочих дел количество новых впечатлений сильно ограничивается.
Можно выбраться в отпуск, съездить в другую страну, получить новые приятные впечатления. Это работает, но мне мало. Мне хочется видеть «темную» часть спектра, испытывать эмоции, которые тяжело испытывать. В местах вроде Терезина ты оказываешься совершенно не готов к опыту, который получишь. Ты читаешь письма детей, которых казнили в Аушвице. Оказываешься в камере, где держали заключенных. Касаешься стен, у которых расстреливали людей. Такой коктейль из страха, злобы, жалости и слез трудно получить работая в офисе с 9 до 6. И тем он ценнее.
В-третьих, память о событиях такой важности должна жить и распространяться. Если мы будем отгораживаться себя от пугающей истории, то эта история будет забыта и мы рискуем повторить её снова. А что лучше шрама от ожога может напоминать о том, что огонь горячий. Иногда я ловлю себя на мысли, что провожу очередную границу между «такие как мы» и «такие как они», и тогда я вспоминаю как стоял с трясущимися коленями у входа в Терезин.
В заключении расскажу про нашего гида. Мы ездили туром и нам достался гид по имени Брайан. Весь день он казался безэмоциональным сухарем, говорил с сильным Британским акцентом, и в целом бесил. Но в конце он сказал то, что меня зацепило: «большинство гидов заканчивают поездку на позитивной ноте, рассказывают о победе над фашизмом. Но я ничего не буду говорить, потому что у этой истории нет позитивного конца.».
Когда будете в Праге, съездите в Терезин.