Вверх и вниз

--

Путешествие по Абхазии через Арабику к Рица.

Семь дней мы шли по вершинам Абхазии. Прошли под рюкзаками около 80 километров, набирали высоту до 2600 метров, скидывали и снова поднимались. В Абхазии много гор, лопухов и колючек.

День первый: встреча

в 12.00 мы встретились на вокзале города Адлер. 25 человек неуверенно сбивались в группу, узнавая своих по рюкзакам и нетипичным для летней жары ботинкам на крепкой подошве. Ждем инструктора. У него хлеб, тушенка и прочий общак, который нам предстоит нести на своих спинах. Инструктора зовут Саша и он похож на Исуса или заросшего бородой Кобейна. Саша ведет нас к микроавтобусам, и мы едем на границу.

Граница проходит быстро и формально, и вот мы уже сворачиваем на проселочную дорогу. Она уходит вверх, петляя по склону какой-то горы. Гору я вижу впервые, поэтому она кажется мне удивительной. Если бы не мусор на обочинах и покосившиеся хибары местных жителей, можно было бы представить себя первооткрывателем. Водитель уверенно рулит на узкой дорожке. Ухабы на дороге волнуют его больше, чем ущелье в метре от нас. Волнуется он не зря, потому что к концу поездки одно колесо будет пробито.

Нас забрасывают на высоту 600 метров. Отсюда мы пойдем пешком. Мы делим общие вещи — мальчикам два пакета, девочкам один — и набиваем рюкзаки. Те, кто еще не успел, меняют уютные сандалии на прочные ботинки.

Идем по грунтовой дороге. Жарко и пыльно. Мы еще не знаем, что любая дорога — это благодать. Следующую неделю мы будем идти через лопухи и колючки, балансировать на каменной сыпухе.

Коровы в Абхазии тощие и любят гулять по дорогам, где от них почтительно уворачиваются автомобили.

Вдоль дороги пасутся такие уютные и домашние коровы. Валяются лошади. Идти оказалось всего ничего. Минут через 20 мы делаем привал, и Саша объявляет, что первый день похода закончился. Разбиваем палатки и отправляемся за водой.

Поход за водой оказался первым приключением. Чтобы наполнить котлы водой, мы спускаемся в ущелье, где обычно течет река. Но река пересохла. По заваленному камнями руслу мы идем до ближайшего ручья.

День второй: ущелья.

Сегодня мы пройдем немного. Часа четыре. Это первый ходовой день, и мы только привыкаем к весу на плечах. Смотреть особо не на что. Мы идем по дну ущелья, иногда забираемся вверх, иногда спускаемся. Идем по глиняным тропам, хорошо, что похода сухая. Смотреть и правда не на что. Вокруг лопухи и деревья, стены ущелий. Впереди — чья-то спина под рюкзаком. Вот и весь пейзаж. К обеду мы встаем на привал и отправляемся мыться в горный ручей. Если вы видели в кино, как первобытная красавица томно моет волосы в водопаде — не верьте. Мыться в горном ручье можно только с визгом, брызгами. Быстро обтираясь водой, стоя по щиколотку, периодически выбегая на берег, потому что сводит ноги.

Ночью мыши прогрызли мой рюкзак и покусали хлеб.

Типичный пейзаж второго дня. Камни и повороты.

День третий: вверх.

Сегодня — настоящий ходовой день. Мы набираем высоту. За день мы должны подняться на 1000 метров и встать лагерем под Арабикой — первой целью нашего путешествия. Идти будем до самого вечера, и Саша говорит, что это один из самых сложных переходов за весь поход, дальше будет легче. Но так он говорит почти каждый день. Вообще в горах трудно оценивать сложность перехода. Один километр можно пройти за 10 минут или пару часов. Все зависит от перепада высоты, наличия дороги и ее состояния.

Первая половина дня проходит в тропическом лесу. В Абхазии мы уже три дня, а гор до сих пор не видели. К обеду мы должны пройти лес, выйти на альпийские луга и увидеть, наконец, горы.

В основном в Абхазии растут лопухи, папоротники и эвкалипты. У каждого второго растения на листьях или стебле есть колючки.

Альпийские луга — это пояс между лесистой и снежной частью гор.

На лугах много солнца, ветра и воды. Поэтому здесь практически не растут деревья и кусты, зато много трав и цветов. Настоящая идиллия, которую мы ждали с утра. Наверное, в другое время альпийские луга Абхазии и правда так хороши, как о них говорят. Но мы были здесь в августе. Реки пересохли, цветы отцвели, остались лопухи и мухи. Но я все равно был рад, потому что мы наконец-то увидели горы.

Я думал, что горы видно издалека, но это не так. Снизу их практически не видно. Разве что ближайший склон, не самый высокий. Чтобы увидеть горы, придется на них забраться.

Мы продолжаем набирать высоту, но идти уже стало легче. В лесу ноги вязли в глине, цеплялись за траву. Было влажно и душно. Идти по горной дороге — одно удовольствие. Сухо, натоптано, обдувает ветер. До Арабики осталось всего чуть. Мы приходим в лагерь спелеологов, которые стоят в долине. Для спелеологов здесь настоящий рай. Повсюду карстовые пещеры.

Карстовые пещеры образуются из-за растворения горной породы водой. Хорошо растворяется известняк, которого много на Кавказе и в Крыму.

Мы вышли к Арабике. Разбиваем лагерь на высоте 2300 метров. Воды здесь нет, и мы топим снег. В пещерах и нишах снег хранится весь год, потому что снег туда попадает, а солнце — нет.

Талая вода противная и безвкусная. Вид на Арабику — отличный.

Арабика — одна из вершин Гагрского хребта. Её высота 2656 метров. На Арабику поднимаются пешком, по хребту, который видно в левой части горы. Подъём занимает около часа. Тропы не видно, но она как бы есть.

Мы ставим палатки и идем на вершину. Подниматься не то чтобы трудно. В основном надо просто переставлять ноги. Здесь Саша впервые объясняет нам, как ходить траверсом, чтобы выскочивший из под твоей ноги камень не угодил в идущего ниже.

Идти траверсом — передвигаться по склону в горизонтальной плоскости без существенного набора или сброса высоты.

Поднимаемся по хребту. Снизу он казался острым, как будто и не ступить. На деле места хватает, есть тропа. Правда скоро она затерялась в камнях, и на вершину мы шли как придется.

С вершины видно другие вершины. Их поразительно много. Я еще раз удивился, как же высоко надо забраться, чтобы увидеть горы. Стоя внизу, видишь только ближайший склон. Он кажется тебе высоким, самодостаточным и единственным. Заберешься повыше, и увидишь бесконечные склоны и вершины вокруг. Вид с Арабики:

Солнце уже садится, и мы торопимся вниз. Половину пути проходим с фонарями, а в лагерь приходим затемно.

День четвертый: перевал

Саша снова говорит, что нас ждет “хороший ходовой день”. Это значит, что идти придется долго, далеко и высоко. Сегодня мы должны пройти перевал. Подняться на хребет и спуститься вниз.

Перевал — это понижение горного хребта. Самый “ровный” на хребте участок, по которому легче всего попасть в долину на той стороне.

С утра начинается дождь. Мы топаем по мокрым лопухам и ждем, когда же начнется подъем. На нем не будет лопухов, травы и глины, поэтому идти будет приятнее даже под дождем. К счастью, перед подъемом дождь заканчивается, и вверх мы идем по сухим камням.

Подъем длится долго. Два раза встаем на привал. На ближайшие вершины иногда набегает облако, и тогда они пропадают. Часто идем по сыпухе. Это мешанина из мелких и крупных камней на склоне. В ней вязнет стопа, трекинговые палки приходится буквально втыкать.

Палки — современный аналог альпенштока. Они помогают снять нагрузку с ног на подъеме и держать равновесие на сложных участках.

На хребте уже кто-то есть. Это киношники, снимают документальный фильм о чем-то горном. Хребет довольно острый и страшный, ходить по нему неудобно. Мы отдыхаем, пока Саша разведывает спуск.

Мы спустились и попали в Мордор. Здесь даже есть Драконья скала, вдоль которой мы шли вторую половину дня.

Драконья скала

После перевала идти уже не страшно. Хоть по склону, хоть по сыпухе. Идем вниз. Здесь я понял, что идти вниз хуже, чем вверх. Вверх — это как в спортзале. Тяжело, но ты просто работаешь. Почти в удовольствие. Когда идешь вниз, приходится часто тормозить и держать равновесие. Стопа скатывается в мысок ботинка, от чего устают пальцы ног.

На спуске шнуровку в верхней части ботинка нужно затягивать потуже. Так стопа не будет скатываться к мыску, и вы не натрете пальцы.

Идем вдоль драконьей скалы.

Выходим к озеру Дзоу.

Саша и озеро

Озеро на высоте 2300 метров. Оно целиком состоит из талой воды с ледников, в нем можно купаться и пить воду. Чего нельзя, так это мыться самому и мыть посуду, чтобы не загрязнить воду. Об этом нам рассказывают спелеологи, которые тоже стоят на озере. Мы разбиваем палатки и готовим еду на газовых горелках, потому что вокруг нет ни одной деревяшки.

День пятый: вниз

Сегодня мы сбросим сразу километр. Сначала идем по склону, наклон здесь градусов 45. От этого устают ноги. Хочется выйти на ровную поверхность, где можно просто стоять, а не балансировать.

После обеда мы спускаемся в небольшую долину и выходим к лесу. Мы сбросили всего пару сотен метров, все еще впереди. Заходим в лес по широкой сухой тропе. Лес очень красивый и кажется настоящим, первобытным. Здесь пахнет хвоей и растут папаротники. Почти сразу начинается спуск.

Идти по лесу приятно. Тепло, сухо и почти нет комаров и мух, которые донимали нас даже на высоте. Напрягает только бесконечный спуск, который занял почти три часа. Ничего не меняется, идешь вниз и вниз. Становится скучно. Идти вверх — веселее. Зато радует мягкая почва, за которую прочно цепляются трекинговые палки.

Подниматься удобно с двумя палками. Будто держишься за перила и переставляешь ноги. Спускаться проще с одной палкой. Идешь боком и втыкаешь палку рукой, которая выше по склону.

Ближе к вечеру выходим к реке на дне ущелья. Закончился спуск, но не наш ходовой день. Впереди у нас радиальный поход на Гегский водопад. 5 км пешком по гравийной дороге. Ставим палатки и меняем ботинки на сандалии, идем без рюкзаков. Этот август выдался безводным. Хорошо, что на бродах не пришлось мочить ноги, потому ни рек, ни — соответственно — бродов не осталось. Но и водопад измельчал и вовсе не поражал своим природным величием. Хотя все равно красиво.

Гегский водопад. Высота 70 метров. Находится на высоте 530 метров над уровнем моря. Это часть реки Гега, которая теряется в карстовых пещерах, проходит по подземным руслам и вытекает водопадом. Здесь снималась схватка Шерлока Холмса и профессора Мориарти у Рейхенбахского водопада.

День шестой: снова вверх

Сегодня мы снова набираем высоту. Это и есть горный туризм. Вчера вниз, сегодня вверх.

Горный туризм — это несколько часов подъема ради нескольких минут красивого вида.

У нас снова “хороший ходовой день”. Сначала идем по дороге, где ездят местные лесовозы. Потом сворачиваем в лес и практически без тропы лезем наверх. Ночевать будем почти на хребте. Воды там нет, поэтому мы тащим с собой канистры и бутылки с водой. Лес так же красив, как и вчера. Только тогда мы шли по тропе, а сегодня продираемся через ветки и вездесущие лопухи. Земля мягкая, усыпана хвоей и сухими листьями. Палки приходится сильно втыкать, иногда они наполовину уходят в эту сухую мешанину. Лезть наверх трудно, но интересно. Это такой вызов самому себе — когда уже не останется сил. Когда спускаешься — тратишь больше нервов, чем сил, поэтому быстро становится скучно.

На самом верху не найти ровное место для палаток, поэтому мы останавливаемся в одном переходе от хребта. После обеда идем в радиальный поход на ближайшую вершину. С нее видно конечную цель нашего путешествия — горные озера Малая и Большая Рица. Саша говорит, что идти полтора километра. Но кто-то намудрил, то ли Саша, то ли его навигатор, и до вершины мы не дошли даже за полтора часа. Не доходя до вершины, видим озера, фотографируемся и быстро собираемся назад. Скоро стемнеет.

Я, Валерия и лопухи. Где-то позади нас и внизу лежат озера.

Мы не успеваем, и темнота застала нас на полпути. Цепляем на головы фонари и идем через ночной лес. Саша молодец, ведет нас к лагерю напрямик. И все равно путь занимает немало времени и сил. Я удивляюсь, как легко потеряться в темном лесу. Уже в десяти метрах почти не видишь людей с фонарями. Темные стволы всасывают свет и звуки, силуэты теряются за деревьями. Идем вереницей. Каждые пять минут хвост кричит “Растянулись!”, чтобы идущие впереди притормозили. Выход к лагерю отмечаем рисом с рыбными консервами.

День седьмой: Рица

Сегодня последний день путешествия. Мы поднимемся на хребет и пойдем вниз, туда, где лежат озера Малая и Большая Рица.

Собираем вещи, кто-то бинтует последствия ночного перехода. Еще одна особенность горного туризма — чтобы спуститься, надо сначала куда-то забраться. В два перехода мы добираемся до хребта. Идем через лес, заросли, поваленные деревья. Ветки цепляются за рюкзаки и грозят с размаху влететь в лицо идущего сзади. Поэтому поминутно предупредительно кричим “Ветка!”.

Выбираемся на хребет. Здесь идет тропа. После подъема через лес идти по ровной поверхности легко и приятно. Хорошо бы идти по тропе до самого низа, но впереди у нас финальное приключение — спуск Голубева. Кто такой Голубев, я так и не узнал. Саша сказал, что “нормальный спуск чьим-то именем не назовут”, поэтому мы примерно понимаем, чего ожидать.

Начало спуска нашли быстро, оно отмечено табличкой на дереве. Спуск, конечно, не вертикальный, но все равно торопиться на нем не хочется. Идем по узкой тропе между камней и деревьев. Спускаемся плотной цепочкой. Так, если камень выскочит из-под чьей-то ноги, он не успеет набрать опасную для идущего снизу скорость.

Спускались минут сорок и вышли к финальной цели путешествия — озеру Малая Рица. В него не впадает ни одна река, и ни одна не вытекает. Озеро питается только за счет дождей и воды, текущей с гор. Вода питьевая. Сюда приходят туристы из санаториев. Не то чтобы мы терпели большие лишения за последнюю неделю, но видеть толстых детей, мамаш в соломенных шляпах и сутулых подростков с телефонами все равно непривычно.

Здесь наш поход закончился. Завтра по горной тропе мы спустимся к озеру Большая Рица, откуда нас заберут машины и доставят в Новый Афон.

Найти приключения на разные части наших тел помог туристический Клуб Приключений. Спасибо инструкторам Саше, Илье и Валерию.

Если вам понравилась эта история, поделитесь ей с другими читателями, нажав кнопку “Recommend”

Спасибо! ☺

Ищете больше интересных историй? 
Подписывайтесь на Medium · Twitter · Facebook · VK

--

--