Если нападет медведь — прикинься мертвым. Если медведь начнет тебя есть — тогда дерись.

olga may
Official Russian - Travel
10 min readSep 9, 2015

--

Часть третья: Alaska, Denali National Park

Национальный Парк Денали огромен — площадь около 25,000 км². Денали больше чем, ставший мне родным, штат Массачусетс. В то же время, этот парк самый посещаемый в Аляске. Обычно я держусь подальше от популярных мест, так как не люблю толпы людей. Большое количество туристов может испортить впечатление даже о самом красивом месте. Но не в Денали. Так как же это место остается таким первозданным и диким?

В Денали есть одна особенность, выделяющая его среди других Американских парков — здесь почти нет трэйлов, тропинок или дорожек. Все немногие тропинки находятся около въезда в парк. Там же и туристические центры, и кемпинги. В глубину парка идет лишь одна дорога длинной 150 км, но машинам разрешено заезжать только на 24 км. В этом радиусе и расположена вся развлекуха для обычных туристов. А дальше начинаются нетронутые просторы. Дальше — дикая природа во всей своей красе. Дальше — ты сам по себе.

Северный олень (карибу) на фоне Денали. (к сожалению фото не мое)

В дикую часть парка запрещено ходить группам больше 5 человек, чтобы не привлекать внимание животных. А животных в Денали ой как много. Черных медведей и Гризли здесь около 3000. То есть по медведю на каждые 8 км². Если учесть территорию не пригодную для жизни (горы, ледники, человеческие угодья), то у каждого медведя остается куда меньше чем 8 км². Проще говоря, медведя вы точно встретите. Так же в парке 13-ть стай волков, огромное количество северных оленей (карибу), лосей, горных баранов Далла и множество других животных.

Здесь так близко чарующее и пугающее чувство свободы. Никто не проложил для тебя дорогу, никто не указал где ночевать, никто ни запланировал варианты маршрутов. Ты сам по себе. Топографическая карта, компас, рюкзак и дикие просторы вокруг. Ты волен идти куда глаза глядят…

Кто живет или путешествует по Америке меня поймут. В этой стране очень много правил. Все уже продуманно за тебя. Я прекрасно понимаю, что в национальных парках правила созданы во благо природы. И это прекрасно, что американцы пытаются найти баланс: как все посмотреть и не навредить. Однако, есть одно НО. Тебе не надо думать, просто иди по проложенной дорожке. Это лишает тебя какой-то доли самостоятельности, свободы, духа первооткрывательства. Всего того, что есть в Денали.

Для большинства хорошо организованных и массово-доступных национальных парков Америки, “идти куда глаза глядят” — это роскошь!

Не буду забегать вперед. Начнем по порядку.

Спонтанно прилетев в Аляску и почти неделю проиграв в игру “холодно, теплее, горячо”, мы наконец отправились в самое “горячее” место — Национальный Парк Денали. Дорога к нему была довольно монотонна — 5 часов нескончаемого леса. К границе парка мы подъехали к вечеру. Чтобы не тратить время утром, мы заехали в парк перед закрытием для оформления всех бумажек. Купили билеты, карты, прошли весь необходимый инструктаж. Уже на этом этапе, стало понятно, что Денали другой. Уже здесь повеяло свободой. Рейнджеры, как и все жители Аляски, оказались более расслабленными чем в других штатах.

В одной и той же ситуации, на материке тебе прочитают двух-часовую лекцию - “Здесь будьте осторожны, туда не ходите, а вот там вы точно умрете!”; в Аляске, тебе улыбнуться и спокойно объяснят — “Если нападет медведь — прикиньтесь мертвым, если он начнет вас есть — тогда деритесь”. Всего-то делов!

Итак, в сердце парка идет одна 150 километровая дорога. После 24го километра въезд для машин закрыт. Дальше идут туристические автобусы и шаттлы рейнджеров. Подавляющее большинство туристов вооружаются хорошим фотоаппаратом и прямо из автобуса наблюдают за дикими животными. Два раза в день идет специальный шаттл - “кэмперс басс”, для тех отчаянных, кто хочет самостоятельно углубиться в просторы парка. Шаттл высадит тебя в любом месте. А дальше ты можешь тормозить любой автобус (они ходят каждый час) и передвигаться внутри парка.

В нашем шаттле “для отчаянных” было еще 7 человек, среди которых канадская пара с 5 летней девочкой. Они собирались в поход на неделю. На наш вопрос не переживают ли они за ребенка, они ответили что уже три года приезжают сюда. Но тут же добавили, что у них естественно(!) есть огнестрельное оружие. Как выяснилось оружия не было только у нас. Зато у нас был противомедвежий спрэй! Ура! Нас не могла не “порадовать” эта новость.

Так же у всех были металлические контейнеры с замком для хранения еды и других привлекающих внимание медведей вещей (например помадка с запахом малины или лавандовый крем для рук или обычный дезодорант). Пристегиваешь контейнер к дереву в 100 метрах от палатки и медведи всю ночь его штурмуют, а ты спишь спокойно. Контейнера у нас не было. Его можно было взять у входа в парк, но нам было лень таскать его с собой. Мы решили воспользоваться теми немногими кемпингами, которые есть вдоль дороги, чтобы хранить там вещи и еду.

Проехав пару часов на шаттле мы вышли не далеко от кемпинга (aka хранилище вещей). Там никого не было. Мы сбросили рюкзаки, закрыли на замок еду и отправились куда глаза глядят. Наконец-то мы были свободны! Карта и компас — единственные помощники.

Вокруг была тундра. Мелкие кустарники, деревца не выше колен, мох и ягоды. Деревья выше человеческого роста встречались очень редко. А со всех сторон нас окружали горы. Одно наслаждение гулять по этим просторам!

Нагулявшись по тундре было решено подняться на гору и осмотреть окрестности. Уже было 6 часов вечера, но нас это не волновало.

Полярный день не ограничивает тебя по времени. Хочешь начать подъем в гору в 7 вечера — пожалуйста. Хочешь лечь спать в 7 утра — твой выбор.

Выбрав гору на карте, мы изучили ее склоны. Это классное чувство, когда тебе самому надо решить, как ты туда поднимешься. Нет ни тропинок, ни указателей. По карте южный склон был более пологий. К нему мы и отправились.
На горе мы увидели много белых пятен, быстро передвигавшихся по отвесным склонам. Это оказались бараны Далла. Блин, удивительно, как они могут карабкаться по сыпучим камням и вертикальным пролетам, да еще и так быстро!

В горах не должно быть медведей. Во всяком случае, я читала, что им там не чего есть. Андрей же везде находил, раскопанные лапами с большими когтями, норки грызунов. Он шел и громко разговаривал, чтобы медведь услышал и удалился с нашего пути. Логично же, что медведь тоже не хочет с нами встретиться. Я молчала и улыбалась. Но потом мы наткнулись на, извините, большую какашку. В которой были отчетливо видны кости, трава и ягоды. То есть животное большое и всеядное. Хм. Андрей меня убедил. Засада заключалась в том, что при встрече медведя разойтись было не возможно. Это не равнина, где можно медленно обойти зверя за 500 метров. Поднимались на гору мы по узкой полосе зелени, посреди двух обрывов. То есть, столкновение с медведем было бы лоб в лоб. Но вариант пойти назад не рассматривался. Мы решили, что самое время ознакомиться с инструкцией к анти-медвежьему спрею.

Инструкция достойна отдельного внимания. Использовать спрей можно, когда медведь на расстоянии не больше 1.5 метров и ветер дует в сторону медведя. Нужно стараться попасть ему в морду. И самое главное, спрея в банке хватает на 7 секунд распыления! Представьте, каким хладнокровным нужно быть, чтобы использовать это правильно?! Если медведь окажется в метре от меня, то я просто упаду в обморок.

Подъем был интересен, мы то и дело упирались в крутые обрывы и приходилось карабкаться или искать обход. Несколько раз пришлось спуститься чуть ниже, чтобы попробовать зайти с другой стороны. Но в этом и прелесть быть “первооткрывателем”.
И вот мы вышли на финишную прямую. Вершина была где-то в пятисот метрах от нас. Но это был — крутой склон, покрытый мелкими сыпучими камнями. Каждый шаг обрушивал каменную лавину. Мы попробовали идти на четвереньках, так надежнее. Но пару раз я все таки съехала вниз на несколько метров. Ощущение не из приятных, особенно когда под тобой пропасть. Было решено спуститься на твердую поверхность и изучить карту еще раз в поисках обходного пути. Но пути не было. Мы пошли вниз, распугивая горных баранов, попытками приблизиться к ним для фото.

Спустились мы часам к 2 ночи. Но небо было так же светло как и в 6 вечера. Солнце висело где-то около горизонта.

Что страшнее медведей в Аляске? Комары! Спустившись в низину мы обнаружили полчища комаров. Успеть за 5 секунд поставить палатку, залезть в нее и застегнуть молнию. А потом всю ночь наблюдать сотни жужащих кровососов облепивших противомоскитную сетку.

Утром, мы вернулись к дороге и остановили шаттл. Показав нашу гору рейнджеру, мы узнали, что именно на этой горе живет медведица и 2 медвежонка. Я была права, обычно медведи не лезут в горы, но здесь был не просто медведь, а мать. Нам очень повезло не встретить мамашу на крутых склонах горы.

Мы хотели проехать на шаттле часок. Но дальше оказалась закрытая зона. То есть высаживать людей было запрещено. В парке иногда закрывают некоторые участки, из-за опасности для человека. В данном случае, не так далеко от дороги, стая волков убила северного оленя. Но два медведя отняли его тушу. И уже два дня они пожирали свою добычу, периодически отвлекаясь на поспать и на отогнать обиженных волков. Известно, что медведи очень территориальны и агрессивны, когда дело касается добычи.

Все это действо происходило в долине реки, которую опоясывала дорога. Поэтому мы объезжали закрытую зону больше двух часов. Прямо из автобуса было видно место пиршества и три темные точки: медведи и жертва

Кстати, это та река, которую не смог перейти Christopher McCandless. О нем книга и фильм Into the Wild

Наконец, выбравшись из закрытой зоны, мы вышли из автобуса. Был выбор пойти вверх в горы или вниз в долину реки. Сначала в горы, а потом в долину на ночевку — решили мы. Примерно наметив путь на карте, мы начали подъем. И опять нас захватил азарт первооткрывателей. Опять мы искали путь, радостно бегали по склонам, сидели на хребтах, любуясь видами, и делясь эмоциями. Так мы шли с вершины на вершину. По сторонам были сыпучие, каменистые склоны. Спуститься по ним было не возможно. И мы шли дальше.

Подойдя к склону, который мы отметили на карте как пологий и подходящий для спуска, мы поняли что здесь мы никак не пройдем. Все та же мелкая сыпучая галька. Ни одного стабильного камня. И мы продолжили путь по хребту. Так мы шли несколько часов, пока наконец не нашли подходящую расщелину поросшую мелкими деревьями и травой.

Мы спустились. Огляделись. Нашли себя на карте. И вдруг осознали, что мы в центре закрытой зоны. Мда, явные кандидаты на премию Дарвина. Дальше было интересней. Дальше мы увидели двух медведей. Они были где-то в километре от нас. И самое главное, они бежали в нашу сторону!

Медведи могут развивать скорость свыше 55 км/ч. От медведя не убежать, не уплыть, не залезть на дерево или гору. Наоборот, любая попытка бегства спровоцирует инстинкт охотника. В нашей ситуации нам в голову лезли все когда-либо услышанные советы. От “сделать вид что ты большой и уверенный в себе”, до “притвориться мертвым”. Все советы были правильные, но они были для разных ситуаций и разных видов медведей. Черные ли это медведи или Гризли, бегут ли они к нам или по своим делам мы не знали. Зачем мы нужны медведям, которые только что съели оленя? А может это их голодные соперники? Обычно медведи не нападают на людей, иногда подходят из любопытства. Но будут ли они бежать из любопытства? Вопросов было много.

Перебрав множество вариантов, было решено медленно пятиться к дороге, при этом не сводя с них глаз. Как потом сказала рейнджер — “опыт от которого штаны меняют цвет”. Метрах в 500 медведи остановились и стали то-ли драться, то-ли играть. Мы обрадовались и побыстрее вышли на дорогу. Дальше у нас был план: медленно идти по дороге в сторону скалы. Мы очень надеялись, что они нас все-таки не видят. Но медведи опять побежали в нашу сторону. И тут, в традициях американского кинематографа, из-за скалы вывернул шаттл и подобрал нас. Рейнджер остановила автобус и уже из безопасности мы наблюдали за медведями. Это были два Гризли.

Проехав до конца дороги в глубь парка, мы провели еще один прекрасный день. Понаблюдали за животными. Полюбовались на самую высокую гору Северной Америки — Денали(6,193 м). До недавнего времени, известная под названием Мак-Кинли, но для жителей Аляски она всегда была только Денали — “великая”.

Выезжали из парка на автобусе мы целых 5 часов. Пересели на машину и погнали обратно на юг. В пути мы увидели указатель на Музей Транспорта Аляски (если это конечно можно назвать музеем). Энтузиасты на собственные средства выкупали различные механизмы, когда-либо используемые для передвижение в Аляске, и сами их ремонтировали. Здесь были и поезда, и самолеты, и снегоходы, и сани для собачьих упряжек, и огромное количество различных машин. Получилась интересная коллекция. После Денали меня очень впечатлили эти машины, а особенно мысль о том, как сложно было выживать в этом суровом краю во времена когда эта техника была на ходу.

Дальше была долгая дорога в наш современный, продуманный до мелочей мир. Наш удобный для жизни мир. Наш лишенный свободы и суровости духа мир. И мне так не хотелось возвращаться в него. Я завидовала местным жителям, встречавшимся нам. Я завидовала рыбакам, экологам, рейнджерам и дальнобойщикам, остановившимся на ночлег…

в дороге. 2 часа ночи.

Если вам понравилась история, пожалуйста нажмите Recommend♡. Ваше мнение важно и каждое ♡ меня очень радует.

Ищете больше интересных историй? 
Подписывайтесь на Medium · Twitter · Facebook · VK

--

--

olga may
Official Russian - Travel

Истории о приключениях и о жизни. После 10 лет в США бросила все и путешествую с рюкзаком за спиной. Без плана и сроков, куда занесет. Travel the world!