Каховское море

Bogdan Gerasymenko
Official Russian - Travel
5 min readAug 27, 2015

Всегда было интересно узнать, могут ли на реке подниматься волны, такие же как на море. Оказывается, могут…

Вместо городской задухи

Так совпало, что наша поездка выдалась именно на День Независимости Украины. Мой друг Николай порвал отношения с девушкой, с которой встречался 2,5 года, поэтому срочно понадобилось выбраться куда-нибудь, чтобы развеяться.

В это время в городе проводилось множество праздничных мероприятий, практически в каждом районе были свои торжественные концерты ко Дню Независимости Украины. Однако, мы сделали выбор в пользу природы…

Было принято решение поехать в национальный природный парк «Великий Луг», расположенный на территории Васильевского района Запорожской области. Согласно Google Maps от Запорожья до него около 86 километров.

По дороге к “морю”

Как оказалось, маршрут к этому месту Николай знал давно, еще со времен, когда был одним из активных “шукачей”. Поэтому, сев в уютный Geely MK-Cross мы сразу же отправились в путь.

По дороге к так называемому морю (Каховскому водохранилищу), мы свернули в село Каменское (Васильевский район). Именно там, сразу за заправкой находится на холме старая мельница. Над ней, как в каком-то фильме ужасов, парило два коршуна. Приятно наблюдать за хищными птицами в степи…

Заброшенная мельница в селе Каменское (Васильевский район)

Сама же мельница не работающая, скорее всего в целях безопасности она была искусственно заблокирована. Конструкции очень старые, и находясь рядом с ней, складывается впечатление, что она вот-вот рухнет.

Когда смотришь на такую “махину” высотой около 10 метров, невольно задаешься вопросом — как в те времена (1903 год), когда еще кранов не было, смогли поднять на такую высоту такие тяжелые запчасти? Чего только стоит огромный круг.

За 112 лет здесь побывал не только Вася…

Иванов родник

Вдоволь налюбовавшись мельницей, мы отправились далее. На Васильевской развязке свернули на трассу Т0818, проехали мимо заповедника Лысая гора (кстати никакая она не лысая — сплошной лес!), а затем повернули на трассу Т0817 — та самая дорога к Днепрорудному и Энергодару, по которой ездят маршрутки. Состояние — удовлетворительное, мы даже пытались по ней гонять — 130 км/ч.

Она самая — трасса Т0817 ведущая в Скельки и Днепрорудное

Не доезжая до села Скельки, мы свернули вправо на грунтовую дорогу. Рядом с поворотом находился указатель — “Иванов родник”, 1 км. Стоит он там не просто так.

Когда-то молодой священнослужитель с Западной Украины нашел этот источник, самостоятельно расчистил его, освятил и сделал к нему удобный проход. В 2006-м году протоиерей Иван умер в возрасте всего 34-х лет. Местные жители следят за территорией вокруг родника, почитают своего священника, приносят свежие цветы к его памятнику, мастерят и устанавливают своеобразные украшения вокруг родника.

Место действительно умиротворяющее, а прохладная, мягкая на вкус вода — настоящее спасение от жары.

Вода просто ледяная, но такая мягкая и приятная на вкус!

Сама же лесная дорога оказалась практически непригодной для дальнейшего передвижения на машине. По крайней мере, мы на своем хетчбеке не рискнули ехать до самого берега. Хотя, позже мы увидели отдыхающих, которые на Nissan’e проехали до самого низа.

На обычной легковушке здесь точно не проехать

Удивил состав дороги — красная глина и известняк. Именно здесь я впервые и увидел красную глину. Недалеко от родника, в селе Скельки находятся известняковые пещеры. Кстати, сам родник тоже выходит из-под известняковой породы.

Спустившись вниз к воде, перед нами открылся замечательный вид на Каховское водохранилище. Здесь я своими глазами смог убедиться, что такое эрозия и какой шкоды она задает береговой линии. Порой высота обрыва составляет до 6–8 метров!

До затопления здесь были густые леса и степи. Теперь же крутые обрывы стали хорошим местом для гнездования ласточек.

Полюбовавшись обрывом, мы решили проехать чуть ближе к Скелькам в надежде найти пригодный для купания пляж. Надежды оправдались и нам удалось найти удобное место для купания. Здесь, в отличии от предыдущего места, не так сильно воняло мертвой рыбой.

По нашим догадкам — это некая рыболовецкая база, где местные жители хранят свои лодки. Дно здесь оказалось каменистым, а сам пляж из ракушняка. В общем, настоящая барефутинговая терапия, из-за которой я кстати порезал себе ногу…

Если пройти в воде чуть глубже, подальше от берега, то дно становится чистым. Сама же глубина — в среднем небольшая, до половины залива по пояс, затем по плечи. Чем-то напомнило море в Геническе. Мы даже сделали пару снимков, словно мы на море, а не на реке — если не брать в кадр берег, то очень даже похоже. Да и сказать, что это река, когда не видишь горизонта, а волны по пояс — как-то язык не поворачивается. Настоящее Каховское море!

Невзирая на колючее дно около берега и большие волны (хотя ветра вообще не было), вода была очень теплой — зашли сразу, а когда выходили даже не замерзли. Идиллия, зря полотенца брал…

А буквально за этой бухтой находится удобный песчаный пляж

Изучайте карту, Господа!

Эх, какой был облом, узнав, что мы буквально не доехали пару метров до дикого пляжа с песчаным берегом…Вот, что значит не изучить карту перед путешествием.

Кстати, если проехать еще чуток выше — попадете на известняковые пещеры около Скелек. Сам я туда не лазил, но говорят там прикольно.

Опасная трасса

Назад мы выехали где-то в пять вечера. Обычно, в это время возвращаются с моря харьковчане и полтавчане, так как им дальше до дому, нежели запорожцам и днепропетровцам.

До Степногорска трасса была относительно свободной, а вот далее начались пробки. Из-за столкновения трех машин недалеко от Григорьевского блокпоста образовалась 20 километровая пробка в три ряда (и это при том, что дорога максимум в две полосы на подъемах).

Огромная пробка из-за несчастного ДТП с тремя машинами

Самые наглые обгоняли по встречной, пересекая двойную сплошную. За ними радостно гонялись ДПСники. Некоторые пытались обогнать пробку по грунтовой обочине. Но в этом особого смысла не было — трасса все равно сужалась в одну полосу, и те, кто таким наглым образом попытался “обхитрить” стоящих, были вынуждены позже втискиваться между машинами.

В общем дурдом! Трасса в четыре полосы — наверное мечта любого Запорожца, да и не только. А пока что дорога к морю занимает не мало сил… и жизней. Количество смертей на трассе “Москва-Симферополь” давно перевалило за сотню. Так что золотое правило “тише едешь — дальше будешь” никто не отменял!

На этом всё. Удачных вам поездок!