Мертвый город безликих богов

Elena Liseykina
Official Russian - Travel
7 min readJun 21, 2016

В небольшой Иорданский поселок Вади Муса где находится проход к скалам среди которых спрятана Петра мы приезжаем поздним вечером. В саму Петру уже не попасть, вход и кассы закрываются около 7 вечера, не помогают уговоры и журналистская корочка. Конечно, можно без особых проблем обойти турникеты на входе и пробраться тропами пастухов и без билета такой фокус чреват большим штрафом и разбирательством с охраной. Находится на территории Петры после захода солнца запрещается (исключения делаются только несколько раз в неделю во время проведения ночного шоу, но это не наш случай), а уж если посчастливится наткнуться на охрану без билета, то в качестве штрафа придется выложить крупную сумму.

Следующим утром ранний подъем, и вот минута в минуту с открытием кассы мы входим в Петру. Компанию составляют разве что редкие торговцы сувенирных лавок спешащие на свои рабочие места. Туристов нет.

Считается, что Петру построили Набатеи — кочевники из Аравийской пустыни — примерно во 2-м в до н.э, благодаря своему расположению среди скал она очень долго была неприступной крепостью. Место в скалах хорошо всем, кроме того что там нет рек и воды, но Набатеи умели защищаться от селевых потоков, а в городе был выстроен водопровод — весь город пронизан сетью желобов выдолбленных в скалах. В желобах были даже специальные фильтры в которых оседали камни и песчинки, а очищенная вода поступала в подземные резервуары.

Все постройки в Петре тоже выдолблены в скалах, каким образом никто не знает, но считается что “конструирование” среднего фасада средней гробницы занимало около 7 лет.

Первый час пути проходит по дороге мертвых — по ущелью тянется желоб водопровода, вдоль дороги гробницы и ниши с богами. Эдакое кладбище на входе в город. По одной из легенд это узкое и неприступное ущелье — результат удара посоха Моисея когда он вел народ из Египта. С богами у набатеев было довольно интересно — чаще всего они не парились и изображали бога в виде прямоугольника без лица и каких-либо человеческих черт. А что, очень удобно. Конечно, на самом деле боги не были безликими, просто они в домиках. В скалах выдалбливали дом бога и поклонялись уже ему. Очень находчиво. Поэтому вдоль дороги то и дело попадаются выдолбленные на разной высоте в скалах ниши и прямоугольные углубления, они разной формы, разного размера, иногда несколько квадратных “божеств” вместе, но безликие боги будут сопровождать любого посетителя Петры и взирать на него из своих непроницаемых параллелепипедов — бетелей

Набатеи, вообще, были молодцы — завоевать процветающий на перекрестке торговых путей город смогли только Римляне, поэтому среди построек в Петре сейчас мы можем наблюдать римские храмы и колонны, позже тут были византийцы и арабы, чуть позже крестоносцы. Но к тому моменту город уже утратил свое значение, а после одного из сильных землетрясений и вовсе был заброшен.

Дома жителей горда в отличие от гробниц и усыпальниц расположены в дальней части города и сделаны практически без декора — выдолбленные в скалах ниши с местом для очага. По некоторым данным дома были из дерева, но никаких подтверждений этому кроме того что раньше в Петре было много-много деревьев, а не осталось практически ни одного нет. И, естественно, до нас дошли только каменные постройки. Но структура камня тут настолько красивая и необычная, что ей позавидуют любые современные модные обои :)

Постепенно древний город начинает наполняться людьми — мимо проходят погонщики верблюдов и ослов, торговцы начинают разворачивать свои прилавки, но все равно тут очень безлюдно. Помимо раннего времени сказывается еще и ближневосточный кризис — туристический поток в Иорданию заметно снизился и сейчас можно спокойно насладится новым чудом света, которое раньше притягивало тысячи туристов ежедневно, практически в одиночестве.

Можно сесть на камень рядом с местным бедуином и попивая чай под потрескивание хвороста на котором подогревается чай наблюдать как солнце постепенно восходит над ущельем и озаряет своими лучами стены “Казны”. Внизу редкие туристы фотографируются на фоне Казны, которая на самом деле вовсе не Казна и сокровищница, а усыпальница одного из Набатейских царей. Но трудно поверить что вся эта величественная красота создавалась исключительно для мертвых, за красивым фасадом просто обязаны быть несметные богатства.

Потихоньку на небольшую площадь выходят неизменные погонщики с верблюдами и ряженые в костюмах римских войнов, у них там своя жизнь и суета и никто и не догадывается что за ними наблюдают с вершины скалы.

Ущелье в котором находится Эль-Хазне раньше было руслом реки, это подтверждают и древние гравюры, и это хорошо видно сверху. Для строительства этой гробницы была построена целая система плотин и туннелей которая позволила изменить русло реки.

Чтобы попасть сюда пришлось преодолеть довольно неприятный подъем по выдолбленным в скалах ступеням, их около 800 штук, когда и зачем из выдолбили никто не знает, но вряд ли специально для тех кто хочет посмотреть на главную достопримечательность Петры сверху, скорее всего тут неподалеку был какой-нибудь храм или усыпальница.

Стоит только немного отойти от главной площади, как немногочисленные торговцы и погонщики исчезают из реальности. Делая небольшую передышку в подъеме можно дотронувшись рукой до стены со следами древних инструментов закрыть глаза и представить как все пространство вокруг наполняется звоном и бряцанием сотен молоточков в топориков вырубающих в скале эти ступени, которые прослужат тысячи лет.

В тот момент когда кажется, что уже нет сил подниматься наверх нас обгоняет бедуин с осликом спешащие по своим делам с сумками и охапками хвороста.

Петра — наследие бедуинов, сами они считают себя потомками Набатеев, но многие Иорданцы уверены, что это пришлые цыгане. Как всегда, правда, скорее всего, где-то посередине. После того как Петра утратила свое торговое значение, город постепенно ушел в забвение, которое усугубилось землетрясением. А потом затерянный и полуразрушенный город нашли бедуины и поселились в пещерах вырубленных много веков назад. Это был их секрет и тайное убежище, сюда не пускали чужаков и расположение города хранилось в тайне. Бедуины верили что гробницы скрывают несметные сокровища.

Европейцы открыли Петру лишь в 19 веке. Сюда пришли археологи, а вслед за ними и туристы, после чего местных жителей, живших, как и их деды и прадеды, в пещерах попросили освободить помещения, не путаться под ногами ученых и посетителей и переехать в ближайший поселок.

После того как мы спускаемся с холма на главной дороге становится более многолюдно — верблюды везут туристов издалека напоминая древние караваны груженные заморскими пряностями и тканями, небольшие группы останавливаются чтобы повнимательнее осмотреть развалины римского амфитеатра — как и тысячи веков назад Римская дорога — главная артерия города, по ней входят и выходят из города, и даже римские воины под громкие звуки барабанов маршируют взад-вперед.

главная улица Петры

Петра особенная, это место оставляет неизгладимые впечатления стоит там только побывать. Даже не зная историю тут чувствуется что в этих местах вершились судьбы и переплетались цивилизации, тут происходило что-то очень важное, а атмосфера какой-то загадочной арабской сказки до сих пор сохранилась тут в глубинах гробниц и в вырубленных в скалах нишах. Ну а уж местного колорита и занимательных историй тут хоть отбавляй. Возможно, дело в том, что мне удалось увидеть древний город практически без туристов, именно таким каким его видят местные жители и практически таким как увидели его бедуины попавшие в эти места считавшиеся утраченными и потерянными подобно Атлантиде.

Может быть дело в том, что удалось спокойно посидеть около часа и у меня была возможность впитать атмосферу этих мест и проникнуться духом пустыни. И даже не столько важно сколько загадок окутывает эти древние постройки, что никто не знает как и по какому принципу работали строители, даже назначение множества сооружений не известно, сейчас исследовано менее 30% всей Петры. Это все не важно. Тут какая-то своя атмосфера, как бы банально это не звучало, но наверное не всем удается ее почувствовать. Есть же у каждого их нас свои города, места в которых нам хорошо и спокойно, вот оказалось, что Петра это одно из “моих” мест.

Originally published at liseykina.livejournal.com.

--

--

Elena Liseykina
Official Russian - Travel

Travel and landscape photographer from Russia. Fujifilm ambassador