Неделя в Стамбуле — глоток свежего воздуха (Часть 3)

Принцевы острова: страна деревянных дворцов, фаэтонов и цветов и неожиданное пристанище Октябрьской революции

На третий день нашего пребывания в Стамбуле мы решили немного отвлечься от бурлящего мегаполиса и провести день на пляже, все-таки мы в Турции! В самом Стамбуле пляжей совсем немного, да и вода, если честно, не очень чистая, в частности, из-за сотни курсирующих паромов. Находятся, конечно, и те, кто готов принимать солнечные ванные и почти в центре города :)

Если хотите на пляж в центре Стамбуле — это примерно так!

Недалеко от Стамбула по пляжам есть несколько вариантов, из которых мы выбрали Принцевы острова (Адалары). Всегда есть что-то особенно загадочное и пленящее в слове «острова», и не зря!

Принцевы острова находятся в 18–35 км от Стамбула, названы так в честь византийских принцев и прочей знати, которые ссылались туда, попав в немилость. Турецкое же название «Адалары» означает «красные острова», из-за преимущественного цвета почвы. Из 9 островов (размером от 0,004 до 5,36 км²) только 4 заселены и открыты для посещения туристами. Мы поехали на самый большой — Бюйюкада (буквально «большой остров»).

Для интереса, опишу остальные: Хейбелиада («остров с сумкой») — 2,4 км², Бургазада — 1,5 км² (когда-то остров-крепость, с живописными холмами, православными святынями и многочисленными пляжами), Кыналыада («остров с хной») — 1,3 км², Седефада («перламутровый остров») — 0,157 км², Яссыада («плоский остров») — 0,05 км², прекрасное место для любителей дайвинга, Сивриада («остроконечный остров») — 0,05 км², Кашыкада («остров-ложка») — 0.006 км², Тавшанада («заячий» или «кроличий» остров) — 0,004 км², причем свое название он получил не за самый маленький размер среди Адалар, а в связи с тем, что на его территории действительно живет много зайцев.

Выяснили, что добраться до них можно на обычном для Стамбула общественном транспорте, пароме, от станции Кабаташ за 1,5 часа. Стоит это 4 лиры в одну сторону на человека, если по проездному Istanbulkart, о котором я рассказывала в Части 1, и 5 лир — если без. Я вам скажу, сама поездка на пароме, это уже отдельное впечатление — настоящий морской круиз с потрясающими видами! На пароме можно также пить чай и кофе, побродить и по нижней палубе, и по верхней, в общем, совсем не скучно.

Плиточное панно на паромной станции Кабаташ
Морской круиз начался. Вид на Босфорский мост — первый висячий мост через Босфорский пролив, соединяющий Европу и Азию (22 мост в мире по длине — 1560 м)
Дворец османских султанов Долмабахче в стиле барокко, на сегодня официальная резиденция премьер-министра в Стамбуле.
Девичья Башня — “женский” символ Стамбула на малюсеньком островке (наряду с “мужским” — Галата Башней, возле которой мы живем). Сам островок и позже башня как только не использовались, начиная со времен Византии: для сбора налогов с кораблей, в оборонительных целях, как маяк, темница для смертников, центр связи во времена Второй мировой войны, пункт управления движением судов.
Потрясяющий вид на бизнес-центр Стамбула
Радуга между Голубой Мечетью и Айя-Софией
В гостях у чаек и бакланов
В мыслях о вечном в водах Мраморного моря
Разве можно не наслаждаться такой вот морской прогулкой?
Первый из островов, думаю, Кыналыада (“остров с хной”). Я бы не прочь пожить в таком коттеджике, а вы?
Один из островов (я окончательно так и не разобралась, где какой :))
Один из необитаемых островков

По прибытии на остров мы решили для начала немного осмотреться. Самое оживленное место, конечно, сразу около причала. Тут и рестораны, и магазины, и туристические лавки. Кстати, забыла сказать, что на островах вообще нет автомобильного транспорта, все гуляют пешком или передвигаются на велосипедах и гужевом транспорте (повозки и фаэтоны), или непосредственно на осликах и лошадках.

Мы увидели, что около причала очень своеобразный маленький городок и решили немного прогуляться, посмотреть. В итоге это, как обычно, вылилось в прогулку на 10,5 км вокруг практически всего острова :)

Около причала на Бюйюкаде
Островная жизнь, она такая… Наша тургруппа ориентируется на местности.

Итак, начнем нашу экскурсию по Бюйюкаде. Кафешки и магазинчики закончились очень быстро, затем мы вышли на очень красивую набережную.

Так и не смогла расшифровать надпись на камне, но определенно камень не новый, очень мне нравится!

По пути нас встречали жирные и наглые чайки, которые ведут здесь себя, как домашние курочки, и совсем не боятся людей.

Честно, чуть не наступили!

Постепенно дорога начала уходить вглубь острова, и мы начали замечать потрясающие деревянные дворцы и особняки.

Первый поразивший нас особняк. Фото в стиле “Американская готика”
И пошло-поехало…
Улочка вокруг всего острова
На одном из балкончиков в шезлонге отдыхала кошка. Немножко удивились, когда из комнаты на русском раздалось: “Мурочка, попозируй девочкам” :)
Началось с домиков, затем пошли дворцы. Все очень ухоженное, чистое и ослепительно красивое

Я не знаю, сколько всего на Бюйюкаде таких особняков, но абсолютно все они разные, практически все целиком из дерева, практически все белоснежные и определенно все очень красивые. Хотелось сфотографировать каждый, но, конечно, это было нереально. Некоторые из них в отличном состоянии, некоторые очень художественно «пошарпанные» (наверняка, специально не реставрируют, так красивее).

А вот немножко “ретро”

По всему острову растут потрясающие яркие цветы (эксперты подсказали, что они называются Бугенвеллия), в основном розовые.

Как мы поняли, многие особняки можно арендовать и вроде бы даже не за дикие деньги.

Вообще остров не очень похож на Турцию, скорее на европейский город, возможно Италию, Капри, и немного на Ялту.

Вот такой пейзаж, немного Крымский

На острове мы увидели много интересных деталей: красивые таблички с номерами домов, почтовые ящики, мозаики и плитки.

Интересные детали
Тщательно спрятанный в кустах туристический кот

Ближе к центру острова дорога пошла вверх, и также появился густой сосновый лес. Запах моря и хвои просто кружил голову (хотя, возможно, это был и подъем в гору :) ). Вскоре нам встретилась карта острова. Выяснили, что на самой верхней точке посреди соснового леса стоит радиовышка, но мы уже немного устали и решили к ней не идти.

Дома закончились, углубляемся в лес!
Тоже чем-то смахивает на Крым и европейское побережье
Карта острова и маршрут нашего 10,5 км марш-броска

На острове 11 церквей, при чем разных религий — католические, армянские, православные, синагога и мечети. В самом центре острова и посредине маршрута — большое плато, на котором также стоянка фаэтонов с лошадками. Прокатиться на фаэтоне, конечно круто (нас это еще ждет), но бедных лошадок очень жалко. Очень разумно, безусловно, навесить специальную ткань позади лошадок, чтобы продукты их жизнедеятельности не валялись по всему острову, но у несчастных лошадок до крови натерты этой тканью задние ноги :(. Общество защиты животных, сделайте что-нибудь с этим, пожалуйста!

Героические лошадки ждут пассажиров

За то, чтобы подвезти нас от плато назад до причала, где мы могли бы пообедать, нам озвучили, по-моему, 30 или 50 лир, и мы решили, что все еще в состоянии бесплатно протопать пару км с горы и полюбоваться неповторимыми особняками. Оказалось, не зря, так как на последнем отрезке были чуть ли не самые красивые дворцы.

Для местных жителей (мы так поняли, туристов не пускают) — такое вот место для шашлыков на вершине среди леса.

Что касается пристанища Октябрьской революции. Среди интересной информации об острова Бюйюкада указывается, что в 1929–1933 гг., после высылки из СССР, жил один из главных револлюционеров ХХ века, Лев Данилович Троцкий. Вроде как, у него было даже два дома на этом острове. Если честно, мы прям таки его дом не нашли. Я думала, что его дом — это самый красивый особняк на острове (желтый дворец на фото выше), но позже выяснила, что его дом как раз один из самых заброшенных, а второй вообще сгорел и был заново перестроен. Только сегодня, изучая все материалы, выяснилось, что я таки сфотографировала его с катера (нет предела моему счастью) и мы практически угадали! Он как раз под желтым дворцом!

Мой консультант-энциклопедист Александр подсказывает, что в этом есть интересная закономерность. В свое время очень похожий на Бюйюкаду остров Капри облюбовали другие известные революционеры В.И. Ленин (1908–1910, дважды) и М. Горький (7 лет: 1906–1913). Видимо, эти райские острова подпитывали их мечты об идеальном мире, или же наоборот были островками спокойствия в их бурной революционной жизни.

Дом Л.Д. Троцкого — темно-красный под красивым желтым дворцом. В воде, видимо, знаменитые верблюды Троцкого

Далее по плану был обед. Мы были уже очень уставшие и голодные, потому хотелось выбрать заведение побыстрее. Из нескольких ресторанчиков мы выбирали тот, в котором можно было покушать с видом на море/причал, очень уж хотелось по максимуму запомнить всю эту красоту. Выбрали такой, с обычным набором блюд, чудесным видом, только вот посетителей в нем почти не было. В итоге оказалось, что ради красивого вида пришлось пожертвовать качеством еды :(. Потому наш вам совет на Принцевых островах, да и везде, в общем-то: выбирайте те заведения, в которых много посетителей, это говорит о том, что и вам там, скорее всего, понравится! Ну и смотрите на цены, само собой.

В общем, так или иначе мы пообедали, немного отдохнули и, собственно, вспомнили, что вообще-то собирались на пляж. Погода в этот день была пасмурная, но все же хотелось «зачекиниться» в Мраморном море.

Такая вот есть небольшая деталь, что на островах все пляжи частные и платные. За 10–30 лир (зависит от пляжа) вы получаете вход на пляж на весь день, шезлонг и также вас прямо оттуда бесплатно на катере отвозят к причалу. Для нас задача состояла еще в том, что до пляжа нужно было добраться (от причала примерно 1,5–2 км ближайший), а сил уже не было вообще. Мы решили прокатиться на фаэтоне. Тут тоже стоит быть внимательным и торговаться, потому что нам сразу объявили цену более 100 лир, а нам, уже знающим, что на самом деле это не так уж далеко и может стоить и 30–50 лир, было обидно платить такие деньги. В общем, я уже точно не помню, до чего мы доторговались, наконец добрались до пляжа. До последнего парома оставалось всего 2 часа, но мы должны были успеть все!

Почувствуй себя дворянином!

Наш пляж был расположен в красивой маленькой бухте и окружен холмами с сосновым лесом и необычными красноватыми скалами. Я даже залезла в одну щель между скалой и морем, скажу вам, может на фото и не понятно, но это было очень страшно!

Эти секунды длились вечность

На пляже порадовали всякие водные аттракционы: горка, плюшка, на которую невозможно залезть, и водный батут, на который тоже очень тяжело забраться и так же тяжело на нем удержаться. Насмеялись и почувствовали себя детьми :)

Как 30-летние мужики превращаются в детей :)
На том же пляже, виды потрясные!

Вместе с нами на пляже отдыхали жирные чайки и маленькие котятки (вообще такое чувство, что на время нашего пребывания в Стамбуле и окрестностях на каждую улицу завезли микроскопических котят).

Этот товарищ с нами купался
Немного даже не турецкие, а египетские котята

Накупавшись и набесившись в воде, мы бегом запрыгнули на последний катер, который доставил нас на причал, а оттуда уже отправились в Стамбул.

Обратный путь был снова неповторим — теперь уже Мраморное море и виды на Стамбул на закате и ночью, просто потрясающе!

Счастливые купальщики забрались на паром
Железнодорожный вокзал Хайдарпаша, с 1906–1908 гг. — начало пути из Стамбула в Багдад. Построен немецкими архитекторами в стиле неоклассики. Это красивейшее здание — один из символов города и Турции.
Закат над Стамбулом

Закончили вечер мы традиционно на террасе, лично я наслаждалась помимо вида еще и вкуснейшим турецким розовым вином.

Вид с нашей террасы на ночной Стамбул

Так закончился наш день за пределами Стамбула, как будто побывали совсем в другой стране! Планировали просто поваляться на пляже, а получили морской круиз, экскурсию по неповторимым островам и море впечатлений. Вот это я понимаю, отклонение от плана в нужную сторону!

На следующий день мы просто обязаны были окунуться снова в Стамбул с головой и потому назначили полное погружение в главные достопримечательности города, манящие туристов со всего мира уже много столетий, — площадь Султанахмет, Голубая Мечеть, Айя София и т.д. — что успеем! Забегая наперед, традиционно планы свершились только наполовину, но мы получили новые сюрпризы, превысившие все ожидания.

Присоединяйтесь к моему каналу в Telegram — Нескучный трэвэл!

Далее: Часть 4. Сердце Стамбула: Султанахмет, Голубая Мечеть, Цистерна Базилика, и финальный аккорд дня: время и место, где вы почувствуете счастье и вечность.