Познань

byDuck
Official Russian - Travel
11 min readJul 16, 2015

--

город вокруг двух козликов

Последнее, что я увидел перед тем, как уснуть — шпиль вокзала Гданьска, который выглядывал из-за автомагистрали, подобно мачте затонувшего корабля. Когда я открыл глаза, то передо мной лежала громадная черепаха, панцирь которой переливался всевозможными цветами, посылая лучи в ночное небо Познани. Наш автобус проник в панцирь через отверстие для головы ­- и вот мы внутри впечатляющего вокзала, построенного к Евро 2012. Ночной переезд был коротким и утомительным, так что ноги быстро нашли удобные теплые кресла, в которых, опершись на рюкзаки и друг на друга, мы уснули в ожидании рассвета.

Перекусив сырками на четвертом этаже вокзала перед панорамными окнами с видом на встающее солнце, принимаем решение не останавливаться на одной постройке к Евро 2012, а взглянуть на тот самый красивейший Stadion Miejski, на котором прошло три матча группового этапа Евро 2012, а еще концерты Tiësto, Пол ван Дайка, Эрика Придза, Стинга и собрание Международной Ассамблеи Свидетелей Иеговы. Фирменным закидоном одеваю рюкзак, защелкиваю все лямки — и в путь.

По пути маленькие люди выгуливают больших собак и наоборот, дети выпадают с трамваев у школ, со стен домов выкрикивают свои лозунги патриотические граффити времен протестов против коммунизма.

Через некоторое время утренний заряд сил немного спал, улицы стали грязнее, уже полностью взошедшее солнце перестало освещать постройки приятным оранжевым светом, но цель уже, судя по навигатору, не за горами. Впереди видно только большой зелено-желтый холм с пластиковыми бутылками и прочим мусором. Но все может быть, ведь стадион построили в 2012, а сейчас же 2015 и не Евро совсем. Залезть на холм невозможно, обходим со стороны, проходя туннели с лужами. Карта пищит, что мы уже на месте и вот мы замечаем какой-то просвет в холме, а значит — это вход на тот самый стадион! Мы на месте! На входе нам улыбается бродяга, в просвет видно то самое заросшее поле, те самые покосившейся и наполовину сгнившие ворота, те самые трибуны, по которым бегают собаки. Не тот стадион. Вообще не стадион уже совсем, а весьма уютное «общежитие» бездомных, на входе у которого растут цветы в горшках, в кресле-качалке спит мужчина, а рядом с ним на цепи на нас скалится черный пес.

Срочно нужна реабилитация. Свежесваренный кофе — то, что сейчас нужно. Возвращаемся в красивый город, по дороге заходим во францисканский собор. Нас встречает современная церковная «попса», звучащая из колонок. Внутри все ходят в рясах, одна из которых, скорее всего, попала в наш секонд, где ее купил Чонси. Убранство собора — огромная пестрая модель вертепа в несколько рядов, где кружится механическое солнце, волхвы идут на звезду, а баранчики прыгают вокруг Иисуса, который лежит на сене.

Проходим парк Шопена, где женщина высыпает вокруг себя зерно, делая защитный круг от толпы атакующих лакомство голубей.

Кофейня на маленькой центральной улочке, подобных которой осталось в Познане совсем мало (как нам потом рассказала хозяйка кафе), сразу окунает в атмосферу, созданную теми, кто по-настоящему любит свое дело, связанное с кофе. Это ее кофейня, размером 4х4, которую она создала и держит сама: выбор оборудования, закупки, обжарка, варка и прочее. Настроившись на славный прием, получаем непонятную встречу милой женщины-хозяйки кофейни, которая, вроде как, совсем не рада нас видеть и не совсем пытается это скрыть. Неуютно выбираем кофе, получая скованные ответы. Что-то здесь не так. Вдруг о наши ноги потерлось что-то теплое и шерстяное, причем выше колен. Большой лабрадор. Оказывается, он недавно перенес одну операцию и через несколько часов у него будет следующая. Хозяйке не на кого было оставить его, вот она и приняла решение взять лабрадора с собой, хоть и нельзя так делать с ее стороны, ведь кофейня маленькая, а он большой. Но это будний день, зима, раннее утро — все предполагало, что посетителей не будет, а тут мы. Она просто не могла уместить в себе страх за любимца (операция сложная), серьезный подход к работе, ответственность, и то, что лабрадор начал кушать лизин брелок. Увидев, что мы совсем не против такого соседства, женщина переменилась и, сварив нам прекрасный кофе, стала расспрашивать о нашем путешествии и рассказывать о потере ее городом своей самобытности, своей нелюбви к большим гипермаркетам и, конечно, о кофе.

Желаем лабрадору выздоровления и, слушаясь совета хозяйки кафе, идем в инфоцентр, расположенный на центральной площади.

Сверив свой маршрут с советами девушки из информационного центра, двигаемся к выходу, но слышим ее «And!…». Девушка изменилась в лице — ее улыбка стала шире, глаза светились радостными искрами. «Будьте на площади в 12:00. Обязательно! Там будет представление! Это символ нашего города! Козлики!». Пазл складывается. По пути мы часто встречали двух козликов. Они были повсюду: на газетах, путеводителях, продавали их как статуэтки, монетки и прочее. Конечно, мы решили дождаться их ежедневной церемонии.

Центральная площадь Познани — классическая рыночная площадь, выложенная брусчаткой, окруженная старинными разноцветными домиками, на первом этаже которых — уютные кафе и рестораны с доносящимися звуками самой разной музыки.

В центре площади старая ратуша, где-то в ней сидят козлики и ждут 12:00.

Вскоре на доселе безлюдную площадь просочились дети. Некоторые пришли, держась за руки, прямо со школы, под четким руководством учительницы, некоторые прибежали с улиц, некоторые повыпрыгивали из домов.

11:50 — окна в домах открылись, в них появились люди, смотрящие на шпиль ратуши. 11:55 — в ратушу зашел странного вида мужчина. 11:59 — площадь замерла — дети не шумят, голуби не летают. Внезапно из самого центра город пронзил громкий звон колокола, люди охнули, дети хором начали обратный отсчет.

Под детские возгласы дверцы в шпиле ратуши открылись. Из них важно и ооооооочень медленно выехали два маленьких тонких козлика, немного похожих на школьные стулья.

«Ноль!» — дети замерли, козлики развернулись друг к другу, мужчина, который недавно зашел в ратушу, теперь вышел на маленький балкончик и принялся торжественно дудеть в трубу. Козлики, скрипя, ударились головами, а дети закричали «Едэн!» и задергались в восторженных конвульсиях. И так до двенадцати, а затем символы города под ту же мелодию трубача заехали в ратушу, на сегодня их работа закончена, но ровно через сутки они будут готовы снова порадовать весь город. Трубач зашел обратно в ратушу и через минуту вышел уже из дверей внизу. И его работа на сегодня закончена. А вообще, отличная работа, каждый день играть фанфары для деревянных козликов.

Сполна вкусив местных традиций, решаем перекусить в молочном баре (оставшемся с эпохи социализма), в котором можно покушать дешево вкусно и полезно. Так оно и есть. Хотя, в целом, польская кухня не впечатляет. Кажется, любой рецепт сводится к тому, чтобы что-то сварить, перемолоть и залить кипятком. Крем-суп из тыквы, морковки, капусты, свеклы, кабачка — да чего угодно.

Дальше на пути — университет Мицкевича

и

Королевский замок XIII века.

В неработающем фонтане за статуей Мицкевича нахожу порванную купюру в 10 злотых.

Задаюсь задачей поменять ее в банке на нормальную.

Банки были закрыты, жду следующей поездки в Польшу.

Двигаемся к следующей достопримечательности — парку с вдохновляющим названием «Цитадель». Парк является культурной ценностью, ведь расположен на месте центрального форта Познаньской крепости, с которого в разное время велась защита города. Уставшие, мы идем по совету маршрутизатора, который вновь утащил нас от центра и поволок заброшенными улочками. Опять та же ситуация: на месте парка какой-то холм. Решаем все-таки лезть на него, хоть и устали, ведь, по закону жанра, ситуация не должна повториться — и за холмом нас должен ждать дивный чудо-парк. Так и было. Но только если бы мы пришли туда летом/весной/осенью. Зимой же огромная площадь парка с большим разнообразием одинаково голых серых деревьев не впечатляет. Но ничего, в парке много скульптур, белок, памятников.

Легкий перекус на лавочке перед огромной поляной, на которой выгуливают собак и играют во фрисби, посвятили фантазиям о том, как же тут, должно быть, круто летом.

Идем на остров Тумский — по легенде начало Познани было положено именно здесь. Три предка трех славянских народов — Лех, Рус и Чех, после долгой разлуки встретились здесь и увидав друг друга закричали «Познает! Познает!», что в переводе «Узнал! Узнал!». Странно, обычно кричат «Ого-го! Привет!» или «Какие люди в Голливуде!», но на то она и легенда. Закричали мужики так — и решили основать на этом острове город, который так и назвали — Познань. Мы тоже «познали» этот остров, с которого все началось. Огромное количество величественных и не очень религиозных сооружений.

По всему острову в авто, на велосипедах и пешком передвигаются монахини. Запрыгиваем в арку и оказываемся в зеленом ботсаду, проходя который попадаем к архикафедральной базилике святых Петра и Павла. Внутрь, к сожалению, попасть не удалось, но ничего страшного — провожаем солнце и гуляем по острову, любуясь современными катерами на реке и старинными постройками на суше.

По пути обратно проходим мосты, старые улочки, салон, в котором две девушки кропотливо моют довольного пса в ванной. Заходим в супермаркет, покупаем еды и ловим интернет, для уточнения адреса дома, где мы надеемся испытать, что же такое «сouchsurfing». Краем глаза наблюдем, как толпа неприятных школьников пускает по кругу электронную сигарету.

Каучсерфинг. Весьма полезная и интересная штука. Бесплатно переночевать, покушать, много всего интересного узнать. Да что говорить, понять и прочувствовать культуру, город, страну лучше всего увидев, как живут местные жители. Каучсерфинг — это некий портал в живую, настоящую, не туристическую жизнь города.

На пороге нас встречает Лия — девушка, несколько лет назад переехавшая из Украины. Живет с мужем, переехавшим из Украины несколько и еще раз несколько лет назад. Кроме них, нас встречает большезубый смышлёный сын, который больше всего на свете любит Лего, занимается хоккеем и подсказывает матери названия улиц и исторических событий — ему семь лет, у них нет телевизора. Живут они в самом центре Познани, на той самой площади, где в 12:00 дерутся козлики, в одном из тех самых разноцветных домиков.

Объясняют нам, что поляки на станут жить здесь, квартиры в этих домах сдаются за гроши. Дело в том, что здание является историческим памятником и в нем нельзя делать капитальные ремонты, в том числе и менять окна на пластиковые. Конечно, центральная площадь — излюбленное место туристов и поляков, любящих погулять, поэтому, днем на площади дерутся козлики, а ночью — поляки. Кушаем кус-кус, пьем кофе, играем в Лего, долго беседуем, засыпаем, просыпаемся от песен поляков под окнами, засыпаем, просыпаемся утром.

Автобус до Берлина в 15:00, времени осталось много, мест, которые стоит посмотреть — не совсем. Решаем еще раз пройтись по площади, купить несколько сувениров и гулять, держа направление в сторону отправления. Покупаем магниты родителям, конечно же, с козликами.

Гуляем по парку, в котором живут утки и бегает собака, приносящая хозяину камень.

Заходим в кафе, расположенном в дальнем крыле оранжереи, пригибаясь и искривляясь из-за всевозможных растений проходим к столику и отдыхаем под огромным пальмовым листом.

Чем дальше от центра, тем больше Познань становится похожа на далеко не лучшие районы города Харьков.

Мы на месте, откуда нас заберет автобус до Берлина, хотя нам, уже привыкшим к европейским стандартам, не совсем в это верится — остановка расположена на выходе из какого-то темного перехода с побитыми стеклами, возле железнодорожных переездов, фур и заброшенных домов. Покупаем фрукты, воду и хот-доги, чтобы через 10 минут перекусить в автобусе и…ждем автобус полчаса. А потом еще час. А потом узнаем, что билет у нас не на 15:00, а на 3 ночи следующего дня. Билеты мы купили все и сразу в Люблине у девушки, слабо понимающей английский, каким-то образом, она выбила не то, а мы и не посмотрели.

Итак, у нас впереди 11 часов времени до автобуса, усталость в ногах и голове и нежелание снова гулять по центральной площади. …решаем идти на тот самый вокзал, на который мы приехали и с которого так хотели убежать, чтобы быстрее изучить город. Теперь мы быстрее покидаем город, чтобы изучить здоровенный вокзал, который одновременно является торгово-развлекательным центром.

А получилось весьма славно: втиснули рюкзаки в камеру хранения супермаркета и пошли гулять налегке. Дегустировали пиццу и тайскую еду (так и перекусили);

понаблюдали за толстыми девятилетними мужиками в дорогих костюмах, покупающих себе электронные сигареты; выиграли маленькую грелку для рук; поспали на тех же самых местах, что и вчера и напоследок угостили себя огромным кофе в Старбаксе.

До автобуса шли по той же улице, с тем же весом, но было уже гораздо веселее, чем 12 часов назад.

Мы в автобусе до Берлина.

Если вам понравилась эта история, поделитесь ей с другими читателями, нажав кнопку “Recommend”

Спасибо! ☺

Ищете больше интересных историй? 
Подписывайтесь на Medium · Twitter · Facebook · VK

--

--

byDuck
Official Russian - Travel

ничего страшного еще не случилось