Однозначно круче, чем дома сидеть. Как минимум — дома не ходят медведи.

Это настолько близко и удивительно, так, если бы вы узнали, что в соседней квартире, оказывается, проходят съемки продолжения сериала “Друзья”.

byDuck
Official Russian - Travel

Короткий текст с полезной информацией о том, что “долины чудные долины” ближе, чем нам хотелось бы думать.

Намного проще запостить на стене VK красивую (или не очень) картинку с фразой «Если бы путешествия по миру были бесплатными, вы бы никогда не увидели меня снова» (кто — «вы»?), чем запариваться с выбором дешевого перевозчика, пытаться высмотреть актуальную и полезную информацию в дебрях интернета, внимательно собирать документы для визового центра и пытаться восстановить в памяти школьные уроки английского. Пройдя все эти страшно изнурительные, супер-сложные и супер-нудные (на самом деле нет) этапы, в голову приходит мысль, что теперь придется 42 года копить на отели-перелеты-питание и только тогда мечта всей жизни (увидеть океан/Париж/Шаровку) сбудется. На самом деле все намного проще. Океан и иже с ним намного ближе, доступнее и реальнее, чем хотелось бы думать человеку, которого мы бы не увидели, если бы путешествия были бесплатными. Мы живем в век, когда перелет в Париж может стоить дешевле, чем суши-сет в Якитории, конечно не бесплатно, но нечего носом воротить. И другими частями тела.

Париж Парижем, но тут речь пойдет о Польше. Стоит чуть глубже копнуть — и на тебе, в Польше и такое есть.

Дамы и господа! Вашему вниманию — Закопане!

И не сработают даже отговорки, вроде: “О! Чтобы идти в горы нужен горный костюм тыщ за пять, мощные сапоги с обогревом и вайфаем, рюкзак на 98 литров, транквилизаторы для Йети, транквилизаторы для детей Йети, подписка на полмесяца на журнал “Максим”, лавиноулавливатель, кошки, квадрокоптер, вертолет и годы тренировок на скалодроме, и ноги, как у Вирастюка.”

Тут все максимально просто и недорого. Толика удачи с погодой — и норм пейзаж из окна туалета ваш.

вид из туалета

Начнем сначала.

В Польшу мы приехали как на прогулку — чтоб виза не залеживалась и осенний Харьков не напрягал. Билеты на автобус покупали примерно за 2 месяца. Так, на два междугородних билета (а теперь с капслоком — ДВА МЕЖДУГОРОДНИХ БИЛЕТА) у нас уходило от 30 до 60 грн.

Краков — Вроцлав — Закопане — Краков.

Ищи свой автобус на этом сайте, который ниже.

Навигация по сайту элементарная, купить билет просто, направлений море. Распечатываешь билет, смотришь адрес отправления — и ждешь красного красавца с wi-fi, самыми удобными на моей памяти сидениями, столиками и панорамными окнами на 2 этаже. Билеты без мест, так что претендовать на места у окна на втором этаже может каждый, в автобус запускают в порядке очереди, но 90% случаев люди скапливаются у первых дверей, а водитель начинает пускать из середины, так что, зная это, мы всегда разделялись — и захватывали самые знатные места.

В городок с таинственным названием Закопане мы въехали рано утром. За время, пока мы спали, ландшафт за окном кардинально изменился. То тут — то там за высокими соснами показывались вершины розовеющих на рассвете гор. Окна буквально на глазах покрылись инеем, как будто автобус проехал мимо тусовки дементоров. Как только двери автобуса открылись, намекая на прибытие в пункт прибытия, мы поняли, что зима пришла в наши жизни без приглашения, вот так вот подло подкравшись ранним утром 2 ноября. Осознав, что прогулка по покрытому суровым гололедом городу в 6 утра не сулит особо радужных перспектив, мы решили дождаться открытия чего бы то ни было в небольшой комнатушке вокзала, тем самым несколько повысив свои шансы не умереть от холода в ближайшие пару часов. Так как конкретной информации об автобусе по направлению Морского ока (а именно туда мы нацелились сгонять), найти не удалось, мы просто принялись расспрашивать об этом у немногочисленных ранних посетителей автовокзала — двух парней с походной экипировкой и мужчины — водителя. Только мы собрались согреться горячим хот-догом из соседнего круглосуточного маркета, как увидели, что парни активно жестикулируют, призывая следовать за ними. Оказалось, с парковки уже готов был отправиться небольшой бус со школьниками, которых учителя везли на экскурсию в Татры. Оставалось несколько свободных мест — и мы успешно присоединились к толпе галдящих поляков — старшеклассников.

СУХОЙ ТЕКСТ ПО ДЕЛУ:

Высокие Татры — самый высокий регион Карпатских гор и Морское Око, расположенное у подножия Менгушовецких вершин — самое большое и самое красивое озеро этой местности. Сама же местность является частью Татранского национального парка, который имеет статус биосферного заповедника ЮНЕСКО. По любым вопросам можно отправляйте факс в справочную службу в Закопане (Zakopane, ul. Chałubińskiego 44. Телефон: (+48) 18 20 23 300, e-mail infotur@tpn.pl.). Из Закопане автобусами или собственным транспортом можно добраться до парковки Palenica Białczańska, дальше — пешком или на повозке с лошадьми (около 400 грн, не думаю что это того стоит, если вы не старик или младенец). Вход в национальный парк стоит около 40 грн, льготные в два раза дешевле. Добротный официальный сайт с прогнозами погоды, волонтерским программами и текущей информацией:

От парковки до горного приюта на берегу того самого озера придется прошагать около 9км, но пусть это вас не пугает — это всего лишь прогулка по асфальтированной дорожке под пение птиц, в окружении леса и потрясающих видов — горных вершин и водопадов. По пути установлены аккуратные биотуалеты, урны и скамейки для отдыха на смотровых точках. Тех, кто хочет погорячее, указатели постоянно пытаются заманить на более сложную и более интересную тропу через лес. На указателях отмечена степень сложности трассы и приблизительное время до точки прибытия — очень-очень удобно. Все эти блага цивилизации ненавязчиво и скромно вплетены в картину местности, так, что местность не кажется благоустроенной и сохраняет свой гордый вид.

Широкая дорожка, ведущая к Морскому Оку была полностью засыпана снегом. Впереди манили живописные горные пики, солнце уже встало и приятно согревало морозный воздух, пробиваясь через густые ветви деревьев. Мы приехали рано — и это дало нам удовольствие наслаждаться дорогой в гордом одиночестве. Пройдя несколько километров, мы свернули в лес и часть пути прошагали по свежему снегу, перебираясь через поваленные деревья и карабкаясь на небольшие возвышенности. Всюду видны были следы присутствия большого количества лесных жителей — кабанов, косуль, зайцев, других неведомых зверей, что не удивительно в лесу. Но спустившись снова на основную асфальтированную дорожку, мы увидели на снегу столько следов, что было очень странно представлять эту звериную банду, прошедшую тут, кажется, всего несколько часов назад. Чуть дальше на снегу появились следы нескольких медведей, разного размера и в разном направлении, кажется, мы насчитали 4 зверя. Вблизи замаячила крыша горного приюта, в котором мы запланировали остановиться на ночь (кругом — следы медведя).

вблизи — Старый приют, вдалеке — новый, кругом — следы медведей

ПО ДЕЛУ:

Приют Schronisko Morskie Oko

— старинный туристический приют на берегу озера, первый прототип которого появился здесь аж в 1874 году. Сейчас это два здания — Старый и Новый приют. В Старом приюте 43 спальных места и для того, чтоб остановиться там, нужно иметь с собой спальный мешок. Ночь в старом приюте стоит 250 грн. В Новом приюте 35 спальных мест на двух этажах: 1,2,3-х комнатные номера с разным количеством кроватей. Сутки тут обойдутся примерно 300 грн. Мы не бронировали номер, решив положиться на удачу и в случае отсутствия мест переночевать в одной из гостиниц у входа в нац. парк. Но, если вы любите держать все в своих руках и не давать волю случаю, то забронировать кровать или номер можно, позвонив по телефону. Schronisko Morskie Oko w Tatrach
Телефон (с 9 до 21):
+48 18 20 77 609
+48 602 260 757

Спальников у нас не было, поэтому мы решили остановиться в 5-местном номере в Новом приюте. Кроме нас в номере была занята одна кровать, еще две пустовали.

На польском слово приют звучит как «схоронисько». На входе — большая старая карта местности, написанная маслом. На стенах — ледорубы, кошки, снегоступы и прочий альпинистский антураж. Красивые старые фотографии гор и людей в горах. Запах дерева, темные коридоры и горячий чай. Комната на верхнем этаже с отличным видом и уютными кроватями. Мощные сушилки для обуви и одежды и теплый пледы поверх толстого пухового белоснежного одеяла. Количество красиво обработанного дерева и вид из окна на качающиеся на ветру сосны навевает мысли о схожести с антуражем Твин Пикса, что добавляет остроты присутствию тут.

карта местности и местный сыр
чтоб ты не забывал, что медведь рядом

Готовим кофе и выходим на улицу, чтобы пар от него стал заметнее. Наши сандвичи оказались не только вкусными, но и привлекательными для птиц-кедровок, которые косят глазом на наш нехитрый завтрак и пикируют на стол, чтобы угоститься.

Набравшись сил и скинув лишний груз в номере, мы отправляемся к озеру Charny Staw pod Rysamy, до которого, если верить указателю, около полутора часа пути. Кристаллы заледенелого водопада, зеркало озера, в котором отражаются горные склоны, тишина, прерываемая шумом периодически пролетающего спасательного вертолета (все ок - просто тренировка, но вид снега, клубящегося и вздымающегося от приближения вертолета, впечатляет).

Назад мы возвращались в сумерках, в чарующее мгновение преображения пейзажа. Белизна снега стала синью, зеленые сосны постепенно потеряли объем и превратились в мрачные силуэты, качающиеся на ветру, шум водопада ровным непрерывным звуком разрезал тишину, кажется, еще стало больше выросших в размере, гор. Невероятно уютно засыпать в теплом светлом доме, осознавая, что он окружен кромешной тьмой холодного ночного леса.

На следующий день выдалась хорошая солнечная погода и мы решили попробовать пойти по треку средней сложности с синей маркировкой в долину Пяти Озер. Трек не сложный, но очень зависит от метеоусловий, были места, где уже встречались обледенелые участки трассы (не зря трасса закрыта с 1 декабря по 31 мая) поэтому местами было довольно страшно передвигаться.

Морское Око вид сверху
карликовые сосны, такие славные, вид не закрывают

С вершины Świstowa Kopa открывается захватывающий дух вид на долину Пяти Озер, но пока мы пьем запасенный в термочашке кофе, любуясь пейзажем, поднимается сильный ветер и из-за соседнего горного пика навстречу нам движется с внушительной скоростью большая белая туча.

долина пяти озер, внизу маленький приют
10 минут любовались озерами, потом они скрылись безвозвратно
в момент, когда такая штука, клубясь, летит навстречу, ощущаешь себя ничем

Испытывая одновременно страх и восхищение перед величием надвигающейся снежной бури, мы, цепляясь за ветки карликовых сосен и пригибаясь к земле под порывами ветра, ускорили спуск в долину, где уже в другом приюте нас ждала ужасно уместная pomidorowa zupa — томатный суп, приятное тепло и радость от того, что мы не умерли.

рядом даже есть ступеньки, но лед делает их бесполезными
внизу тишь и благодать
кстати, во всех приютах на стойке регистрации можно попросить печать и поставить себе красивые отметки, что ты был там

Проторчав добрых пол часа у озера, пока Вася развлекал себя бросанием больших камней в корку льда, мы отправляемся по треку вдоль речки Розтоки, который приводит нас к той самой заасфальтированной дорожке, с которой мы начинали путь. Трек этот вовсе простой, не учитывая нескольких серьезно обледенелых мест, на которых приходилось передвигаться на корточках. Постепенно карликовые сосны сменились высокими, местами поваленными сошедшей лавиной , деревьями, которые постепенно скрыли широкую панораму горной гряды. Тучи закрыли небо и начал моросить дождь. Радуясь, что мы уже не на вершине, спустились к основной тропе. Тут нам стали попадаться другие туристы и редкие конные повозки, от вчерашнего снега и медвежьих следов не осталось и следа.

Вернувшись на вечернем автобусе в Закопане, мы почти час бродим, пугая местных жителей, туда-сюда в темноте под дождем по одной улице в поисках несуществующего адреса, по которому должен находиться наш хостел. Промокнув и проголодавшись, мы случайно попадаем на соседний переулок, где среди сосен спрятан маленький уютный домик, в котором у нас забронирована кровать. Тут также творится магия хостелов — на кухне находят общий язык люди со всех уголков света: парень из США, который несколько недель назад начал кругосветное путешествие; две дочери и мать из Финляндии, которые напоминали об этом косичками, уникальной внешностью и теплыми носками; пара из Испании и, конечно, куда же без парня, который немного всех бесит, и девушки, которая предлагает всем вино.

ПО ДЕЛУ:

Отчасти нам повезло — судя по маленькому наплыву людей (те, что были— явно заядлые походники, у большинства куча снаряжения, лавиноулавливатели…), ноябрь — не самый популярный месяц для прогулки в горах. Судя по фотографиям, летом это пустое тихое место превращается в настоящий бульвар — люди, и стар и млад, толпами гуляют по главной тропе парка. Тем не менее, остается много треков разной сложности, которые, хоть и тоже не будут пустовать, подойдут для прекрасных горных прогулок. Зимой в Закопане можно покататься на лыжах, да и покрытое льдом озеро наверняка стоит внимания.

Такую Польшу мы не знали. Были рады знакомству. Мы точно еще туда приедем.

byDuck
Official Russian - Travel

ничего страшного еще не случилось