Блеск и нищета курортного Бердянска

Bogdan Gerasymenko
Official Russian - Travel
15 min readNov 17, 2018

Любой курортный город делится на две версии: прилизанную туристическую и обыденную, скрытую от посторонних глаз.

Потеря всех потерь

Пасмурное утро, 9 сентября, Запорожье, Автовокзал. После волокиты с билетами (водитель не принял электронный билет и мне пришлось его распечатывать в информационном бюро – к счастью, это быстро и бесплатно), мы садимся в старенький Неоплан, следующий с Минска в Мариуполь.

Ожидалось, что автобус будет забитый белорусами, а указанные в билете места будут константой. По факту, все оказалось наоборот. В автобусе было человек десять, не более. Свободных мест предостаточно, поэтому сели на понравившиеся.

В спешке, я не уследил за камерой. Пропажу обнаружил только когда автобус тронулся. Начался шок.

Ехать на море без камеры, это всё-равно, что отправится в медовый месяц без жены.

Полезли мысли – украли, потерял, забыл дома. Звоню сестре, которая сопровождала нас до вокзала. Та говорит, что в машине камеры нет, и дома тоже. Волнение нарастает и я уже был готов смириться с потерей девайса за $570.

На помощь, как не удивительно, приходит обращение к Богу. После беседы с Ним, осматриваю своё место и замечаю, что камера застряла между сиденьями автобуса. Что ж, высшие силы помогают даже таким заядлым атеистам как я. Лицо становится радостным, отпуск можно считать открытым…

Участок новой дороги под Токмаком

Автобус ехал равномерно, проезжая знакомые мне места. Единственной непредвиденной остановкой на нашем пути стал ремонт дороги под Токмаком. Пришлось ненадолго остановиться.

Водитель пошел рвать орехи, а я вышел осмотреться. Новый слой асфальта выглядит прилично. Появилась надежда, что такая дорога будет до самого моря. Но, проехав Токмакский район, новая трасса закончилась и началась привычная всем убитая однополосная.

Погода не менялась практически до самого моря. Поля были укрыты густым туманом. Лишь на подъезде к Бердянску появились тучи, а затем и вовсе солнечное небо. Море встретило нас по настоящему летней погодой. А в это время Запорожье заливали дожди…

Не верьте фото на сайтах

Прибыв на автовокзал Бердянска звоним владельцу квартиры, которую планируем арендовать на эти пять дней. Ним оказался риелтор. Он сказал, что встретить нас не сможет, но хозяйка квартиры уже ждет нас на месте.

От Автовокзала до квартиры около 2 километров, по времени это 22 минуты. Но, учитывая наличие двух сумок, мы решили подъехать на маршрутке.

Как оказалось позже, квартира будет не совсем та, которую мы видели в объявлении. Но, радовал тот факт, что она будет больше, и в ней сразу три кровати.

Аренда квартиры с видом на море была одной из самых грубейших ошибкок

В объявлении Вам никогда не скажут, что все кафе на набережной Бердянска работают до последнего посетителя, и что после 22:00 здесь начинает орать музыка до трех часов ночи. По словам местных жителей, жалобы в мэрию ничего не дают. Оно и понятно: с местного бизнеса хорошо кормится вся верхушка, от участкового до мэра.

Хотя вид из окна квартиры компенсирует все неприятности:

Кстати, мои лучшие фото были сделаны тоже с балкона этой квартиры:

Набережная и её развлечения

Вся курортная жизнь Бердянска сосредоточена в двух местах – это центральная набережная и проспект Азовский.

Набережная оживает только вечером – днем здесь пустынно и особо делать нечего (ни один из аттракционов днем не работает). Разве что, ловить бычков. Колесо обозрения начинает работать после пяти.

Совсем другое дело вечером, когда оживают аттракционы и кафе…

Любители более тихого отдыха могут пройтись в сторону порта. Но, там развлечений особо нет. Здесь хорошо жить или снимать квартиру.

Кстати, вот так выглядел пляж около порта:

По словам местных СМИ это настоящая проблема и подобную картину жители Бердянска видят каждую осень.

На проспекте Азовском жизнь кипит круглосуточно. После реконструкции, центральная часть города ведущая к площади перед мэрией выглядит в лучших европейских традициях. Здесь сосредоточены все рестораны и магазины. Большинство кафе работает с 11 до 4 утра.

Магазины и столовые наоборот только днем. Вот так выглядит столовая “Козацька хата” напротив АТБ. Сказать честно, готовят отвратительно, а цены высокие:

Если захотите нормально поесть, в здании мэрии со стороны гостиницы Бердянск есть отличная столовая для местных депутатов. Цены там ниже, а персонал настолько приветлив, что уже на следующий день будут с Вами здороваться как с родными.

Центральная площадь перед мэрией

Кстати, раз уже посетили столовую, то не мешало бы и осмотреться вокруг. Жизнь на площади кипит круглосуточно.

За гостиницей Бердянск находится центральный рынок. Здесь можно купить херсонские арбузы — без преувеличения, самые вкусные в мире.

Общественный транспорт Бердянска

Общественный транспорт представлен здесь старыми ПАЗиками либо аналогичными украинскими автобусами по типу ЗАЗ A07A1 I-VAN. Никаких Спринтеров здесь нет. Но, транспорт все-равно и всегда забит под завязочку: в курортное время – отдыхающими, в остальное – местными пенсионерами.

Больше всего удивила стоимость проезда – на тот момент она была выше, чем в Запорожье. Вторая вещь, которая меня всегда удивляла и одновременно тешила – в Бердянске проезд платный для всех. К примеру, пенсионеры платят 50% от стоимости, инвалиды и воины АТО могут проехать бесплатно, если предъявят удостоверение (по этому фраза моей мамы “по удостоверению” поставила водителя в ступор. Правильно говорить “по пенсионному”).

Еще одна особенность, характерная только для курортных городов – цена по городу дешевле, чем, к примеру на косу или до Аквапарка.

Приставка /15 означает, что маршрут едет до вокзала, а от туда на Дальную косу (до маяка).

Еще одна особенность, о которой должен знать любой отдыхающий, намерившийся ехать на косу: с часу до двух здесь действует местная ‘сиерра’, поэтому маршрутку придется ждать не меньше 30 минут, стоя под палящим солнцем (на косе нет деревьев). И если она приедет, не факт, что вы в неё попадёте.

Не каждый день можно увидеть море из окна маршрутки…

Дальняя коса и маяк

Ехать на косу однозначно следует. К примеру, мы очень жалеем, что не осмелились доехать до конечной – того самого Бердянского маяка. Правда, местные говорят, что идти до него пару километров и пляжей для купания там нет.

В целом, как видно по фото выше, пляжи здесь песчаные. Самые удобные – Соломенный, Аватория и Солома-2. Дальше начинаются базы отдыха. На их пляжах тоже можно купаться, но там глубоко.

Не туристическая часть города

По дороге в один из краеведческих музеев (их в городе около трех) увидели настоящий “не прилизанный” Бердянск.

А так выглядят местные магазины в межсезонье:

Сам краеведческий музей не впечатлил – около половины экспонатов это советская эпоха. Такое можно увидеть в любом музее.

Хотя признаюсь, некоторые тематические комнаты впечатлили:

Вход в музей стоит 15 гривен, а если с фотосъемкой, то +30 грн.

Общая картина

Не смотря на бессонные ночи (пил снотворное, чтобы уснуть под громкую музыку из кафе) отдыхом остался доволен. Если снимать квартиру около порта либо на проспекте Азовском, подобных проблем знать не будете.

В целом, Бердянск намного интереснее Кирилловки, но и на порядок дороже. К примеру, аттракцион электромобили стоит 70 гривен, колесо обозрения — 200 грн, катание на пиратском катере и вовсе 300 грн. Это я называю цены в бархатный сезон (сентябрь).

Очень выручает наличие в городе АТБ, рынка и столовых. Интересен Бердянск и в зимнее время года, в первую очередь замершим морем и пустынными улицами.

9–14 сентября 2018 г.,
Бердянск, Запорожская область

P.S. Все фото из статьи можно использовать в личных целях при указании ссылки на автора (© Богдан Герасименко).