Парки, сады, перекрёстки и городские огни: Как нас встретила Италия

Anatoly Tramp
Official Russian - Travel
16 min readDec 11, 2017

Италия для нас началась совершенно внезапно, и, хочется сказать, это было приятным событием, которое всех обрадовало, ведь мы вовсе не предполагали, что на дорогу до заветной страны уйдёт так мало времени.

В самом начале, когда я и Миша только планировали свой маршрут, мы собирались доехать до Рима от Генуи по западному побережью, добраться до Неаполя и улететь от туда до Милана на лоукостере, потому что цены на авиабилеты на наши даты от Неаполя до Милана, даже с учётом багажа, стоили дешевле, чем билеты на автобус, а разница во времени переезда целых 11 часов, выбор был очевиден!

Но Италия казалась такой далёкой, что мы даже и не планировали своё времяпровождение в этой стране, кроме завершающего этапа по возвращению домой, рассчитывая придумать развлечения и найти места для ночлега не торопясь, во время поездки. Однако, находясь в пути уже почти месяц, учитывая нашу общую усталость и особенности возвращения домой наших друзей и попутчиков — Ольги и Михаила, мы захотели провести как можно больше времени вместе и сформировали новый, более короткий маршрут, который устраивал всех. Решили сделать небольшой крюк от Генуи до Флоренции и от туда в Милан.

Про Италию из нас никто почти ничего не знал, и собственно Италия нас не особо и интересовала, хотя почему-то на протяжение всего тура, нас не покидали шутки: о райском местечке, о последнем оплоте нашей счастливой поездки, о единственной фразе, которую мы знаем на итальянском — «итс э ми, Марио!», что вот там мы наконец-то и выпьем вдоволь вкуснейшего вина, поедим пиццы, пасты, санкционных сыров и как можно больше мороженого, а Оля наконец-то покажет нам своё платье, которое она специально везла всю дорогу ни разу не достав из рюкзака, чтобы надеть его в прекрасной Италии. Из-за этого нас преследовало чувство туманного будущего, а каждый следующий город, который ждал нас впереди на нашем итальянском маршруте, мы выбирали по утрам, прямо перед отправлением, сверяясь с картой и календарём, синхронизируя оставшиеся время отпуска и оставшиеся километры до Милана — последней точке на карте.

3 августа

Покидая Марсель, учитывая «особенности» наших планируемых переездов на поездах, и возможные сложности, в случае чего, европейского автостопа по Италии, (за весь день можно не проехать и 200 км.), мы решили не пытаться преодолевать большие расстояния за раз и ехать не спеша и размеренно. Сперва решили доехать примерно до Канн или Ниццы, переночевать там и уже на следующий день пересекать границу и наслаждаться Италией.

Узнаём направление, время прибытия и без труда попадаем на платформу. В отличии от Парижа, никто не препятствовал проходу. Думаем, что сильный контроль бывает только на вокзалах в больших и важных городах и только на скоростные поезда. А дальше, на маленьких станциях, всё будет так же легко и бесконтрольно как и тут.

Комфортные поезда

Сильно волнуясь, мы садимся в прохладный вагон с кондиционерами, мягкими креслами и розетками, как будто всё так и должно быть, спустя некоторое время наше местоположение на карте нас приятно удивляет. GPS в поезде не работал, т.к он двигался слишком быстро, поэтому постоянно мониторить наше местоположение не получалось и во время одной из остановок определив свои координаты, понимаем, что уже проехали Ниццу и находимся рядом с Монако. Поезд ехал с несвойственной ему быстрой скоростью ~130 км/ч. и делал мало остановок, поэтому за такой короткий промежуток времени мы оказались так далеко. Обрадовавшись этому событию и тому, что всё проходит относительно спокойно, и все чувствуют себя хорошо, кроме Миши и его нервов (из-за потенциальной угрозы контроля билетов), мы решаем ехать дальше и уже сегодня быть в Италии.

Миша наслаждается видами лазурного берега

Почти всю дорогу мы притворялись спящими, наслушавшись лайфхаков от друзей ранее путешествующих зайцем на поездах и о том какие в Европе вежливые люди, которые не посмеют тебя разбудить, даже если срочно потребуется уточнить наличие билета, но не тут-то было! Уже находясь практически рядом с заветным городом — Генуя, я почувствовал, что меня кто-то похлопывает по руке, т.к я сидел с краю. В голове началась небольшая паника, и я как можно дольше имитируя глубокий сон, поняв, что похлапывания не исчезают, начал делать вид, что медленно просыпаюсь и в это время оценивать обстановку, стараться понять, что же всё-таки происходит, хотя на самом деле уже давно всё понял — это был он.

К такому мы не готовились и что делать в ситуациях при случае встречи контролера мы не обсуждали, поэтому находясь в безвыходной ситуации я решил легонько толкнуть Михаила, ребята почувствовав движения рядом, тоже открыли глаза.

Сделав глупые лица, мы начали смотреть на контролёра, как будто бы не понимаем, что происходит. Контролёр просил показать билеты, долго переглядываясь между собой, мы решили разыграть сценку и включить дурачков, изъясняясь специально на плохом английском, типа «Билеты? А что такое билеты?», мы сказали этому приятному пожилому человеку, что у нас их нет, однако он не растерялся и нашел выход из языкового барьера — близко-близко наклонившись к Михаилу, показывая на него указательным пальцем сказал — «Ю», и прошуршав пальцами перед носом, строго произнёс слово — «ПЭЙ», сдержать наши смешки было трудно, хотя ситуация совсем к этому не располагала.

Михаил тоже не растерялся, и заявил контролёру «ХАУ, разводя руки, имея ввиду сколько нам нужно заплатить, чтобы ехать дальше, зная наперёд, что делать этого мы конечно же не будем, т.к покупка билета в составе, а не на перроне считается штрафным действием и билет покупается в пятикратном размере. Достав свой планшет знающий своё дело ж/д-сотрудник начал рассчитывать сколько нам нужно заплатить, закончив и повернув планшет экраном к нам, мы увидели красивую цифру — 200 евро. Сказать, что мы сильно удивились, это ничего не сказать. Контролёр понял, что таких денег у нас конечно же нет и вряд ли мы заплатим, он сказал, чтобы мы выходили на следующей станции — так мы и поступили.

Алассио, Италия

До Генуи оставалось несколько станций и нашей удачи не хватило чуть-чуть, чтобы доехать до запланированной точки без высадок.

Немного посидели на станции, перевели дух и обсудили недавно произошедшее, поняли, что в принципе ничего страшного в контролёрах нет, и статистика в почти 400 км. напряженной, хоть и стабильной езды даёт свои плюсы — скорость, комфорт и конечно же экономия, поэтому дальше мы решили передвигаться тоже на поездах. Дождавшись следующего поезда мы без происшествий оказались в Генуе, напомню, что про Италию в тот момент никто ничего не знал и мы рассчитывали только на свои ощущения и восприятие от окружающего нас пространства. Генуя показался нам не древним городом с интересной историей, а очередным приморским туристическим местом, как и остальные крупные города на всём побережье, с соответствующей атрибутикой и толпами людей на пляжах.

Генуя, Италия

Время близилось к вечеру, нужно было выбирать место для ночлега, поэтому мы решили выбрать поселение не с таким жирным именем на карте, а где поменьше людей, и проехать чуть дальше. Выходим через пару станций и оказываемся в коммуне под названием «Санта-Маргерита-Лигуре», решили тут и остановиться, т.к место нам понравилось, рядом был маяк и мы захотели его посмотреть и если что, ночевать рядом или прямо в нём!

Наконец-то больше нет этого напряжения от ожидания контролёра, пропала неизвестность и появилась хоть какая-то стабильность, мы точно знали, что дорога на сегодня окончена и мы можем насладиться замечательным вечером и едой! Преодолев такое большое расстояние, преувеличив нашу километровую норму в несколько раз и прилично стрессанув от поездки, оказавшись в заветной Италии мы решили отпраздновать событие царским ужином и срочно начали искать место где бы это сделать, а всё остальное уже позже…

Полотно ничем не отличавшихся ресторанчиков с примерно одинаковыми ценами так и манило нас, выбрав понравившийся (на самом деле, нам было всё равно где, мы хотели просто поесть) ресторан, нас встретил не очень дружелюбный официант, видимо мы выглядели ни как люди, которые собираются у них что-то покупать, плюс огромные рюкзаки, которые распугивают посетителей, возможно заставили его сделать какие-то выводы. Уселись за столик и начали выбирать чем бы себя порадовать. Ну, раз мы в Италии, то все заказали себе по пасте, пицце, кто-то заказал вино, кто-то кофе, а кто-то просто воду. Шутка про «Итс э ми, Марио!» набирала обороты, голодная злоба и напряжение плавно переходили в восторг. Нормально не питаясь весь день, показалось, что эти макароны готовили итальянские боги, а размер порции приятно радовал, но когда принесли счёт, мы поняли, что боги разгневались на нас за грехи совершенные в течение дня, тогда мы и узнали что такое «каперта» — это когда в счёт включают сервировку стола (скатерть и всё остальное), поэтому в чеке было на 10 евро больше, ну а что делать, пришлось платить, это была самая бесполезная и обидная трата за всю поездку.

Время и недружелюбный официант нас торопили, под предлогом того, что это не интернет-кафе и нечего тут залипать в телефонах — поели-проваливайте. Нужно было задумываться о месте для сна и открыв карту заметили что совсем рядом находится Портофино, что там такое никто не знал, но про этот город мы слышали из множества песен про него, да и карта показывала, что там много зелени, а значит там круто, нет людей и можно спокойно переночевать и мы как раз успевали на последний автобус. Дождавшись его на остановке, за 15 минут водитель домчал нас до этого небольшого рыбацкого городка.

Подходящее музыкальное сопровождение

Рыбалка прибыльный бизнес, подумал я, потому что в бухте стояли пятиэтажные яхты и вообще всё выглядело очень необычно, ярко и красиво. Прогулявшись по городу, что не заняло много времени, посетив «италиано писуаро», начали окончательно определяться с местом для сна, на карте заметили достопримечательность «Castello Brown» — крепость, которая была отмечена у нас на карте, как кэмпинг, решили идти туда, но как оказалось, это место закрыто, крепость неприступна и вообще это никакой не кэмпинг. Остаётся идти в лес, других вариантов нет. В лес нужно было подниматься из бухты, этот подъём нам давался очень тяжело, мышцы в ногах гудели, хоть дорога в горы и была достаточно туристической с указателями и с лестницей из камней, но усталость, тяжелые рюкзаки и дикая жара, делали своё дело. На половине пути, мы поняли, что это никакой не лес, а чьи-то дачи в горах с огромными участками, но спускаться вниз, после такого тяжелого подъема очень не хотелось, решили пройти ещё чуть дальше и после непродолжительных поисков, определившись с местом, поторопились скорее снять с себя полностью промокшую от пота одежду и легли спать на обрыве с видом на море, в котором нам мерещились дельфины.

4 августа

Утром мы проснулись от разговоров людей, которые ходили по туристической дороге, расположенной на другой стороне обрыва, замечая нас лежащих снизу они говорили «Гуд Монинг» и улыбались.

Обрыв где мы легли спать, с видом на море

Спали мы без палаток, просто в спальниках, прямо под звёздами, потому что жара была невыносимая, даже ночью. Собрали вещи и начали спускаться, решили сделать пару фотографий зайдя на какой-то участок, который выглядел заброшенным, с которого открывался невероятный вид на маленький город и бухту с огромными яхтами.

Портофино, Италия

Заметив трубу со шлангом на участке и убедившись, что из неё течёт вода — маленькая удача, решили провести утренние водные процедуры и привести себя в порядок после вчерашнего тяжелого дня, ведь впереди нас ждала дорога и очередные приключения.

Водные процедуры

Сегодня нам нужно было добраться до места, которое мы арендовали на AirBNB, за довольно небольшую сумму денег, как оказалось потом, потому что оно было труднодоступным, если у тебя нет своего автомобиля — как раз наш случай. Дом, который мы арендовали находился в какой-то деревушке, как туда добираться непонятно, но мы действовали последовательно и нас ничего не пугало, мы были в предвкушение приближающегося комфорта, совместного отдыха, употребления вкуснейшей еды и конечно же душа. Душ был на первом месте в нашей пирамиде потребностей, после всего того, что с нами произошло вчера. Дошли до нужной нам остановки в Портофино, дождались автобуса и доехали до города Рапалло. Осмотревшись мы снова пересели на поезда.

Едем в Рапалло

Нужно было двигаться в Лукку, карта подсказывала, что «наша» деревня находится ближе всего к этому городу, доедем туда и уже будем дальше разбираться как попасть в деревню. На этот раз удача нам не сопутствовала, страх перед контролёрами почему-то нарастал и поездки становились всё нервнее и нервнее, особенно для Миши, но все остальные тоже очень волновались, хоть и не так явно. Начали появляться шутки по этому поводу:

«Только рожая, женщина может хоть приблизительно понять те муки, которые испытывает Миша, когда едет в поезде без билета».

Пока шли по вагонам и искали себе место, услышали русскую речь, которая исходила от каких-то женщин, рядом было 2 места, Миша с Олей сели позади, а я и Михаил подсели к этим женщинам и сразу сказали «Здравствуйте!» — услышать русскую речь они совсем не ожидали и сразу заулыбались, начался разговор, о том, кто мы такие и что тут делаем и не свадебное ли у нас путешествие. Вопрос показался нам достаточно забавным, потому что какое может быть свадебное путешествие с 3 парнями и девушкой? Хотя в Европе возможно всё. Ольга получила кучу комплиментов, а мы похвалу за то, что смелые и вот так путешествуем, просто с рюкзаками. По рассказам женщин, они несколько лет живут в Италии и сейчас ищут работу, но выглядели они так, как будто просто хотят успешно выйти замуж, ехали они тоже в Лукку и сказали, что помогут нам разобраться как доехать до деревни, с Итальянским языком у них нет проблем.

По дороге в Лукку

Разговор прерывается и девушки начинают копошиться в сумках, чтобы достать свои билеты, оборачиваемся и видим контролёра, говорим женщинам, что нам пора, улыбаемся и демонстративно уходим в следующий вагон. Контролёр наблюдая эту картину, сделал всемирно известный жест «рукалицо», потому что понимал, что вагоны закончатся и в конце концов он нас настигнет. Так и вышло, мы сидели в крайнем вагоне-ресторане, подошёл контролёр, убедился, что у нас нет билетов и сказал чтобы мы выходили. Спорить не стали, сказали, что выйдем на следующей остановке и продолжили сидеть, он подошёл ещё раз и уже достаточно строго сказал, чтобы мы ожидали остановку между вагонами и не занимали места. Снова стрессуем от стычки с контролёром, но билеты не покупаем, ждём следующего поезда и садимся. Всё это очень волнительно и общаться с контролёрами никто не хочет. Миша набирает фразу в «Google Translate» с извинениями и о том, что у нас нет билетов и мы выйдем сразу же как только поезд остановится, чтобы показать её контролёру при следующей возможной встрече.

«Извините, у нас нет билета, мы перепутали поезд. Нам нужен поезд без контролёров».

Едем дальше, но спустя совсем немного времени к нам подходит девушка-контролёр, мы уже никуда не убегаем и готовимся показать ей нашу заготовку на экране телефона. Показываем, она читает и начинает на нас громко ругаться на итальяно-английском языке, поэтому разобрать кое-что удалось. Начинает требовать у нас «passaporto» и говорить, что сейчас мы пойдём в полицию. Стало страшно от неизвестности дальнейших событий, я понимал, что кроме штрафа нам ничего не грозит, просто мне не хотелось терять драгоценное время путешествия и заниматься неинтересными мне вещами, например идти в полицию и разбираться с ними, к тому же уже были оплачены деньги за аренду дома и было бы жалко, если мы опоздаем и бронь слетит. Что творилось в голове у ребят не знаю, но отчаяние на Мишином лице было заметно.

(Между ожиданиями поездов, он панически представлял, что если его поймают контролёры, то запретят въезд в Италию или вообще во все страны ЕС, а может и чего похуже — неизвестность его пугала.)

Ничего не остаётся, даём паспорта, она их фотографирует, возвращает и просит пройти за ней, делаем всё как она говорит. Просит нас подождать между вагонов, пока поезд не остановится. Она заходит в следующий вагон и начинает ругаться с каким-то темнокожим парнем, который видимо перебегал из вагона в вагон по улице и попадается ей уже не первый раз. Она громко и настойчиво просит его выйти, он начинает быдлить, закидывает ноги на спинки кресел и говорит, что никуда не пойдёт, в это время поезд останавливается и мы выходим на улицу. Стоим секунд 15, слышим как она ругается с этим парнем, всем одновременно приходит в голову мысль, что ждать её мы не должны, разворачиваемся и не торопясь уходим в подземный переход, за нами никто не идёт и никто не кричит в след, поезд уезжает, значит всё нормально.

Идём на станцию, чтобы успокоиться и понять как ехать дальше и что вообще делать.

«Что чувствует Миша, когда видит контролёра? — Ван Гог отрезал себе ухо, чтобы почувствовать эту боль».

После долгих дискуссий, ребята и я решаем ехать дальше не покупая билеты т.к до Лукки оставалось совсем немного. Миша не выдерживает и покупает себе билет. Смысла в этом я вообще не видел, или все или никто, ведь при вынужденной высадке ему пришлось бы выходить вместе с нами, хоть билет у него и был, Миша был на это согласен, ему хотелось спокойствия. Садимся в следующий поезд, в разные вагоны, Миша отдельно, говорим ему, чтобы ехал до конечной точки, если нас выгонят, чтобы дожидался нас в Лукке и не тратил деньги зря.

Миша скрывающий боль

До Лукки доезжаем без проблем, у Миши контролёр спросил билет, а к нам в вагон не заходил. Спрашиваем у Миши легче ли ехать с билетом, говорит, что не легче и так же волнительно. Смеёмся и не спеша углубляемся в центр города, логика подсказывает, что нужно идти на вокзал. Наслаждаемся узкими улочками и красотой Лукки, шутим, что всё выглядит точно так же, как и на карте «cs_italy» в игре «Counter-Strike».

На вокзале, еле-как объяснив чего мы хотим, получаем информацию о том, что сейчас прямые автобусы до нужной нам деревни не ходят, потому что «не дачный сезон», что показалось нам странным, видимо в Италии, не дачный сезон — это адская жара. Спрашиваем как туда добраться, и узнаём маршрут который больше всего нам подходит, автобус привезёт нас на остановку, от которой идти 7 км до нашей деревни. А нужно нам было в коммуну Капаннори, это так сказать сеть небольших поселений и одно из этих поселений было нашей деревушкой — называлась она «SantʼAndrea di Compito». Покупаем билеты и едем до этой остановки, прощаемся с водителем, он желает нам удачи и уезжает. А мы отправляемся в путь, идти предстоит в гору, это нас абсолютно не радует, но других вариантов нет, разве что пытаться кого-нибудь застопить.

По дороге встречаются статуэтки Девы Марии, (Оля говорит их устанавливают где случались аварии, или наоборот, чтобы они не случались)

Проходим километра 2, всё это время пытаемся поймать машину, и тут случается чудо, останавливается старушка, просим её нас подбросить по пути, она вроде бы соглашается, дорога была одна и вела в нужную нам деревню, друг друга не понимаем, улыбаемся и садимся к ней в машину.

Очень рады, что оставшуюся дорогу нужно идти не пешком

Действительно, ехала она в Сант’Андреа, как оказалось, живёт она тоже там, нам очень повезло, вела автомобиль она довольно резво и пока ехали, что-то нам рассказывала на итальянском, мы ничего не понимали и смеялись. Высадила нас у своего дома и мы отправились дальше, уже по деревне искать нужный нам дом.

Находим нужный адрес, выглядит это как дворик из трёх каменных домов, встречает нас классный хромой пёс и дочь хозяйки, об этом нас предупреждали в чате AirBNB, приветствуем её, пытаемся завалиться в дом, хочется скорее избавиться от рюкзаков и отдохнуть. Нам говорят, что наш дом находится по соседству, а тут как раз живёт семья которая его сдаёт. Заходим в другой дом, наконец-то скидываем рюкзаки, слушаем инструкции по поведению в доме и различные советы и рекомендации по утилизации мусора (в Италии мусор тоже сортируют), местонахождению магазинов и важных стратегических объектов. Девчонка отдаёт нам ключи и говорит, если будут вопросы — родители приедут вечером, чао.

Поднимаемся на второй этаж, начинаем обживаться, тут нам предстоит провести три дня, этого момента мы ждали очень долго. Мы находимся с друзьями в кайфовом месте, можем наслаждаться путешествием и чиллить, так как мы и хотели. Делим комнаты, я и Михаил заняли одну огромную двуспальную кровать, Ольга и Миша заняли комнату поменьше, где было 2 односпальных кровати. После долгожданного душа, небольшого отдыха и осмотра дома, решаем устроить великий пир, для этого нужно пойти в магазин. Магазины закрываются рано, а идти из деревни до него 3 километра, это нас не очень радовало, но мы начинаем выдвигаться, нужно поторопиться.

Идём до магазина, разглядываем деревенские владения с виноградниками и дикую итальянскую природу, нам всё очень нравится, несмотря на жару и усталость.

Магазин назывался «Conad» провели мы там около часа, возможно больше, набрали еды для великого пира, на несколько дней вперёд, так же наш глаз упал на огромный арбуз, который одиноко лежал на прилавке, так и просил себя забрать с собой, что мы и сделали, потому что это очень смешно. Задумываться о том, как всё это (3 больших и тяжелых пакета с едой и 17-ти килограммовый арбуз) мы будем нести домой, мы начали уже у кассы. Идти пешком конечно же очень не хотелось и мы даже не стали пытаться этого делать и начали стопить машины прямо у выхода из магазина, подвезти нас мог кто угодно, дорога была одна и вела только в нашу деревню.

Миша и новый друг

Через несколько минут останавливается приятная женщина, улыбается и спрашивает куда нам, говорим, что в Сант’Андера, нас приглашают сесть в машину. Едем, рассказываем, что путешествуем и сейчас поселились в одном из домов в ближайшей деревне, женщина сообщает, что знает, где это и дом нам сдают её друзья, мы радуемся. Женщина предупреждает нас, что хочет заехать на местную, деревенскую овощебазу и купить фруктов, говорим — ок! Выходим вместе с ней и покупаем фрукты тоже — стоили они там очень дёшево. Довозит она нас прямо до дома, прощаемся и начинаем готовить праздничный ужин. Очень много шутим про арбуз — он стал полноценным членом нашей команды. Уже приехали наши арендодатели, знакомимся с ними — весьма приятные люди. В этом дворике из трёх домов, живёт 2 семьи и мы. Все выходят на семейные ужины на улицу, зажигают свечи, так и проводят вечера. Мы тоже решаем ужинать на улице, зажигаем свечи и накрываем на стол во дворе.

Шутки про арбуз не прекращаются

Весёлое и радостное застолье продлилось допоздна, много анекдотов от Михаила и откровенные истории от Миши. Решали что будем делать завтра, поедем на море или в Пизу смотреть на башню — решаем ехать в Пизу, а море откладываем на следующий день. Теперь можно идти спать, завтра нас ждут новые приключения.

Anatoly Tramp
Official Russian - Travel

Почетный обладатель медали за поедание драников на скорость.