Алтай 2015. Часть 2 — пешее кольцо.

Михаил Волков
Official Russian - Travel
6 min readSep 21, 2015

Почему нельзя бегать на высоком пульсе. Как правильно бродить горные реки. И где надо ходить первый поход, чтобы туризм понравился.

Мой первый поход, Алтай в 2008 году, произвел на меня незабываемое впечатление. Я очень хотел снова сюда вернуться, вот момент пришел. Сфотался спустя 7 лет в том же месте)) За эти годы мне не стыдно, горжусь этим временем в своей жизни.

Первые два дня мы проходили перевалы Эренбурга и Томич. Оба единички А, между ними расположено прекрасное озеро. Помню как ночевали на нем в первом походе. Парни дежурили, а девчонки крикали, изображая мяукание кошек: “Чааай, чааай!”

Особенно поражает цвет осыпей в этом месте.

Купание.

Пройдя насквозь два перевала, мы знатно задолбались. Суммарные перепады составили больше тысячи метров вверх и вниз. Многие жаловались на отголоски боли в коленях. Поэтому сегодняшний день состоял всего из двух переходов и бонусного забега. Мы встали на берегу Карагема, по ту сторону реки от Карагемской поляны. До обеда было еще более двух часов, и я решил потренироваться бродить реку.

В походах 1–2 категории сложности броды — это самые опасные препятствия. Всегда есть риск попасть в паводок и встретить попу там, где буквально день назад можно было переходить реку спокойно. Именно так было в 2008, когда утром мы здесь же переходили Карагем, а затем в этом же месте вечером бродили в тройках стеночкой на грани экстрима. Одного человека из моей тройки тогда развернуло водой в глубокое русло, и мы его еле удержали. Может и не очень стремно было, но в памяти хорошо отложилось :)

Сегодня в солнечный денек мы попробовали, какого это: идти первым при броде горной реки. Имитировали как лидера уносит струей и вытягивали. Получилось весело и с нотками бдсм))

На переправе обязательно надо цеплять сопровождение в верхнюю обвязку. Вместо верха у нас была петля, завязанная бабочкой. Веревка крепится сзади или сбоку, чтобы при вытягивании участника не пихали лицом в воду. И, конечно, на серьезной реке нужны две веревки: одна удерживает человека, вторая вытягивает на берег.

Скайранинг

Эта глава о том, что в горах опасно. А в одиночку — тем более. После обеда желающие отправились на пробежку. Всего бежало трое: Света, Серега и я.

Мы выбрали радиальный маршрут к озеру вверх по руслу Правого Карагема. Набор высоты там был небольшой, метров двести. Расстояние — 10 км в каждую сторону. Договорились, что если вместе не получится и мы растянемся, то в любом случае через 4 часа надо прибыть в базовый лагерь.

Сразу со старта я зачем-то рванул. На самом деле мой комфортный темп был ниже, но я шел первым, а Серега прямо наступал на пятки. Да и Света рядом! Какая-то странная и дурацкая мысль все время, что надо обязательно оторваться. Бежим сначала по гальке, потом по лесу. Встречаем на пути реку и начинаем двигаться вдоль нее вверх. Вскоре перед нами встает стена водопада, а тропка обходит по крутому лесному противоположному берегу. Ну, ок, побежали туда. Здесь уже Света от нас отстала. Начался суровый набор. Мы с Серегой пыхтим. Я еще с палками, в кроссовках и с лыжной подготовкой — и то у меня пульс зашкаливает. А он и палок не взял, и бежит в ботинках. Мы переходим на быстрый, затем на обычный шаг. Набор очень большой, водопад гремит слева и периодически видно отвесные скалы, в русле. Я уже думаю о том, что обязательно надо возвращаться посветлу, а то можем и не туда свернуть на спуске. Серега отстает, договариваемся встретиться на выполаживании. Фух… Теперь уже в своем темпе могу ломить. Дурацкая голова, почему это так важно и зачем я себя загнал раньше времени?

Спустя какое-то время, я продолжаю набирать. Решаю идти, пока не обойду водопад полностью и не выйду к ровному разливу. Спустя минут 40–50 с начала забега лес закончился, и мне открылась долина нашей речушки. Самое время попить воды, вздохнуть и подумать… Подумать… Блин!! Блин!! Смотрю в карту, и понимаю, что увел ребят не туда. Первый ручей надо было пройти насквозь, а потом только набирать уже вдоль второго! В результате мы поднимаемся по крутейшему ручью ведущему совсем в никуда! Я же помнил, что набирать всего 200 метров, почему я сразу не остановился?!

Хоть лес кончился, и подъем стал совсем пологим, с этого момента как-то плохо бежалось. Можно было просто пойти дальше наверх. Какая разница, ну все равно же можно залезть за два часа по-максимуму, и повернуть назад. Но в голову уже лезли мысли:

“Мы условились встретиться у озера, вдруг ребята пойдут к нему до упора?”. “Дальше разделение ручьев, кто в какой пойдет?” “Почему так долго не выходит Серега?”

— Сереееега, Серееега, — начинаю кричать и свистеть. Ноль реакции. Я уже нервничаю и поворачиваю назад, иду вдоль русла вниз, чтобы подойти как можно ближе не выходя на склон. Мысль еще такая возникает, что вот я его сейчас окликну, скажу спускаться. А вдруг он дальше работает, а я типа зассал, или физически сдох. Подбегаю, присматриваюсь — человек идет с палками. Это не Серега, значит, это Света! Епрст, а где Серега тогда?!

Тут мой скайранинг продолжился.Света снова не видит меня и не слышит оклики, и я пытаюсь ее нагнать. Хорошо, что она идет медленно и неуверенно. В течение минут десяти набираю высоту так, что можно докричаться.

— Свеееета, Свееета! — Смотрит на меня. Молчит. Идет дальше. Ну, блин… Еще 15 минут, и вот я уже могу докричать, что стой, не туда. Оказывается, Света, выйдя из леса, попала на склон, подсекла звериную тропу. Затем тропа затерялась, а русло ручья спускаться стало страшно. Уже со слезами на глазах она упиралась, надеясь дойти до выполаживания и выйти на озеро, которого нет. Успокаиваю, успокаиваюсь сам. Сидим где-то посреди этого склона, уффф. Появилась минутка поозираться. Отсюда видно наш вчерашний оранжевый перевал. Жалко, фотика нет.

Понятно, что дальше лезть выше — уже агония. Начинаем медленно спускаться. Я иду первым, пытаюсь разговорить Свету. Вроде отходит, смеется. По мере спуска и возвращения в лагерь, все больше беспокоюсь про Сергея. Он же был между нами. Как мы его пропустили? Может устал и вниз пошел? Может понял ошибку и попытался выйти на нужную реку? Ну и конечно, самые страшные мысли, что он где-то лежит со сломанной ногой у подножья водопада…

В лагерь мы пришли за полчаса до контрольного времени. Сереги нет. А вечереет уже. Он же ниже меня шел, как мы могли пропустить? В течение получаса я метался: то ли выпустить поисковый отряд к подножию водопада прямо сейчас, то ли ждать КВ. Команда меня успокоила, и мы ждали. Серега пришел почти в КВ, набрав и спустив почти километр за эти 4 часа. Он шел по тому же склону, что и Света, и не видел нас за перегибом.

Ну, слава богу. Нервные клетки хорошо так поумирали у меня за этот день. А в награду опыт, что нельзя ходить поодиночке. И что нельзя бегать на высоком пульсе кроме как по маркировке — сразу потеряешься.

Если вам понравилась эта история, поделитесь ей с другими читателями, нажав кнопку “Recommend”

Спасибо! ☺

Ищете больше интересных историй? 
Подписывайтесь на Medium · Twitter · Facebook · VK

--

--

Михаил Волков
Official Russian - Travel

Походы, мультиспорт, интернет-маркетинг