Великая Китайская стена
Китай, 2010
Обязательным пунктом назначения в Пекине у нас была Великая Китайская стена. Очередной проект императоров−мегаломаньяков, предназначенный для защиты Китая от монгол и татар. И первый наш визит к стене оказался таким же, как и первый визит к Запретному городу—провальным.
Ехать к стене в тот день решили Сабина (работала на то же агенство), Ксюша и я. Однако мы слишком поздно добрались и, кроме того, выбрали наиболее посещаемый её участок—Бадалинг. Даже при своевременном нашем прибытии это испортило бы впечатление от визита в виду некомфортно большого количества людей на участке.
Впрочем, времени впереди у нас было достаточно, у некоторых оно исчислялось даже неделями. Так что мы не расстроились.

Открыли заблаговременно приготовленную бутылочку австралийского вина, выпили по стаканчику и отправились обратно, чтоб вскоре, учтя ошибки, вернуться и всё сделать правильно.
Сабина где−то взяла брошюру, из которой заключила, что наиболее интересным будет участок Симатай. Это наименее посещаемый, наиболее удалённый и наиболее трудный участок стены, до которого относительно просто добраться из Пекина.
В эту новую вылазку к нам присоединилась ещё и Грейс, доведя количество участников мероприятия до четырёх. Работала она на то же агенство и являлась товаркой Ксюши по комнате так же, как и Сабина. До полудня наша компания добралась до автобусной остановки, откуда туристические автобусы и машины частников довозили желающих до древней ограды.
Водитель, что вёз нас с автобусной остановки до участка оказался очень компанейским человеком и легко компенсировал посредственное знание английского мимикой, жестами и вообще—желанием пообщаться. А ещё водитель вёл замечательную тетрадку, в которой все, кого он подвозил, оставляли комментарии.

Помнится, на какой−то из дней рождений мне подарили микроскоп. Целыми днями я разглядывал капли воды из луж. Непонятный микромир будоражил воображение и давал фантазии широкие пространства: видеть столько всего в чём−то столь незначительном! Такова была и тетрадка водителя: самые разные люди из самых разных стран оставляли самые разные комментарии на самых разных языках.
Великая Китайская стена. Кажется, буд−то взобравшись на неё, мысли о вечном нахлынут и увлекут путника своевольно в пучины истории и мифов, сменив ясный взор на взгляд сквозь время, а бодрый шаг на осторожную поступь. И отяжелевшая голова надолго склонится в глубокой задумчивости.

Однако ничего такого не произошло. Ну, почти ничего. Мы, действительно, говорили о стене, строили шутливые догадки, делились тем, что успели узнать…

А ещё мы много пыхтели и потели поднимаясь и спускаясь вдоль стены, позировали и дурачились, шутили и пили.

Стоит отметить одну вещь. Вначале нашего пути с нас раза три, через каждые сто метров, взимали дань сомнительные групки по два—три человека, обосновывая её тем, что мы находимся на их территории. Кажется, снимали тогда по 2 или 3 юаня. На 2010 год юань к гривне — почти 1 к 1. И даже когда мы со стены спустились и направили стопы к автобусной остановке через тропинку сквозь лысые высокие кустарники—на нашем пути мистическим образом возникла бабка с серпом и тоже, грозно размахивая этим важным в начале предыдущего века орудием пролетариата, громко требовала дань. Так как, в отличие от стены, с тропинки можно было, пусть и с небольшими трудностями сойти—бабушку проигнорировали и обошли все без исключения.