«Алиса» и работа с композицией

UncleWind
Unclewind
Published in
4 min readAug 30, 2016

--

Алисы

Нарисовать Алису мне предложил художник-комиксист Алим Велитов. Он устраивал выставку при московском комикс-центре, посвящённую историям Льюиса Кэрролла. Конечно я был не единственным приглашённым, получилась довольно приличная галерея от разных художников.

Просто чтобы вы не отвлекались на девочку в чёрном платье, сообщаю, что где-то справа сверху висит моя работа. Хотя, затевал я эту фотографию скорее всего как раз из-за девочки в чёрном платье

На фотографии лекционный зал, но работами были заполнены коридоры библиотеки и другие комнаты. И очень крутыми работами. Некоторых Алис хотелось забрать в рамочке себе домой.

В ту ночь были лекции, чаепитие. Герои из Страны Чудес и Зазеркалья гуляли по коридорам и залам. Получилось очень атмосферно.

Камео

Выбирая момент с Белым Рыцарем, у меня практически сразу возникла идея, где взять образ. И да, это один из самых известных портретов автора Алисы.

Lewis Carroll

Слова на ленте — это текст песни, которую пел Белый Рыцарь. Естественно, зеркальные (раз уж Алиса оказалась в Зазеркалье).

Для чего этот урок?

Чтобы не забыть самому. Бывает что прочитаешь кучу статей про направляющие, золотое сечение, световой и цветовой контраст, садишься рисовать и… Вспоминаешь об этом только когда уже всё готово.

Или вы, например, не представляете, сколько раз я учился рисовать носы. Всякий раз я штудирую литературу, учебники по анатомии, рисую и… забываю как я это сделал.

Поэтому, иногда я пишу такие уроки и туториалы, просто чтобы закрепить материал. Чтобы он осел в голове и включался на автомате.

А может ещё и пригодится кому-нибудь.

Золото

Начать стоит с «золотого сечения». Этот принцип прост, стар и работает. Есть направляющие линии и главные элементы, если мы хотим создать приятную композицию, главные объекты лучше располагать на этих линиях.

В этом правиле есть один интересный нюанс. Видите вот это «если мы хотим создать приятную композицию»? Если надо создать неприятную композицию, например, создать эффект напряжения, неуютности в кадре, то главные элементы лучше сместить с этих линий. Поместив главного героя в центр кадра, можно добиться напряжённости. Сместив главный объект далеко в край, можно показать незначительность этого объекта.

За этим правилом забавно наблюдать в фильмах. Я как-то развлекался тем, что нарисовал на мониторе маркером линии «золотого сечения» и смотрел как красиво персонажи встают на эти полосочки.

Кадры из Angry Birds, Independence Day II, Warcraft: все хотят быть в «золоте»

Свет

Тут всё просто. Светлые объекты лучше видны на тёмном фоне, тёмные — на светлом.

Периодически можно переводить рисунок в чёрно-белый, чтобы следить за контрастами света и тени.

Направляющие

А вот это моё любимое место в композиции. Разглядывая картинку, взглядом человек натыкается на неощутимые линии. Далее чаще всего взгляд просто скользит по этим линиям. Умело используя это, художник может управлять вниманием зрителя. Художник определяет куда в итоге будет смотреть наблюдатель.

Мне нравится идея, что в портретах важнее всего лица и кисти рук. Поэтому внимание, которым я могу управлять, я направляю к лицам или жестам персонажей. Но здесь прежде всего на Алису:

Использовать можно всё что угодно: облака, грибы-кубики на дереве, шерсть в гриве коня, щитки доспехов — все они указывают на Алису. Ленты со словами песни, выходящие из странной лютни Белого Рыцаря, даже острая трава на земле показывает на лицо. Ради смеха внутренние завитки на листьях дерева я так же направил к Алисе.

И совсем немного направляющих линий ведёт к Белому Рыцарю. В этом рисунке он остаётся спокойным. А вот героине досталось всё напряжение — далее её ждёт ещё много трудных приключений.

С направляющими не стоит перебарщивать. Достаточно и одной-двух ярких. Этот композиционный приём находит применение в анимации и фильмах. Там, где есть много действия. Чтобы зрителям было проще уследить за тем, что происходит в мелькающих кадрах, режиссёр подсказывает в какую часть картинки нужно смотреть.

Кадры из X-man: Apocalypse (мигающая балка), Angry Birds (стена на фоне), How Do You See Me 2 (с этим персонажем сейчас произойдёт что-то важное)

И в своих работах я постоянно использую направляющие:

Стимпанковский герой гонится за механической бабочкой, всё внимание на неё. Инопланетного зверька из истории «Чудо в перьях» заметили охотники, а он заметил их и сеть. Героиня японской группы в гостях у кита.

Важно применять свои знания, и, пожалуй, лучший способ о них не забывать — делиться ими с другими людьми. Учитесь, учите, рисуйте!

--

--