«В Беларуси есть над чем поработать в плане инклюзивного туризма»
В преддверии велопробега Bike4SDGs команда ПРООН в Беларуси поговорила с Александром Авдевичем об инклюзии, активном образе жизни и развитии туризма в Беларуси. Опытный путешественник на хэндбайке делится лучшими зарубежными практиками по созданию доступной среды и своими идеями по развитию инклюзивного туристического потенциала Беларуси.

Что ты знаешь о Bike4SDGs и почему ты решил принять участие в мероприятии?
Я очень поддерживаю любой инклюзивный байк. Если человек, который ездит на коляске не совсем может соревноваться с человеком, который бегает, и участвовать в каких-то забегах, не иначе как если бы его кто-то потом толкал. В плане байка все немного попроще: мускульную силу рук можно в принципе использовать практически на одинаковых скоростях с мускульной силой ног. Поэтому любые покатушки при правильном подходе могут быть достаточно комфортными как для людей, которые перемещаются в инвалидных колясках и используют хэндбайки, так и для людей на обычных байках.

А как ты узнал о велопробеге?
Я в интернете прочитал, не помню точно где. Может на файсбук-странице ООН или ПРООН или еще где-то. Меня это заинтересовало, так как я из Лиды сам, это Гродненская область, и дальше пошло-поехало. То есть это не было чьим-то приглашением, это было совершенно свободное мероприятие, которое ты видишь и можешь на него записаться, если тебе интересно.
Как ты считаешь, такие мероприятия являются просто весельем или они действительно могут повлиять на мировоззрение людей, менять их поведение и в целом действительность вокруг нас?
Любые массовые забеги и покатушки, конечно, в первую очередь, я считаю направлены на продвижение ЗОЖ в массы; на то, чтобы показывать, что это становится модным, придумывать какой-то брендинг мероприятия. Хорошо, что к этому подключается в последнее время маркетинг, который преподносит идею в таком ключе, что людям становится интересно пойти и заняться физической активностью.
В современном мире ЗОЖ — это узнаваемый бренд.

В этом году главной темой велопробега является продвижение туризма в Беларуси, в частности, в Гродненской области. Поделись своими любимыми местами на Гродненщине.
Это, конечно же, реки, то есть это могут быть путешествия на водном транспорте, на тех же байдарках. У нас есть много мест, где можно остановиться, разбить кемпинг. Лесные велодорожки я не исследовал досконально, то есть в пределах 20 километров города можно сказать, а вот если чуть дальше поехать, то, наверное, у нас нет таких протоптанных троп, не диких, чтобы турист мог быть уверен, что по дороге он сможет проехать и расположится и получить удовольствие от дороги.
Но у нас действительно много этого природного ресурса, который не является чьей-то приватной территорией, который просто нужно более детально исследовать и информировать людей, сделать какие-то карты.
То есть потенциально интересных мест более чем достаточно для любого индустриального урбанистического туриста, который соскучился по живой природе. Я бы делал ударение на этом. Ну и, разумеется, это замки белорусско-литовские, которые будет интересно посетить по пути следования, музеи исторические, у нас много старых костелов сохранилось.
Я считаю, что у нас недостаточно, как я уже говорил, протоптанных троп для туризма. Вот если ты приедешь ко мне в Лиду, я могу сказать, что ты можешь поехать на велосипеде вот по этой дорожке и увидишь замок, и я буду уверен, что дорога твоя будет комфортная и безопасная. А вот по области мне сложно сказать, нет какой-то карты местности.
У нас достаточный ресурс, с нашим большим количеством НГО и велолюбителей сделать такую карту, в том числе и для того, чтобы сделать Гродненский регион еще более туристическим, это очень даже в наших интересах.

То есть нам в первую очередь не хватает инфраструктурных решений?
Знаешь, самих дорог хватает. Не хватает где-то отмеченных и зафиксированных маршрутов, указателей по этим дорогам. Возможно, они были уже 10 тысяч раз кем-то пройдены и проезжены, но информация об этом не была зафиксирована и предана публичности. Поэтому оно все и остается в какой-то неизвестности, на уровне слухов «кто-то как-то где-то ездил».
Я бы сделал какую-то карту, например, если мы говорим о продвижении велотуризма.
Существует ли в Беларуси понятие «инклюзивного туризма»? Что в целом подразумевает под собой это понятие?
Инклюзивный туризм, тут все понятно, — это туризм доступный для людей с какими-то ограничениями, с малой мобильностью, то есть туризм доступный для всех категорий людей.
Скажу честно, в Беларуси есть над чем поработать в плане инклюзивного туризма.
Если перетягивать одеяло на свою сторону, то меня, в первую очередь, интересует туризм для людей, передвигающихся с помощью инвалидного кресла. Например, заправки, большие, казалось бы организации, доступны далеко не все.
Еще бы я отметил нехватку указателей. Если мы берем конкретно колясочников, то нехватку кемпингов и указателей именно для них.
Есть такие места, я знаю, где может остановиться человек на коляске и ему будет более-менее удобно, но это никак не отмечено. А это важно. То есть мы опять возвращаемся к информационной политике в плане инклюзивности: каким-то обозначениям, таким проверкам на доступность среды.
Есть ли у тебя пример страны наиболее преуспевшей в вопросе инклюзивности?
Тут достаточно просто в плане стран. То есть можно взять любую страну с хорошей экономикой и она будет в принципе достаточно доступной. Можно взять страну с развитой вело-инфраструктурой и тоже она будет достаточно доступной.

Опираясь на международный опыт, меня больше всего впечатлило наверное то, что с какого-то момента времени объекты, которые строились — объекты придорожного сервиса, объекты пограничной локации — они априори проектировались доступными; и вот то, что я говорил про знаки, они там просто не нужны, потому что ты знаешь, что если ты сейчас в этой стране, то ты попадешь, куда тебе надо.
Это то же самое, как видеть знак МакДональдса, букву М, и это 300%, даже если он будет находится в каком-то лесу, что там будет доступный отдельный туалет, безбарьерной въезд и все остальное, просто это будет.
Если брать Швецию или Данию, или Нидерланды, то ты просто отключаешь у себя этот фильтр, потому что ты понимаешь, что это работает. У нас все только начинает делаться, но пока это правило не всегда для всех писано. Бывают объекты, которые сдаются в этом году, или были построены год назад, которые должны были бы являться доступными, но тем не менее там существуют какие-то проблемы.
Как у тебя родилась эта идея отправиться в путешествие по Европе?
Путешествие было доказательством самому себе, что невзирая на какие-то свои ограничения, можно совершенно одному передвигаться по дорогам, по туристическим маршрутам и не испытывать особых проблем; а если испытывать, то самостоятельно находить решения.
Я никогда не думал, что доеду так далеко, что это будет столько стран: я выехал из Минска, затем Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Нидерланды, Бельгия, Франция, Испания и Португалия.
И, знаешь, когда ты путешествуешь совсем один, и на байке, и отдельно коляска, и ночуешь в палатке, то даже в развитых странах у людей возникает много вопросов, как это вообще возможно и как такое может происходить. Они не верят, думают, что за тобой едет машина с твоей командой и со всем остальным.

Мне для путешествия нужно было приобрести велосипед. Когда он у меня появился, то я сел и поехал. Я не готовился к путешествию совершенно и все познавал в дороге, до этого я даже и в поход особо не ходил.
Этим летом я собирался совершить такое путешествие по Беларуси, но я отдал свой байк на рекаст, на переделку, и как-то это затянулось. Вот надеюсь к велопробегу Bike4SDGs все успеть закончить.
У меня идея создать такой универсальный байк, на котором человек с инвалидностью сможет спокойно передвигаться, загрузить туда свое инвалидное кресло, взять с собой все необходимые вещи и с удобствами отправиться в путешествие.
Чтобы это не было путешествием на выживание, а было путешествием, от которого ты получаешь удовольствие. Мне на данный момент для этого не хватает соответствующего технического оснащения.
То есть таких байков не существует в природе или это просто очень дорогостоящая техника?
Таких байков пока не существует. Они есть только в спортивном варианте, когда на старте тебя в него положили, ты проехал расстояние, и тебя из него достали. Туристического варианта реально не существует.

Может ли в Беларуси «зеленый» транспорт стать основным средством передвижения?
В малых городах, в частности, я про Лиду говорю, мне на коляске комфортно передвигаться практически по всему городу.
У нас скорее есть социальная проблема: люди предпочитают быть обособленными, предпочитают закрытый транспорт, как, например, автомобиль. Если это можно как-то изменить, то наша страна целиком и полностью может стать велосипедной.
Я вижу проблему именно в популяризации. Нужно больше распространять информации, чтобы молодое поколение воспринимало транспорт, в особенности, личный транспорт по-другому.
Я сам долгое время предпочитал личный транспорт автобусу, хотя настолько проще кататься на автобусе: тебе не нужна парковка, ты не беспокоишься о бензине, ремонте или техосмотре. И в целом ты больше двигаешься.
Я видел очень хороший пример в Голландии, когда человек, который живет на одной улице с человеком, у которого есть машина, просто идет и берет у соседа ключи, если ему нужен автомобиль, а не покупает себе свой. У нас люди бы очень удивились такой просьбе, а там это является частью культуры.
Что ты ожидаешь от участия в Bike4SDGs?
От участия в мероприятии ожидаю хорошей погоды, встречи с друзьями, так как знаю, что туда едет множество людей, и, конечно же, много улыбок и веселья. И еще — чтобы никто не испытывал дискомфорта на пути, связанного с какими-то ограничениями.
И, в завершение, назови несколько причин, почему стоит принять участие в Bike4SDGs.
Мне очень интересно, чтобы там приняло участие как можно больше людей с какими-либо физическими ограничениями. Это очень мотивирует тех, кто не страдает никакими недугами.
Всем нравится, когда люди больше социализируются, встречаются в больших тусовках, на фестивалях и мероприятиях, в которых главными выступают спортивные мотивы.
Еще мне нравится идея инклюзии, это очень актуально на данный момент и остро востребовано в Беларуси, и здорово, что это развивается в стране довольно быстрыми шагами, как я успеваю за этим наблюдать.
Очень хорошо, что это какое-то международное сотрудничество. Такие мероприятия предоставляют возможность делегатам из других стран своими глазами увидеть, что происходит за рамками стен их посольства в Беларуси. Возможно, это мотивирует их позвать своих близких и друзей приехать к нам, рассказав, как классно тут можно погонять на велосипедах.
…
Читайте страничку ПРООН в Беларуси в Facebook и Twitter

