К каким выводам я пришел спустя 15 лет разработки

Albert Davletov
UniLecs
Published in
6 min readFeb 25, 2021

--

За 15 лет разработки ПО мне довелось пройти множество этапов своей профессиональной карьеры. Некоторые из них были просто отвратительными — хотелось послать все и пойти в горы ухаживать за коровами. И я достаточно часто встречаю людей, которые пребывают в том же настроении. В других наоборот — все было отлично. Сейчас я уже наконец достиг гармонии в профессиональной и личной жизни, и могу сказать, что мне очень нравится разрабатывать что-нибудь интересное и полезное для себя и окружающих людей. Однако это результат самоанализа и так было далеко не всегда и стоит признать, что это профессия не для всех.

В этой статье я расскажу о том, чему я научился за эти годы, чтобы сделать мою профессиональную жизнь сочетающейся с личной жизнью.

1. Не засиживайтесь: меняйте место работы

Когда вы начинаете работать, обычно вы стартуете с позиции Junior. А Junior` ы не зарабатывают больших денег. Как бы вы ни старались, добиться быстрого прогресса в компании будет непросто, особенно если она небольшая. Если вы действительно хотите улучшить свои навыки и быстро увеличить зарплату, чаще меняйте работу в поисках лучшей должности. Особенно, если в вашей жизни не так много обязанностей и у вас есть свободное время.

2. Делайте работу хорошо, но уважайте свое время

Стремитесь учиться, совершенствоваться и делать все правильно, но делайте это для себя, а не для компании. Вы будете расходным материалом только тогда, когда что-то пойдет не так или вы им больше не понадобитесь. Ваше время принадлежит вам, и это самое ценное, что у вас есть. Не отдавайте его своей компании.

3. Если вас уволили, самое время действовать

Сегодня вы работаете без какой-либо мотивации на посредственной работе, а в следующем месяце у вас может появиться отличная работа в другой компании. Вы всегда будете бояться потерять работу, но иногда увольнение — лучшее, что с вами может случиться.

Несколько лет назад у меня была неплохая работа — хорошо оплачиваемая и удобная. Наступил экономический кризис, и руководство уволило половину сотрудников, у которых закончились проекты. Я был одним из тех сотрудников. В тот момент я думал, что это худшее, что могло случиться со мной, но жизнь показала, что это не так, хотя в тот момент это было большим разочарованием, потому что я делал все для компании и уделял ей много своего личного времени.

Теперь же я работаю над тем, что мне действительно нравится. Я нахожу мою новою работу завораживающей и наполняющей, и каждый понедельник с радостью на нее иду.

4. Вы можете найти хороших друзей, но большинство из них вы потеряете, когда смените работу

В компаниях, в которых я работал, было много корпоративов, куда все ходили, но вся это дружественная гармония была не такой реальной, как я думал. Многие люди просто хотели угодить начальству. Я понял, сколько времени теряю на подобных событиях.

Теперь я хожу на эти мероприятия, только если хочу, не заботясь о том, что могут подумать другие. Поддерживать контакт с бывшими коллегами сложно, и со временем я в большинстве случаев терял его. У меня появилось несколько хороших друзей, но в основном отношения теряются при смене работы, а людей, которых я считал важными для меня, на самом деле не были таковыми.

5. Если вы остановитесь, то потеряете свой шанс

Одна из худших вещей, которые вы можете позволить себе сделать в этой профессии, — это слишком комфортно работать и перестать учиться. Если вы сделаете это, вы будете бояться изменений и любых потрясений в компании.

У меня есть друг, который работает на такой работе более десяти лет; ему очень комфортно и легко, и он не хочет узнавать что-то новое, однако он не понимает, что его возможности улучшить свою жизнь уменьшаются, и со временем я замечаю, что он все больше боится — и, конечно, он ненавидит понедельники.

Я почти два года проработал на работе, где мне было очень комфортно, но я не узнал ничего нового. Работа была легкой, и у меня было много свободного времени. По этой причине я решил сменить работу.

6. Критикуйте код, а не человека

Если вам коллега сделал что-то не так, можно сказать об этом разными способами. Никогда не показывайте пальцем на человека, потому что так вы навсегда создадите врага не только лично, но и профессионально. Постарайтесь помочь и улучшите код, если считаете, что это возможно. Также культурно объясните проблему и не навязывайте свои улучшения.

Некоторые разработчики склонны вызывать безмерное чувство привязанности к тому, что они делают, как будто их работа — это их «ребенок», и любая критика в отношении нее воспринимается лично или интерпретируется как критика в свой адрес.

Помните, что критика кода — это не критика человека. Если кто-то писал плохой код в прошлом, то это не значит, что он плохой разработчик или человек. Код можно улучшить, а вот хорошие отношения будут утеряны.

7. Вооружитесь классными инструментами

Это фундаментально. Если ваш рабочий компьютер работает медленно, вам потребуется больше времени на выполнение работы, а время — деньги. Если ваш монитор маленький, вы не сможете разделить экран. В связи с пандемией и ежедневной работой из дома я решил приобрести хорошее кресло, большой монитор, который теперь можно разделить на несколько экранов, и мощный компьютер.

Это достаточно дорого, но со временем оно себя окупит. Теперь я выполняю больше работы за меньшее количество времени. Кроме того, у меня больше времени для занятий спортом, поэтому мне не нужно делать массаж спины, а ночью мои глаза больше отдыхают, и я могу с удовольствием читать в постели.

8. Отдыхайте

Время — самое ценное, что у вас есть. Кроме того, каждый год полезно отдыхать, чтобы подумать о том, нравится ли вам то, что вы делаете, или возможно нужно заниматься чем-то другим. Также отдых помогает понять, что мы делаем и делаем ли мы это хорошо или нет. В период отпуска у меня всегда появлялись хорошие идеи, и лучшие решения в моей жизни всегда принимались в свободное время.

9. Технический долг — это плохо

Технический долг — это концепция разработки ПО, которая показывает возможные затраты на дополнительную работу, вызванную принятием простого (ограниченного) решения сейчас, вместо использования лучшего подхода, который потребовал бы больше времени.

Тем не менее, я предпочитаю эту метафору, придуманную Уордом Каннингемом, которая описывает, как обращаться с техническим долгом, думая о нем как о финансовом долге: дополнительные усилия по добавлению новых функций — это проценты по долгу.

Если вы будете делать что-то быстро, не применяя передовых методов и не задумываясь, вы пострадаете в будущем, и вам придется потратить много часов своего свободного времени, чтобы исправить это.

10. Научитесь импровизировать и воспринимайте изменения с энтузиазмом

Я помню свои первые месяцы работы в этой профессии, когда я считал, что проекты четко определены и заказчик знает, чего хочет. Вскоре я понял, что это не так. Это заставляло меня волноваться, потому что я хотел закончить работу вовремя, а во многих случаях это было невозможно. Поймите, что все меняется, и часто вы не завершаете проект вовремя, но это не ваша вина. Успокойтесь и примите перемены.

11. Если вы не принимаете решения на работе, другие будут принимать их за вас

Если вы хотите быть тем, кто решает, использовать ли новую технологию или делать что-то по-другому в проекте, вы должны знать технологию или то, что вы хотите использовать, прежде чем говорить об этом своим коллегам. Если вы этого не сделаете, они могут навязывать вам технологию или опровергать вашу идею.

12. Держите свой темп

Мир разработки программного обеспечения развивается очень быстро, но вам стоит расслабиться и продолжать учиться и расти в своем собственном темпе. Не отчаивайтесь, если не научитесь всему. Ключ — в совершенстве изучать важные и базовые вещи и быть в курсе всех остальных технологий.

13. Учитесь читать документацию.

Спешка заставляет нас плохо читать документацию или API. Если вы хотите делать что-то правильно, не теряя времени, не используйте навязанные шаблоны. Внимательно прочтите документацию. В противном случае вы, вероятно, не будете делать все подобающим образом. Критически относитесь к Stack Overflow, Google и другим источникам. Не копируйте решение в тупую — постарайтесь его осознать.

14. Научитесь отключаться

Не несите проблемы домой. Если есть ошибка или техническая проблема, которую вы не знаете, как решить, оставьте это на следующий день. Вы сэкономите много времени и не будете корить свою работу за то, что весь день потратили на то, чтобы что-то решить. Отдохнувший ум намного эффективнее. Если вы этого не сделаете, беспокойство не даст вам заснуть, и на следующий день вы начнете с теми же проблемами, а еще с сонливостью. Это нелегко применить на практике, но это одна из самых ценных вещей, которые я узнал.

Заключение

То, что я написал в этой статье, является личным мнением и может показаться очевидным. Однако зачастую мы забываем об этих вещах и не применяем их на практике. Не отвергайте эти советы. Если бы я знал о них, когда начал работать, я уверен, что сэкономил бы много времени и сил. Всем спасибо!

Источник

--

--