Антиграбли — анализ ситуации и принятие решений

Если вы такой же человек как и я, вы уже успели наделать много глупостей из-за неумения анализировать ситуацию, делать выводы и учиться на ошибках, а так же вам часто сложно принимать решения в некоторых ситуациях…

Проблема не в том, что вы так же как и я не учились это делать, просто вам некому было научить как это делать. Мы привыкли реагировать на ситуации, которые внешне похожи на ситуации из прошлого, привычным образом. Но в жизни редко все повторяется, и привычка реагировать может сыграть с нами злую шутку. Совсем недавно я начал обнаружил достаточно простые инструменты для анализа и принятия решений, можно сказать, что они помогают развивать осознанность.

Анализ ситуации

После каждого нашего действия наша жизнь меняется в лучшую или худшую сторону, поэтому важно анализировать ситуацию и делать выводы. После каждого действия найдите время для того, чтобы задать себе четыре простых вопроса:

  1. Что случилось и почему это произошло именно таким образом?
  2. Что я думал и чувствовал в отношении случившегося?
  3. Чему я научился вследствие случившегося?
  4. Что я изменю (в поведении, отношении и т. д.) вследствие полученного мной опыта?
Ключевые вопросы для анализа

Таким образом, после каждого действия мы лучше понимаем ситуацию и вырабатываем стратегию на будущее. Есть еще второй вариант этой схему, с вопросами помогающими принять сложившуюся ситуацию.

Вопросы для принятия ситуации

В какой то момент понимаешь, что многие проблемы в жизни возникают от того, что человек просто не дружит с реальностью и живет в своих фантазиях. Чтобы подружиться с реальностью есть продвинутый алгоритм анализа ситуации:

  1. Что случилось и почему это произошло именно таким образом?
    - что я ожидал, как всё должно было произойти (мои фантазии);
    - как всё произошло на самом деле;
    - каковы были мои действия;
    - внешние факторы, которые повлияли на ситуацию.
  2. Что я думал и чувствовал в отношении случившегося?
  3. Чему я научился вследствие случившегося?
  4. Что я изменю (в поведении, отношении и т. д.) вследствие полученного мной опыта?
Продвинутый алгоритм анализа ситуации

В любом случае, что бы ни произошло нужно научиться чему-то полезному и постараться извлечь максимум выгоды из любой ситуации, даже самой болезненной. Это помогает мыслить трезво и развивать уверенность.

Принятие решения

Нам тяжело принимать решения потому, что очень часто мы руководствуемся только эмоциями и чувствами, но это может привести к серьезным проблемам, так как мы поддались импульсу и не учли многие факторы, не взвесили все за и против, не получили общую картину. С этим ничего не поделаешь, нас часто посещают желания, которые хочется реализовать прямо сейчас, но можно этому противостоять. Вот простой рецепт для принятия решения:

  1. Понять зачем тебе воплощать эту идею, какую цель ты хочешь достичь.
  2. Определить плюсы и что ты получишь, отделить то что реально получить (зависит от меня), а что хотелось бы получить потенциально (зависит от многих неизвестных факторов).
  3. Определить минусы связанные с реализацией идеи.
  4. Определить, что нужно для реализации (предварительный план).
  5. Определить возможные проблемы, связанные с реализацией идеи.
  6. Определить альтернативные варианты и пути отступления.
  7. Как вариант, можно еще подумать кому это может быть выгодно (особенно если идею навязали).
Анализ конкретной идеи

Если решение принято против — просто забываем это желание (или откладываем до лучших времен), если принято решение за — составляем подробный план и переходим к его реализации. Cам факт необходимости составлять такой анализ может уберечь от множества потенциально глупых решений и действий. Не лишним будет прочитать статью по теме “8 типичных ошибок мыслительного процесса”.

Бывают ситуации когда в основе идеи лежит желание получить приключения и манит сама неизвестность, тогда такой подробный анализ может обломать весь кайф. А бывают ситуации, когда кто-то давит на вас и хочет чтобы вы приняли решение прямо сейчас, немедленно, и не дает время подумать. В таких случаях надо сразу посылать, это явный признак манипуляции…

Жизнь непредсказуема и невозможно проанализировать все, что происходит, и подстелить соломку где надо, но все же анализировать свои успешные и ошибочные действия стоит. Это помогает увидеть некоторые закономерности и сознать причины многих проблем. Удачи.

--

--

Alex Voloshyn
Блог-портфолио Александра Волошина

Проектирую сложные сайты, веб-сервисы и мобильные приложения, обучаю в своей онлайн-школе Open Design School.