Армения 2017. День 5. Мерседес, Севан и рыба на углях.

Валерий Алексеев
5 min readFeb 28, 2017

--

Усилившаяся после вчерашнего катания боль в мышцах заставила меня перенести запланированные горные лыжи на следующий день и отправиться на небольшую экскурсию на озеро Севан.

Добродушный водитель Армен

Несколько дней назад один из таксистов после завершения поездки продиктовал мне свой номер и сказал звонить в любое время дня и ночи, если понадобится водитель. Так я и сделал, и буквально через десять минут недалеко от моего отеля остановился чёрный Mercedes с блестящим металическим шильдиком на капоте.

По традиции по пути от Цахкадзора до Севана (примерно 30 минут) говорили обо всём на свете. Из-за того, что русский язык Армену даётся с трудом, иногда получалось довольно забавно.

«Сейчас нет людей. Летом здесь пик! Отдыхают армяне и прочие русские человеки…»

Он спросил меня, какие выражения и слова я знаю на армянском. Стыдно, ведь я не знаю практически ничего!

  • «Барев», то есть «Здравствуй»
  • «Эс кэс сирумэм», то есть «Я люблю тебя»
  • И «Шноракалутюн», которое всего-навсего означает «Спасибо». Армен сказал, что вместо этого они используют «Мерси».

Время в пути пролетело незаметно, таксист высадил меня у подножия небольшой горы и рассказал, куда идти и что смотреть.

Вид сверху и монастырь Севанаванк

Поднимался я около получаса, несколько раз останавливаясь на очередную фотосессию (в моём случае, это была селфи-сессия). На самом деле, помимо съёмки непередаваемых пейзажей Севана хотелось просто задержаться здесь подольше. Уж больно тут красиво!

На все 360 градусов вокруг расположились горные цепи. Озеро, замёрзшее и замершее в ожидании прихода весны, покрылось бесконечными трещинами и расколами. Хвойные деревья идеально вписываются в этот природный пейзаж. И наконец, насыщенно-голубое небо дополняет общую картину зимнего Севана.

Шаг за шагом, и вот я уже на вершине, где уютно расположился вышеуказанный монастырь. Как я понял, построен он был примерно в VIII веке. Прямо в скале выдолбили уступ, на котором и возвели несколько сооружений — сначала башню, а вокруг неё церкви.

В таком месте грех не сделать панораму. Столько всего интересного вокруг.

Я не любитель монастырей, но есть в армянских церквях что-то особенное. Они выглядят крайне аскетично и по-простому. На них не ставят золотые купола, их не расписывают сверху до низу. Что-то в этом есть — люди ведь не за роскошью сюда приходят.

Внутрь монастыря я заходить не стал. Просто сделал пару кадров (ну ладно, пару десятков) и побрёл вниз.

Озеро Севан

Ещё больше меня впечатлило само озеро, с обеих сторон опоясывающее склон, который раньше был небольшим островком.

Меня тут же встретили толпы уличных торговцев, предлагающих всё, что только душе угодно: украшения, музыкальные инструменты, камни, травы, картины — в общем всё, что после поездки кладётся на полку и покрывается пылью (или вовсе теряется в пути).

На самом озере почти никого. Лишь где-то вдали мелькают три тени, скользящие по льду: большой человек, маленький человек и собака. Кстати о собаках: как только я вышел на лёд, ко мне подбежали две дворняги, которые не отходили от меня до конца прогулки.

Лёд на озере довольно крепкий, хотя местами ступать всё же было страшно — обычный белый цвет сменялся на тёмно-синий, практически чёрный. Ощущение было, как будто стоишь прямо над пропастью в бездну.

Побродив ещё немного по безлюдному берегу, я направился дальше — изучать окрестности и искать что-нибудь интересное.

Что-нибудь интересное…

Обидно, но ничего интересного более не нашлось. Зимой, когда туристический сезон, можно сказать, закрыт, популярный курорт превращается в обычный армянский полу-заброшенный посёлок. Не знаю, что происходит здесь летом, но зимой — вот так.

И вновь повторюсь, все эти сельские пейзажи добавляют определённую романтику каждому такому путешествию. Ты просто смотришь — и радуешься.

Завершение поездки

По совету Армена зашёл в местный ресторан, чтобы немного подкрепиться. Отведал запечёную на углях рыбу Сигу и самое главное — кебаб, приготовленный из мяса рака. К сожалению, всё было на столько аппетитным, что не успел сделать нормальных фотографий.

Большая группа туристов из Франции, сидевшая рядом со мной, долго пыталась выговорить злополучное «шноракалутюн», которое мы обсуждали с Арменом. Лучше бы использовали своё «Мерси».

Мне кажется, я использовал эту фразу в каждом своём рассказе, поэтому грех не воспользоваться ей снова: «Сытый и довольный я направился домой». Завтра будет мой последний день на Цахкадзоре, после которого — переезд обратно в Ереван и отлёт домой. До завтра!

--

--