Малышка на миллиард

Или почему китайцы больше не верят в благотворительность

W12
W12rus
7 min readMar 10, 2019

--

В прошлой статье мы вскользь упомянули о том, что граждане Китая жертвуют на благотворительность едва ли не меньше всех в мире. Рассказываем почему…

Скандал всекитайского масштаба

Малышка Го Меймей неизвестна на Западе, однако в Поднебесной её имя давно стало нарицательным. Эта история началась в 2011 году, когда ей было всего 20 лет. Тогда она впервые представилась гендиректором China Red Cross Commerce (CRCC) в своем микроблоге на Weibo с 2 млн фоллоуверов. Несколько фотографий, где Го помогает нуждающимся, там соседствовали с сотнями других, где она хвастается сумками Hermes за $10 тыс и делает селфи у автомобиля Maserati. На обвинения в мошенничестве девушка ответила глупее не придумаешь. Она запостила скрины банковского счета на 3,7 млрд юаней, заявив: “Зачем мне красть я и так очень богата”!

Общество возмутилось, разгорелся скандал всекитайского масштаба.

Комментарий Красного Креста: “ничего не знаем”

На сайте Red Cross Society of China (RCSC) тут же опубликовали опровержение: “в нашей структуре не существует такой компании как CRCC и кто такая Го Меймей, мы не знаем”. Поздно! В RCSC нагрянули ревизоры. Аудит обнажил безобразные факты. В 2010 году эта организация скрыла 1,9 млн пожертвованных юаней и потратила 4,2 млн на чрезмерные покупки. Также она собрала 10,7 млрд юаней в пользу жертвам землетрясения в провинции Циньхай, но на непосредственную помощь им отправила только 0,8 млрд. Остальное было присвоено администрацией провинции. Еще RCSC уличили в строительстве элитных домов на продажу и высоких комиссиях за помощь в сборе средств.

Кто же такая Го Меймей?

Блоггеры, задавшись этим вопросом, устроили собственное расследование в Интернете. Ее мать — разведенная миллионерша Го Дэнфен, владеющая дорогостоящими акциями и недвижимостью в городе Шэньчжэнь. Об отце почти ничего неизвестно кроме того, что его судили за мошенничество. Ее любовник — 46-летний застройщик Ванг Цзюнь, председатель правления China Red Cross Boai Asset Management (Boai). По рассказам его коллег, он влюбился в Го Меймей без памяти, тратил на нее кучу денег и разрешал ей приходить к нему на работу в любое время. При этом Ванг женат и у него есть двое детей. Коммерческое предприятие Boai было учреждено им с согласия RCSC для проведения благотворительных светских мероприятий и для строительства 30 тысяч центров социального обеспечения по всей стране. Этим планам не суждено сбыться. Вангу пришлось уйти в отставку, сейчас он и вовсе отбывает срок в тюрьме за неназванное в СМИ преступление. А его предприятие закрылось и прекратило всякую деятельность.

Слезы и чистосердечное

Го Меймей, тем временем, пришла на телевизионное шоу “Larry Lang Live” делать чистосердечное признание: “Ванг Цзюнь однажды сказал, что даст мне хорошую должность в компании, связанной с Красным Крестом. Чтобы похвастаться перед друзьями, шутки ради я изменила статус в своем микроблоге с «актрисы-певицы» на «генерального директора CRCC». Не ожидала такой реакции в ответ. Мне очень жаль. Я не потратила и юаня из пожертвованных средств. На фотографиях это все подарки мамы и Ванг Цзюня”. В конце пламенной речи Го прослезилась и добавила, что теперь намеревается сделать карьеру в индустрии развлечений, а телефон помощника для связи укажет в аккаунте на Weibo.

Итоги

RCSC пострадало по полной. 90% из семи тысяч опрошенных китайцев на вопрос «Пожертвуете ли вы им теперь?» ответили категорическим «Нет». В СМИ появились многочисленные статьи, исследующие различие между китайской и международной версией Красного креста. Вскрылось, что RCSC подконтрольно государству и каждое его региональное отделение по сути управляется местным комитетом компартии. На тему высказался самый популярный блоггер Китая Хань Хань: “Китайские благотворительные учреждения не боятся скандалов, потому что знают, государство всегда защитит их от общественного гнева”. Еще резче был Ху Цзюнь, глава кампании по защите прав человека в Китае: “Международное сообщество должно запретить использование Красного Креста коррумпированным китайским правительством. Если международное сообщество продолжит разрешать использование знака китайскими властями, это будет осквернение Красного Креста”. Пожертвования в пользу RCSC устремились вниз. Их пресс-служба пыталась смягчить ситуацию. В частности, обнародовала планы внедрения системы отслеживания пожертвований он-лайн. Но это не помогло. Благотворительность Китая так и не оправилась от удара, который нанесла по ее репутации малышка Го Меймей. Если призадуматься, ее роль не столь однозначна. Наверняка, она и ее любовник все-таки тратили пожертвования. Но с другой стороны именно благодаря ей вспыли нелицеприятные факты, побудившие сферу к реформам. Возможно, сильные мира сего использовали Меймей в подковерных играх. Через лет цать быть может мы узнаем…

Любопытно, что сама девушка не понесла тогда никакого наказания. В 2015 Го все же осудят, но за другое преступление. Ее приговорили к 5 годам тюрьмы за организацию подпольного покерного клуба и нелегальных ставок на ЧМ 2014 по футболу. На суде она также призналась, что в своем казино занималась сексом за деньги. Мужчины платили ей минимум $17 тыс за ночь.

Большие проблемы Китайской благотворительности

Неправительственная организация Charities Aid Foundation каждый год оценивает порядка 150 стран по количеству в них граждан, отдающих свои деньги и время на благотворительность. Рейтинг за 2018 год отправил Китай на предпоследнее место. Ниже только многострадальный Йемен и вечно проблемная Греция. А вот цифры из Программы развития ООН: общая благотворительная помощь в Поднебесной составляет всего 4% от уровня США. Причин несколько. Рост отрасли сдерживает её излишняя забюрократизированность: например, крайне затруднено создание благотворительных организаций с нуля. Мешают и традиции. Так для китайцев куда предпочтительнее отдать деньги дедушке жены или буддийским монахам, и не считать это благотворительностью. Но все же главная причина — тотальное недоверие к сектору. Его посеял еще Мао Цзэдун, обозвав капиталистическим пережитком. А кратно помножили скандалы, о самом громком из которых мы рассказали. До сих пор китайцы называют в опросах именно Го Меймей главной виновницей своего нежелания жертвовать и становиться донорами.

Команда W12 знает, как вернуть доверия китайской благотворительности

“Представьте себе GoFundMe, где доноры имеют прямую связь с проектами, видят влияние своего вклада и могут вернуть его неизрасходованную часть. Примерно так и работает блокчейн-платформа W12,” — объясняет её основатель Олег Шарпатый.

Как это реализовано?

Благотворительная организация, социальный предприниматель или волонтер бесплатно добавляют свои проекты на платформу W12. Под каждый из них мы настраиваем DAO — децентрализованную автономную организацию, которая состоит из смарт-контракта, публичного распределенного реестра и одного из механизмов принятия решения. Далее мы на свои средства проводим маркетинговую кампанию, подключая к ней наше 120K+ комьюнити. Комиссия от 0 до 10% (существуют скидки за использование нашего токена W12) взимается после успешного завершения сбора средств.

Что необходимо?

Опубликовать детализированную дорожную карту с ключевыми точками. Поэтапно по их достижению проект получает транши из собранных средств. Допустим, региональный филиал Красного Креста собрал 5 млн юаней на закупку гуманитарной помощи жертвам землетрясения. Первый этап дорожной карты — покупка медикаментов. Проект получает на его реализацию 250 тыс. Остальное депонировано смарт-контрактом. Для получения транша на второй этап (закупку вещей первой необходимости), сборщик средств должен отчитаться за выполнение первого этапа.

Кто управляет расходованием средств?

На платформе W12 выполнение этапов дорожной карты подтверждают сами доноры. Есть три механизма принятия решения: 1) каждый донор самостоятельно решает достигнута ли ключевая точка. 2) данный факт определяется их голосованием 3) принятие решения делегировано 12 оракулам — независимым и публичным экспертам, которые прошли процедуры KYC и доказали донорам свою компетенцию. Если выполнение этапа не подтверждается, то смарт-контракт возвращает донорам неистраченную часть их пожертвований. Если подтверждается, проект получает следующий транш.

Почему публичный распределенный реестр?

Движение пожертвованных средств отображается здесь онлайн. Видно, как сборщик получает очередной транш в токенах. Далее он может либо перевести его напрямую в крипто кошелек магазина лекарств — тогда транзакцию будет видно в блокчейне. Либо же обналичить — тогда он должен взамен подгрузить сюда все чеки и накладные. То есть если благотворитель потратит деньги на роскошный ужин в ресторане, это обнаружится на первой же проверке.

Что получают доноры?

Контроль за исполнением этапов дорожной карты, обязательную обратную связь от проектов, а также возможности измерить пользу от своих вложений и вернуть их неизрасходованную часть в случае недовольства.

Для чего это благотворительным организациям?

Крупные сократят издержки на документооборот и получат надежные рычаги контроля за региональными филиалами. Малые получат безбарьерный старт и шанс заявить о себе. И те и другие вернут доверие и всегда смогут предъявить общественности неопровержимые доказательства своей честности.

“Наша цель — найти самые полезные для общества проекты и умножить их пользу в 100 раз. Для этого мы объединяем некоммерческие организации, социальных предпринимателей, волонтеров и доноров на платформе, обеспечивающей абсолютную прозрачность расходования собранных средств, где можно проверить, куда потрачен каждый цент из любого конкретно взятого пожертвования”, — подводит итог сооснователь W12 Андрей Грановский.

Подписывайтесь на наши каналы Tg, Tw и Fb и читайте наши статьи. Впереди все самое интересное.

--

--

W12
W12rus

Краудфандинг на блокчейне| W12.io