Интернет-магазин товаров повседневного спроса

Daria Ivanova
WELCOME TO DESIGN
Published in
4 min readOct 2, 2017

Сегодня, вряд ли кого-то можно удивить, затариваясь продуктами в интернет-магазинах с удобной доставкой тяжелых пакетов прямо к двери. Но у меня лично до сих пор вызывает недоумение, когда я пытаюсь выбрать из нескольких сортов гречки, пользуясь теми же знакомыми мне карточками и фильтрами, с помощью которых я выбираю новую кофточку. Каждый раз, выбор и сравнение продуктов питания в интернет-магазине, ставит меня в тупик, и возникает непреодолимое желание, вернуться в офлайн и затариться там, потому что это проще.

Проблема, как мне кажется, состоит в том, что типовые интернет-магазины рассчитаны на разовые покупки, а не на повторяющиеся регулярные закупки товарами повседневного спроса. Так как продуктовые магазины, как правило, обладают десятками тысяч наименований, и такое количество усложняет продажи через интернет (поиск нужного товара, необходимость выбора и сложность сравнения) и требует от них больших усилий на вовлечение пользователя.

А можно ли сделать интернет шопинг более удобным для совершения повседневных покупок?

Мы сталкиваемся с попытками найти удачное решение для продажи товаров обихода в интернете, уже сегодня. Например, использование в интерфейсах списков избранного или возможности создавать свои списки покупок, напоминания о необходимости пополнить запасы по электронной почте или смс, продажа продуктов наборами на неделю или на ужин. И, вероятно, будущее за интернетом вещей, но пока большинство продовольственных интернет-магазинов работают по старой схеме.

Все эти существующие решения нацелены на упрощение покупок в интернет-магазинах и строятся на психологии продажи товаров повседневного спроса. Которая говорит нам о нежелании покупателей тратить усилия на выбор и сравнение товаров, приверженности к определенным маркам и низкой лояльность к этим брендам, низкой вовлеченностью в покупку. Поэтому продовольственные интернет-магазины, должны обладать инструментами, которые помогут снизить эмоциональные и физические затраты на покупку.

В этой статье я хочу поделиться своими идеями для решения данной проблемы. Она основана на моем личном опыте, поэтому прошу рассматривать её как гипотезу.

Личный опыт

Расскажу о своем опыте и, собственно, о том, что подтолкнуло меня к этим размышлениям. У меня есть два замечательных кота, каждый месяц я покупаю для них корм и наполнитель для лотка. Чтобы не искать нужный мне товар среди прочих из каталога, мне проще всего зайти на страницу «История покупок» в личном кабинете и повторить заказ.

История покупок в магазине для животных.

Это именно тот функционал магазина, которым я стабильно пользуюсь каждый месяц. Пусть это не слишком удобно, вряд ли такое поведение хоть как-то подразумевалось и было продумано разработчиками, но возможность избежать поиска нужного мне товара берет верх.

Мой опыт не ограничился магазином для животных и позже я столкнулась еженедельным заказом корпоративных обедов, который так же утомлял необходимостью выбора и сравнения, при этом, на данном сайте, отсутствуют фотографии блюд.

Сервис для заказа корпоративных обедов.

Решение

Так, на примере приведенных выше сайтов, у меня появилось несколько идей для улучшения функционала продовольственных интернет-магазинов. В этой статье я расскажу пожалуй о самой простой из них, я бы сказала, даже очень простой.

Эта задумка появилась в результате использования сервиса для заказа корпоративных обедов, поэтому опишу её на примере такого сервиса. Сейчас сайт работает таким образом, что каждую неделю приходится просматривать списки блюд и пытаться вспомнить пробовал ты его или нет. Для выбора приходиться ориентироваться на скудное описание и на свою память. Я подумала, почему бы просто не показывать мне то, что я уже заказывала. По крайней мере это избавило бы меня от необходимость напряженно вспоминать прошлые заказы и не так бы отвлекало от рабочего процесса, так как заказ приходится делать среди рабочего дня. Такой подход, думаю, был бы актуален и для продовольственного магазина, ведь как правило я беру уже то что пробовала, особенного когда нет времени или желания выбрать что-то новенькое.

Отмечаем в каталоге, то что уже заказывали.

В дальнейшем, это может стать для пользователя и списком избранного. Доставать эти данные невероятно просто, как правило, интернет-магазины хранят в своих базах данных историю заказов.

А если то, что я заказывала, мне не понравилось? Зачем мне все это видеть? Для решения этой проблемы можно, например, спрашивать пользователя, понравилось блюдо или нет. Так у нас сформируется не просто список того что мы уже пробовали, но ещё и рейтинг этих блюд.

Добавляем к блюдам персональный рейтинг. Dribbble

Самое главное, что в этом случае, в отличии от функции «Добавить в избранное», мы освобождаем пользователя от необходимости принятия решения: добавить или нет. Список формируется сам, на основе того что мы уже пробовали и о чем можем составить свое мнение.

Ну и как вариант, прямо в каталоге можно сделать простой фильтр. В котором будут показаны все уже заказанные мной блюда с возможностью отфильтровать все это по оценкам.

Добавляем фильтр, который оставляет блюда из наших предыдущих заказов. Dribbble

Конечно, это всего лишь идея которую нужно дорабатывать. И если углубляться, то, например, в личном кабинете можно добавить возможность исключать и добавлять блюда в список, менять оценку и тому подобное.

Заключение

Сегодня многие продовольственные магазины, такие как: Ашан, Перекресток, O’key, выбирают своей стратегией digital-трансформацию. И это определенно правильное направление в развитие бизнеса, на мой взгляд. Но, мне кажется, что типичные интернет-магазины, такие какие они есть сейчас, больше рассчитаны на разовые продажи, а не регулярные повторяющиеся покупки. И магазины с огромным количеством наименований товаров, должны усовершенствовать свой функционал, чтобы сделать повседневную покупку продовольственных товаров удобней для пользователя.

--

--