Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова

Однажды она явилась на бал в Морское ведомство Франции на колеснице, где возница был наряжен в костюм крокодила.

Alexander Chardonnay
ХОЧУ ТУДА!
2 min readJan 17, 2022

--

Сама же героиня стояла наверху, одетая в наряд дикарки. Разноцветные перья и лоскуты ткани, облегавшие ее фигуру, позволяли собравшемуся обществу оценить, «самые совершенные ноги во всей Европе».

Мне эта дама не даёт покоя. Блиставшая на Парижской аристократической сцене в эпоху Наполеона III, она оставила после себя больше загадок и недосказанностей. 45 лет захватывающей и интригующей жизни и великолепный портрет, который является украшением музея Орсе. Ещё есть ее книга, написанная в Париже, которую я пока никак не могу найти.

Знакомьтесь, Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова. Ее портрет создал придворный живописец императрицы Евгении Франц Винтерхальтер в 1864 году. Белая с голубыми лентами на­кидка лишь создает иллюзию платья. И тут же двойствен­ное впечатление: Варвара Дмитриевна кажется и обна­женной, и закутанной одновременно. Нет никаких украше­ний, кроме капелек-серег в ушах. Эта естественная красота наводит на мысль о первородном грехе, о погибельном, неумолимом роке, противиться которому бессмысленно и бесполезно.

Легко заметить, что лицо Корсаковой дале­ко не идеально. Ее называли во Франции «татарской Ве­нерой». Широкие скулы, пухлые щечки, тяжелые, словно припухшие веки — это вовсе не примета богинь. В Кор­саковой чувствуется уроженка волжских берегов. Но это те недостатки, которые в гармонии с досто­инствами создают незабываемый образ.

Есть в ней что-то очень современное. «Я вольна и самостоятельна, — говорит она. Ошибки — это мои ошибки. Удачи — это мои удачи. Я верю в себя, я иду одна и не печалюсь этим». Это была невероятно гордая и независимая женщина.

Портрет хранился на «вилле Корсаковых», в роскошном доме в Ницце.

После смерти матери, ее сын Николай Николаевич, вынужден был продать поместье. Выросший во Франции и говоривший по-русски с акцентом, он вернулся в Россию.

Портрет матери был продан Лувру, откуда и попал в музей Орсэ.

Корсакова любила винтерхальтерский портрет. Он украшал обложку ее книги.

--

--