О CustDev на GameDev

Maksim Kurtlatskov
Xsolla Tech Blog
Published in
3 min readMay 25, 2020

Привет.

Меня зовут Максим, и я продукт-оунер в Xsolla. Я занимаюсь развитием направления игровых сервисов для монетизации через покупки в приложениях.

Одним из важных этапов продуктовой разработки является Customer Development. Корректного русского аналога термина нет, я примерно перевожу его как “понимание проблем пользователя”. Для формирования этого понимания нужно проводить проблемное интервью с людьми из аудитории, которую продукт определяет для себя как целевую.

Для более глубокого погружения в CustDev и методики интервьюирования настоятельно рекомендую ознакомиться с книгой Роба Фитцпатрика “Спроси Маму” (The Mom Test).

Когда ваш продукт B2B, провести CustDev становится немного сложнее, учитывая, что GameDev рынок в России сравнительно невелик и громких ивентов в течение года, где можно в неформальной обстановке познакомиться с людьми из индустрии, также очень мало. Поэтому я решил поучаствовать в некоторых локальных событиях внутри игровой тусовки, чтобы “в полях” поговорить с людьми, послушать их проблемы, и постараться найти инсайты. Первым таким событием для меня стал GameDev City Fest 2020 в Новосибирске.

Небольшой трейлер мероприятия и как оно проходило:

Фестиваль проводится уже четвертый год и имеет постоянных спонсоров в лице нескольких игровых студий Новосибирска, работающих в сегменте казуальных мобильных игр. Также на фестивале организована выставка шоукейсов проектов молодых команд и инди-разработчиков. То, что нужно для моих целей! Я с радостью направился туда, предварительно записавшись спикером и подготовив доклад о грядущей эре кросс-платформенных игр. Кстати, сам доклад можно посмотреть, организаторы заботливо записали весь контент и опубликовали у себя на канале:

Из всего мероприятия я вынес несколько инсайтов:

  • Забудьте о докладах. Сама программа выступлений была довольно насыщенной, спикерам отводилось по 30 минут на выступление, все шло двумя параллельными потоками. Было много интересных тем, но я практически не смог ничего послушать, так как все свободное время проводил на шоукейсе или общался с разработчиками. Доклады удалось посмотреть уже в записи, времени на общение со спикерами также совсем не осталось.
  • Планируйте график заранее. У организаторов было подключено удобное приложение 2meet, и уже накануне мероприятия у меня было запланировано четыре встречи на фестивале. Используйте любые возможности, чтобы распланировать свой график и потратить время максимально эффективно.
  • Дайте собеседнику выговориться. При проведении интервью не так важно следовать плану и списку вопросов, чем предоставить человеку возможность вылить ворох накопившихся проблем. Тут в каком-то смысле больше общего с сеансом у психолога: погружаясь в проблемы потенциальных партнеров, становится проще понять, чем твой продукт может им помочь. Даже если полученная информация не до конца релевантна, она помогает лучше понять рынок, либо дает инсайты коллегам по продуктовому офису. Ключевым моментом в последнем случае становится корректное донесение инсайтов до других коллег.
  • Будьте готовы, что кастдевить будете не только вы, но и вас. Это нормально, поэтому я старался помогать окружающим с этим. Молодые выпускники с журфака активно брали интервью, в том числе и у меня, вышло довольно неплохо.

Подводя итог, я могу точно заключить, что периодическое посещение подобных мероприятий является крайне полезным упражнением. Оно позволяет скорректировать стратегию развития продукта, а возможно и открыть целые новые направления разработки. Нужно всегда держать руку на пульсе и чутко прислушиваться к трендам, которые идут от разных участников игровой индустрии — игроков, разработчиков и издателей.

--

--