Как работает программа менторства в Xsolla

Mikhail Vshivkov
Xsolla Tech Blog
Published in
5 min readSep 28, 2020

Кажется, рано или поздно перед всеми встает вопрос — с чего начать изучать вот эту классную тему? И ты идешь искать в интернете курсы, читать кучу статей и материалов по сопутствующей теме — и вроде бы это нормальная практика, рано или поздно приводящая к результату. Но есть ли альтернативный путь? Как оказалось — да. Несколько месяцев назад мы в Xsolla решили попробовать запустить программу менторства — настало время поделиться первыми результатами.

С чего все начиналось

В начале этого лета наша HR-команда провела небольшую презентацию данной программы в рамках мероприятия, на котором происходит анонс новинок в компании. Всю суть при этом можно описать буквально парой предложений — для начала работы программы необходимо определить список из двух типов людей — менторов и менти. Первые — те, кто готовы заниматься обучением, вторые — собственно, те, кто хочет чему-то научиться. Обеим сторонам необходимо указать темы, которые они готовы изучать совместно, а также количество часов, которые обе стороны готовы потратить на совместную работу. Забегая вперед — мной были указаны довольно космические цифры (40 часов в месяц), что, вероятно, могло бы отпугнуть потенциальных наставников.

В результате менторы и менти были сопоставлены и получилась таблица следующего содержания. Стоит отметить, что у одного ментора может быть несколько менти — вполне допустима ситуация, когда занятия можно организовывать сразу на несколько человек.

Так как Xsolla — международная компания, то и темы были указаны на английском языке

После сопоставления людей дело за малым — необходимо каким-то образом организовать их совместную встречу и начать обучение по соответствующей теме.

Я, как один из менти, указал три возможные темы: две из них были техническими (по очевидной причине — так как я разработчик, то мне необходимо расти в этом направлении для более качественного исполнения моих обязанностей) и еще одна — менеджмент (а именно — запрос звучал как “How to be a good Scrum Master / Tech Lead”). И если в случае технических тем я в целом представлял, как и куда мне необходимо расти, то что делать с запросом “как стать хорошим Scrum-мастером” я не знал. К счастью, спустя какое-то время на запрос откликнулся один из самых опытных техлидов Xsolla (его выступление, к слову, можно было послушать на недавней конференции Agile Days, проходившей в конце сентября). Со своей стороны я рассказал, что вкладываю в свою тему (поначалу с не очень большим количеством конкретики, но к этому мы еще вернемся), он скорректировал мои ожидания и сформулировал то, о чем бы мог рассказать. В итоге между нами появилась договоренность о времени первой встречи.

Как проходят встречи

Вопросы, которые мы обсудили на первой встрече, по большей части были организационными и дополняли наш предыдущий разговор:

  • Какую делать периодичность и длительность встреч?
  • Как проверить, что встречи принесли результат?
  • В чем “профит” от встреч для меня (как менти) и для техлида (как ментора)?
  • Какие вопросы было бы интересно обсудить?

Все эти вопросы сходу оказались для меня сложными и ответить на них однозначно без подготовки было затруднительно. Тем, кто решит попробовать организовать такие же встречи, я бы рекомендовал задать их менти заранее, и лучше — в письменном виде.

На чем мы сошлись непосредственно во время встречи:

  • Периодичность — одна неделя, длительность — около 45 минут.
  • Как оценить результат — поначалу не было идей, кроме как формально проверить знания различными тестами для Scrum-мастеров (такими, как Professional Scrum Master от scrum.org).
  • Профит для ментора — передать свои знания и попробовать себя в роли ментора (и изучить этот процесс детальнее), для менти — попробовать развивать себя в дальнейшем как техлида, а не как разработчика, участвовать в процессе организации работы людей.
  • Вопросы на обсуждение в целом свелись к “чем руководствуется техлид при принятии решения” и “куда стоит направлять команду”.

По итогам первой встречи я создал страницу в Confluence, на которой тезисно (так, чтобы в дальнейшем можно было понять о чем речь и восстановить ход встречи) зафиксировал обсуждение, а также сформулировал список действий, которые необходимо выполнить до следующей недели. Данная практика пришла из наших встреч 1:1 (о которых, кстати, в рамках GEN Talks Online рассказывала наш HR Team Lead, Мария Чигина) и успешно показала себя здесь — это помогает не просто в дальнейшем вернуться к написанному с целью освежить воспоминания, но и дает ментору возможность лишний раз убедиться, что мы пришли с ним к единому пониманию.

Структура документа простая — дата, список действий и вопросы, которые были затронуты

Так появился еще один документ, доступный для совместного редактирования — список тем, которые мне хотелось бы изучить. Данный документ позволяет закрыть сразу несколько потребностей:

  • Ментор может выбрать тему следующего занятия и заранее к ней подготовиться.
  • Менти может постоянно пополнять список тем и отмечать уже пройденные.

Можно заметить, как со временем изменился список по сравнению с первоначальным вариантом:

Таким образом прошло уже более 7 встреч. Все они проходили по единому формату: обсуждение — индивидуальная работа (ментор прорабатывает новую тему, я фиксирую результаты предыдущей и выполняю договоренности) — обсуждение — … Сами встречи проходят по большей части в формате диалога: “ситуация от ментора — мое мнение о ней — развернутое мнение ментора с учетом его опыта”. Данный формат не дает расслабляться и заставляет думать на протяжении всего разговора, что, как мне кажется, способствует дополнительному усвоению информации.

Единственный раз, когда было расхождение с данным форматом — проведение встречи в виде практики. Так как на предыдущих темах мы затрагивали в основном большие теоретические вопросы, то на практике было решено обсудить — что я сделаю в первую очередь, если мне дадут команду для руководства? К счастью или сожалению, ответить на этот вопрос мне было не очень сложно — параллельно процессу менторства, в рамках Летней школы Xsolla организовала “Гараж” — событие длительностью 4 недели, участники которого делятся на группы и делают проекты в рамках продуктовой разработки. Каждой такой группе был назначен Scrum Master от нашей компании — я оказался одним из них.

О результатах “Гаража” мы расскажем позднее, но, забегая вперед, можно сказать, что он получился хорошей тестовой площадкой для закрепления теории на практике. Программа менторства помогла организовать работу ребят на достаточно качественном уровне — на все их вопросы быстро находился ответ, а мои сомнения я мог высказать в рамках процесса менторства.

В результате

Удалось ли применить знания на практике? Однозначно. Даже будучи разработчиком, начинаешь иначе смотреть на процессы внутри своей команды. Из очевидных преимуществ таких встреч — они не отнимают много времени (не более 2–3 часов в неделю, включая подготовку) и позволяют достаточно гибко подходить к изучению темы. Рекомендую ли я попробовать также другим? Конечно же — лично для себя я не могу выделить каких-либо недостатков в данном подходе. Хочется верить, что культура передачи знаний будет и дальше развиваться не только в Xsolla, но и в других IT-компаниях.

А пока — расскажите в комментариях, был ли у вас опыт менторства? Какие форматы менторства вы уже успели попробовать? Столкнулись ли вы с негативным опытом или какими-либо существенными сложностями при попытке организации менторства?

--

--