Интроспекция как ключевой инструмент развития копирайтера

Mikita Cherkasau
Your Extra Marketer

--

В редакторской работе часто встречал такое: правишь автора, правишь, а он и через год делает те же ошибки. То есть всё это время он просто принимал правки, не задаваясь вопросом, а почему так, а не по-другому. Вот так и получается, что автор практикуется годами, а пишет всё на том же уровне.

Это потому, что для роста мало практиковаться—необходима интроспекция (самонаблюдение). Нужно постоянно рассматривать свою работу под микроскопом. Постоянно задавать себе вопросы.

В целом

  • А почему редактор все время исправляет меня в таких предложениях ?
  • А нормально ли, что редактор уже год исправляет одну и ту же ошибку?
  • А ошибка ли это? А может, редактор сам ошибается? Надо проверить в словаре…
  • Достаточно ли хорошо читаются мои тексты? Понятно ли я излагаю мысли?
  • А увлекательны ли мои тексты? Что я могу в них улучшить, чтобы читатели не засыпали от скуки уже на третьем предложении?
  • Как я могу улучшить свои интро? Почему они всегда такие водянистые? Что для этого нужно? Пойду спрошу у редактора/ погуглю…

На уровне текста

  • Доношу ли я главную мысль текста до читателя? Дай-ка попробую прочитать как потенциальный клиент.
  • Снова водянистое интро. Почему? Надо исправить. Как?
  • Правильно ли я выстроила связь между блоками в статье? Подчиняются ли мои блоки заголовку?
  • На какой вопрос отвечает мой текст? Отвечает ли мой текст на главный вопрос?
  • Чем полезен этот текст целевой аудитории? [И очень важно прокрутить дальше] Если мой текст недостаточно полезен, то я возьму сейчас и допишу, как бы это ни было больно.
  • В этом тексте я допустил такие, такие и такие ошибки. Я их запомню/ запишу в блокнотике, чтобы в следующем тексте не повторить.
  • Похоже, что я не очень хорошо разбираюсь в теме. Надо почитать больше материалов или спросить у разработчиков.
  • Как звучит мой текст? Надо прочитать вслух. Ага, вот здесь, здесь и здесь запинаюсь. Перепишу.

На уровне абзаца и предложений

  • Связан ли этот абзац/ предложение с соседними?
  • Ясно ли я сформулировал идею этого абзаца/предложения? Не запутается ли читатель в формулировках? Лучше я перестрахуюсь — вот здесь уточню.
  • А понятен ли читателю этот термин? Ну он же вроде в индустрии. Ну а если новичок? На всякий случай раскрою.
  • Предложение неудачное. Я не могу так оставить. Это мое лицо. Это лицо компании. Перепишу.

Интроспекция + действие

Обратите внимание. Мало задавать вопросы, нужно тут же действовать. Не закрывать глаза, не давать себе расслабиться, мол, ай, да ладно, и так понятно, и так прочитают, загуглят. А сразу же переписывать. Нет, не понятно, не поймут, не загуглят. Просто закроют страницу. И плакал весь ваш труд. Оно вам надо? Если нет, то тогда перепишите прямо сейчас. Не откладывайте до следующего текста. Оно так не работает. Только сейчас. Да, больно. Ну что ж? В этом рост.

+Рутина

И вот этот постоянный вопросительный самочелленджинг и моментальное действие должны стать вашим регулярным ритуалом. Ежедневным. И вот тогда вы словите это прекрасное ощущение, когда прям замечаешь свой рост. Не за год, не за месяц, а вот прям за час. Вот только что не знал, нужно ли ставить в таких случаях запятую, а теперь загуглил и знаешь. Как же это круто! Теперь твои тексты станут ещё круче. А почему? Потому что задался вопросом (интроспекция) и нашел ответ (действие).

--

--

Mikita Cherkasau
Your Extra Marketer

Co-founder at Your Extra Marketer, a full-service IT marketing agency.