Водопады на Мокрой Московке

Bogdan Gerasymenko
Новости Запорожья
7 min readApr 9, 2018

В степях Запорожской области, как оказалось, можно найти сразу несколько водопадов. Часть из них образовалась благодаря вмешательству людей, от чего они выглядят не менее привлекательными.

Идею для путешествия в пределах города нам подсказал один из постоянных “шукачей” — Николай Тарадайко. У него даже имеется соответствующая публикация с информацией, как добраться до водопада общественным транспортом.

Мы же отправились в путь на машине, поэтому полагались на маршрут, проложенный Google Maps. К счастью, он оказался верным, а дороги не такими уж и убитыми. Особенно впечатлило Донецкое шоссе, которое после оккупации стало каким-то пустынным — за все время езды по нему встретили всего пару автомобилей.

Водопад около села Ивано-Анновка

Водопадов на Мокрой Московке оказалось несколько, даже в приделах села Ивано-Анновка. Мы выбрали для себя самый большой, на карте он отмечен красным кругом.

Схема проезда

Дорога к водопаду — это сплошное дежавю для тех, кто успел побывать на Вольнянском водопаде.

Сворачиваете на кольце в Наталовке, проезжаете мимо их учебно-воспитательного центра, далее асфальтная дорога переходит в щебёнчатую и вас встречают горы мусора, которые ветер периодически возвращает в огороды односельчан.

Сказать честно, мы сами чуть не проехали съезд на водопад. А всё из-за того, что он ведет по грунтовой дороге. Здесь нужно отдать должное картам Google Maps, которые коронным голосом “поверните на право” во время сориентировали нас.

На месте

Водопад оказался довольно оживленным местом, особенно в воскресенье на Пасху. Судя по количеству машин и отдыхающих, о нем знает большинство. Но, в основном, это жители близлежащих сел.

Пруд справа — источник водопада

Первое, что вас встречает — это огромный пруд и шум водопада. Сам же “виновник торжества” надежно скрыт в ущелье.

Здесь следует отметить, что на всех картах почему-то обозначена дорога, ведущая через водопад. По факту, никакой дороги здесь нет — пересечь водопад можно лишь ногами прыгая по камням.

Мы же спускаемся в каньон реки Мокрая Московка и перед нами открывается настоящая красота.

По информации, найденной в сети, стало известно, что в особо засушливый период водопад может пересыхать полностью.

Весной поверить в это сложно — вода бежит с такой силой, что кажется собьет с ног. На моих глазах один человек искупался в водопаде против своей воли. Здесь главное не зевать — скалы очень скользкие.

Сам водопад не большой, если брать разницу между верхним и нижним прудами — высота перепада метра два от силы. Нижний пруд довольно глубокий, но растущие на берегу камыши и грязь отталкивают желание искупаться в нём.

Чуть дальше по течению глубина воды достигает чуть выше чем по щиколотку и порой напоминает ручеек.

Скалистый берег

Мы решили не ограничиваться посещением водопада и отправились вдоль реки. Наше внимание привлекли свободно пасущиеся свиньи.

Смотря на такие пейзажи, сложно сказать, что это в Запорожье

Мы перешли водопад по камням и по грунтовой дороге отправились обходить его вокруг.

На пути нас очень удивила дорога, ведущая прямо через лужу. Как оказалось, она не такая уж и мелкая. По крайней мере легковой машиной здесь не проехать — слишком глубоко и вязко.

Сестра начала утверждать, что здесь можно проехать на КамАЗе, но я бы не рискнул даже на нем. Мне кажется, это скорее всего сезонная дорога и к лету здесь уже будет сухо.

Свинья и болото

Наше внимание еще сдали привлекли пасущиеся без присмотра поросята. По началу мы боялись к ним подходить, потому что подумали, что это дикие, а следовательно и агрессивные свиньи.

Но на практике все оказалось с точностью до наоборот. Увидев мою камеру, свиньи начали форсировать лужу обходя нас десятой дорогой.

Аккуратно шагающая свинья боится намочить лапки

Позже стало ясно, что эти чрезмерно мохнатые свиньи вовсе не дикие. На горизонте мы увидели еще один огромный пруд с какими-то хозпостройками.

Картина, словно мы два туриста, заблудившихся в лесу с маньяками. Ни одной живой души, какой-то деревянный домик, горит костёр, но никого нет. Вокруг пасуться только свиньи, овцы, коровы и одна лошадь. А в озере плавают утки. За всем этим хозяйством присматривала одна собака.

Поросята размером с кота

Мы шли по грунтовой дороге и уже начали думать, что ворвались в чьи-то владения. Сзади по ухабам на всей скорости мчится старый Москвич, а за рулем сидит парень лет тринадцати с родителями.

Парень доезжает до переправы и пересаживается на место пассажира. Далее за дело берется отец — пересечь дорогу, по поперёк которой течет река дело не для слабаков. Наша машина здесь бы явно не проехала.

Ручей, протекающий по дороге, образовал небольшой водопад впадающий в основное русло реки Мокрая Московка.

Мы прошли дальше и вышли к огромной горе. Там же увидели табличку с информацией, что ближайший пруд находится в аренде и ловля рыбы в нем запрещена.

Глиняные отвалы с карьера

Лучше гор

Наше внимание еще в начале обхода привлек огромный террикон на горизонте. Чтобы не соврать, минимум 25 метров в высоту, а угол наклона порой доходил до 70°. Решение покорить эту гору пришло спонтанно и было выполнено в течении нескольких минут.

Сложно передать масштабы этой горы на фото

Не имея опыта альпинистов, мы по глиняной земле забрались на самую гору минут за пять. На вершине нас ждал чуть-ли не штормовой ветер и не менее шикарный вид на ближайшие села.

Вид с террикона

Слева от нас пруд, карьер и старое немецкое кладбище. Справа — дорога, по которой мы приехали.

Слева — старое кладбище, а на фоне Янцевский карьер

Только представьте эти колоссальные объемы работ на карьере. Даже на фото видно, что гранит скрывался под десятиметровой толщей глины, которую аккуратно сняли и перевезли в одно место. Так образовалась глиняная насыпь высотой в 9 этажный дом.

Ферма и пруд взятый в аренду

Повернув голову на праву видим ферму, на которой и живут упомянутые хрюшки.

Многие, не знающие истории этих фото, могли бы подумать, что они сделаны с квадрокоптера. Скажу сразу — это не реально. На вершине ветер был такой силы, что просто сбивал с ног. При этом на земле стоял полный штиль.

Любоваться пейзажами с горы можно вечно, но мы решили поискать приключений на пятую точку и отправились вглубь. Как оказалось, здесь на вершине горы даже есть дорога.

Мы почему-то подумали, что сможем по ней спуститься на землю. Но, как оказалось позже, она ведет совсем в противоположную сторону, а не заворачивает по кругу.

При этом дорога была до жути вязкой, как-никак из мокрой глины. Поэтому решили спускаться также, как и взбирались.

В целом, путешествие доставило множество позитивных эмоций. Особенно, если учесть, что я никогда не вбирался на горы.

Долина круглых камней

На обратном пути замечаем камень в виде сердца. Он находится непосредственно возле водопада.

К нашему счастью, гадюк не было, скорее всего еще спят. Видели только обычного ужа. Как рыбак, могу сказать, что они очень любят подобную местность.

Налюбовавшись водопадом, отправляемся домой.

Дорога к водопаду

Данная местность очень богата гранитными скалами. Это видно даже невооруженным глазом, а на нашей карте тем более.

Неподалеку от водопада находятся несколько больших карьеров по типу Янцевского и Мокрянского. Часть из них законсервирована, то бишь затоплена водой.

Янцевский карьер

Жители Наталовки и ближайших сел часто проводят на карьерах свои выходные купаясь в воде изумрудного цвета. Мне тоже доводилось там бывать, но их посещение не входило в сегодняшние планы.

Если забегать наперед, то следующая поездка будет посвящена Токовскому водопаду.

с. Ивано-Анновка, 8 апреля 2018 года.