Не хочется тратить деньги на подарки. Как быть?

Леночка
Деньги и дзен
3 min readOct 26, 2021

--

На связи снова психолог команды Дзен-мани Анна Шмакова.

Подарок — один из способов контакта с другим человеком, он может символизировать многое. Это и знак расположения, и благодарность, и приглашение к сотрудничеству, и способ обменяться ресурсами.

Мы видим разные запросы на эту тему — давайте посмотрим на самые частые:

  1. совсем не хочу тратить деньги на подарки;
  2. готов(а) дарить подарки, когда есть гарантия взаимной выгоды: мне тоже подарят в ответ или сделают приятное;
  3. мне приятно делать подарки близким, но не хочется тратиться на знакомых и коллег по формальным поводам;
  4. стыдно дарить дешевые подарки, а дорогие не могу себе позволить;
  5. готов(а) тратиться на подарки близкому человеку по своей инициативе, а не когда он(а) требует.

Сегодня расскажу про первый случай, остальные постепенно тоже разберем.

Не хочу тратить деньги на подарки

Разберемся сначала с недостатком ресурсов — бывает, что на подарки не хочется тратиться, потому что нет денег на что-то более важное. Когда человеку не хватает денег на удовлетворение своих базовых потребностей (еда, жилье, одежда, здоровье), отказ от лишних расходов — совершенно естественное решение. В такой ситуации важно прежде всего позаботиться о себе.

Если нет денег на подарок, но хочется сделать человеку приятное, можно использовать те ресурсы, которые есть. Например, подарить своё время и возможность использовать ваши навыки — помочь с важным делом, поехать куда-нибудь вместе, сделать что-то из своей профессиональной сферы. Можно открыто обсудить, что из этого порадовало бы близкого вам человека — наверняка узнаете много интересного.

Бывает и по-другому: деньги есть, но дарить подарки совершенно не хочется.

Объяснять это для себя можно по-разному: считаю дурацким ритуалом, не вижу смысла, не нравится процесс выбора и т.д. Но за полным нежеланием тратиться на подарки обычно стоит глубокое разочарование. Причем человек может его совсем не осознавать, потому что необязательно помнит эпизод, который к этому привел.

Чаще всего это ситуации из раннего детства — например, ребенок сделал для мамы подарок своими руками, а маме он не понравился: просто не оценила, покритиковала то, как он был сделан, а то и хуже — рассердилась, что что-то было использовано не по назначению. Ребенок старался сделать приятное, вкладывался эмоционально и физически — а отклик получил совсем не тот, которого ожидал.

В этот момент его захлестывает столько болезненных чувств, что он может невольно сделать вывод: “лучше вообще не дарить подарки”. Близкий человек отвергает подарок, а ребенок переносит это на себя и ощущает как обесценивание личности (“плохой подарок = плохой я”). Даже если мы давно уже забыли эту ситуацию, она может продолжать влиять на наше желание дарить подарки, заставляя испытывать страх и ощущение уязвимости.

Дарить подарок в итоге не хочется, потому что:

  1. зря потрачу своё время и деньги (не оценят),
  2. мой подарок посчитают плохим (“плохой подарок = плохой я”).

В этой ситуации важно напоминать себе: “Мои мысли, мои действия и мои подарки не являются мной. Они лишь производная, и не всегда самая удачная. Я могу ошибаться и исправлять свои ошибки”.

А ещё можно снизить вероятность ошибки — порадовать человека тем, чему он точно будет рад. Для этого можно попросить у него список желаний и выбрать то, что вам комфортно реализовать. Спросить можно так, например: “Я бы хотел порадовать тебя подарком. Из чего бы я мог выбрать?”

Ваши подарки никак не отражают ценность вашей личности. Но другой человек их может воспринимать как признак того, что ваши отношения с ним важны для вас. Подарком вы говорите ему: ”ты делаешь мне приятно, наши отношения ценны для меня, я хочу их продолжать”.

Это работает и в обратном случае. Когда мы не делаем подарки близким, они могут чувствовать, что эти взаимоотношения для нас не важны. Подарки можно рассматривать как вложения в отношения. Если человек не готов вкладывать свои ресурсы в то, чтобы порадовать друзей и близких, то не стоит удивляться, если его отношения с другими поверхностны и неустойчивы.

--

--

Леночка
Деньги и дзен

Читаю. Пишу, стираю и снова пишу.