Анна Шмакова: «Основная задача в условиях неопределенности — это поиск внутренних опор»

Леночка
Деньги и дзен
3 min readSep 23, 2021

--

Привет! Меня зовут Анна Шмакова. Я — практикующий психолог, осенью 2021 года присоединилась к команде Дзен-мани.

Меня интересует, как тема денег раскрывается с точки зрения отношений человека с самим собой и другими людьми. Мне нравится рассматривать финансы как «партнера», с которым можно построить подходящие отношения.

Я вижу, как через исследование отношений с деньгами можно прокачать всю жизнь: личные границы, творчество, отношения в семье.

Вы прислали интересные вопросы — я заметила, что большая часть из них не только про деньги. Они связаны с темами контроля, власти, личных границ , доверия, ощущения собственной значимости. Всё это важно и для нас.

Мы хотим разобраться, какие внутренние триггеры заставляют нас поступать тем или иным образом. Что за идеи и убеждения лежат в основе принимаемых нами решений? Почему мы боимся тратить сбережения или, наоборот, совершаем необдуманные покупки? Зачем мы храним деньги в тумбочке, отказываясь инвестировать и приумножать? Как меньше тревожиться о будущем и позволить себе получать удовольствие от жизни?

Мы заметили, что кроме личных отношений с финансами для вас важна тема денег в семье. И это понятно: непросто прийти к договоренности, разделить ответственность, перестать обвинять друг друга в неудачах при решении общих задач. И мы готовы вместе с вами находить выходы из этих ситуаций.

Сегодня мы начинаем разбирать пришедшие от вас вопросы (спасибо за них!) — присылайте новые, присоединяйтесь к беседе.

Вопрос:

«Я зарабатываю в 3–4 раза больше среднего дохода по стране.

Есть кредит на квартиру — я собираю деньги на его погашение, но не гашу сразу, а формирую подушку на случай резкой необходимости его погасить.

Семейный бюджет делится на общий (мой) и жены. Договорились так, потому что зарплата жены в 2–3 раза меньше моей. Меня, в принципе, устраивает.

Однако внутренняя «жаба» не дает потратить на себя деньги — я всегда нахожу объяснение, почему эта вещь мне не нужна. Зачем покупать то, что я хочу, за 100$, если это можно не покупать? Я долго сомневаюсь в выборе вещей, потому что морально не готов расставаться с деньгами.

При этом я почему-то легко трачу деньги на других, на еду, кафе и рестораны.

Как с этим жить?»

Ответ:

В этом вопросе затронуто несколько важных тем:

  • страх остаться без денег,
  • границы и распределение финансовой ответственности в семье,
  • вина за возможное расточительство,
  • трудности выбора и принятия решений.

Каждую из тем мы могли бы рассмотреть отдельно. Но есть кое-что общее, что их объединяет — необходимость справляться с неопределенностью жизни. О ней и поговорим сейчас.

Основная задача человека в условиях неопределенности — это поиск внутренних опор. Важно нарастить внутреннюю уверенность в том, что ты можешь выжить, прожить, прокормить себя и семью в любых жизненных обстоятельствах.

Ощутить себя увереннее может помочь следующее упражнение. Сядьте в удобное положение, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и затем выдох. Мысленно представьте вашу жизнь в виде киноленты от сегодняшнего дня и до момента рождения. Пройдитесь вниманием по этой киноленте — на ней найдется кадр, особенно привлекающий ваше внимание. Этот кадр соответствует какой-то сложной жизненной ситуации, которую вы прожили в прошлом. Вспомните эту ситуацию. Рассматривайте ее со стороны, не заходя внутрь.

Посмотрите со стороны, как сложно пришлось герою (то есть вам) в этой ситуации. Сколько сложностей и испытаний ему пришлось вынести? Оцените: на сколько баллов от 1 до 10 было трудно в той ситуации.

Потом вспомните исход ситуации. Возможно, он был лучше, чем вы ожидали. Но даже он оказался не столь блестящим, герой выжил. И герой — это вы. Несмотря ни на что, вы выжили, вынесли из этой ситуации опыт и знания. Теперь вы можете доверять себе, найти выход и справиться с любой жизненной ситуацией на своем пути.

Возможно, вы увидите на ленте не один кадр-ситуацию, тогда перебирайте их все по очереди.

Откройте глаза и присвойте тот опыт. Здравый смысл говорит: сейчас не первая ситуация, когда вы испытываете беспокойство от неопределенности жизненных обстоятельств. Вы проходили это уже не раз, и есть все основания считать, что и теперь вы тоже справитесь.

Спасибо, что делитесь актуальными для вас вопросами! Если вы чувствуете, что какая-то из поднятых тем для вас особенно важна — расскажите.

--

--

Леночка
Деньги и дзен

Читаю. Пишу, стираю и снова пишу.