Почему нам сложно тратить деньги на себя

Леночка
Деньги и дзен
4 min readSep 30, 2021

--

На связи снова психолог Дзен-мани Анна Шмакова.

«Я зарабатываю в 3–4 раза больше среднего дохода по стране. Есть кредит на квартиру — я собираю деньги на его погашение, но не гашу сразу, а формирую подушку на случай резкой необходимости его погасить.

Семейный бюджет делится на общий (мой) и жены. Договорились так, потому что зарплата жены в 2–3 раза меньше моей. Меня, в принципе, устраивает.

Однако внутренняя «жаба» не дает потратить на себя деньги — я всегда нахожу объяснение, почему эта вещь мне не нужна. Зачем покупать то, что я хочу, за 100$, если это можно не покупать? Я долго сомневаюсь в выборе вещей, потому что морально не готов расставаться с деньгами.

При этом я почему-то легко трачу деньги на других, на еду, кафе и рестораны.

Как с этим жить?»

Анна отвечает:

В прошлой статье я коснулась темы тревоги от неопределенности жизни. Сегодня хочу продолжить эту тему.

Основная задача в условиях неопределенности — это поиск внутренних опор.

Внутренние опоры — это то, что дает человеку энергию жить и действовать, наполняет смыслом и приятными переживаниями.

Первое, на что мы можем опереться внутри себя — наша система ценностей. То, во что мы верим, в чем глубоко убеждены внутри. В себя, в эволюцию, в Бога-творца, во вселенский разум, в психологию — неважно, главное, чтобы это давало силы и снижало экзистенциальную тревогу (страх жизни или страх смерти).

Эти убеждения и верования о жизни, о мире, о самом себе формируются из нашего личного опыта (как в упражнении из первого поста) и опыта взаимодействия с другими людьми. С детства мы перенимаем систему ценностей наших родителей и окружающего социума. Их реакции на наши действия становятся ядрами наших воззрений о самих себе: «я плохой»/«я хороший», «я глупый»/«я умный», «меня любят»/«я недостоин любви».

Мы копируем поведение значимых других и автоматически верим им. Если моя мама, бабушка и прабабушка боялись остаться без денег, потому что имели опыт 90х, войны, раскулачивания, то скорее всего, я также буду бояться безденежья. Внутри моих представлений о мире (как, скорее всего, и у автора вопроса из первого поста) можно найти такие идеи: “тратить деньги небезопасно”, “мне нельзя рисковать”, “деньги надо копить”, а еще “мне нельзя ошибаться, потому что ошибка может стоить жизни”.

Если ценность моего отца для матери исключительно выражалась в его способности приносить деньги, то, скорее всего, и моя собственная ценность будет ощущаться мною через деньги: “я ценен/достоин любви, если зарабатываю”, “любовь можно купить”. Это может быть справедливо и для мужчин, и для женщин.

Когда в семье поощряется бережливость, неприхотливость или исключительная рациональность, а все желания и непрактичные покупки резко осуждаются, ребенок вырастает с идей: “на себе надо экономить”, “я хороший, когда ничего не трачу, не прошу, не хочу”. Став взрослым, он будет экономить на себе. Или уйдет в другую крайность — станет транжирой и шопоголиком.

Хорошая новость в том, что система ценностей и убеждений может и должна меняться. В каждом возрасте, в каждый период жизни ценности разные. Здорово, когда мы осознанно перестраиваемся — проводим ревизию, отказываемся от устаревшего и чуждого нам.

В ином случае жизнь сделает это за нас. Чувство тревоги или апатии, хроническая неудовлетворенность жизнью или её отдельными областями, острое желание что-то кардинально поменять (работу, партнера, место жительства), потеря смыслов и бегство в разного рода зависимости (привет, шопоголизм!) — могут быть симптомами внутреннего кризиса.

За жизнь мы проходим через множество кризисов, в том числе и возрастных. Кризис, как и автор вопроса первого кейса, ставит вопросы: Как жить? На что мне опереться?

Поиск решения потребует приложить усилия.

Чтобы выйти из кризиса, во-первых, проведите ревизию системы глубинных верований и смыслов:

— Какие внутренние убеждения у меня есть относительно жизни в целом?

— Какое отношение внешнего мира я ожидаю к себе?

— Каковы мои представления о самом себе и моем месте в этом мире?

— Каким я ощущаю себя в глубине души?

Во-вторых, определите собственную иерархию ценностей:

— Какие сферы жизни для меня являются приоритетными (деньги, власть, здоровье, семья, отношения и т.д.)?

В-третьих, сопоставьте:

— Какие убеждения у меня есть на тему этих ценностей?

— Соответствуют ли эти убеждения моим приоритетам и отвечают ли они моим потребностям?

Если деньги являются одним из главных приоритетов моей жизни, а в глубине меня лежат идеи “я недостойна зарабатывать” и “деньги — зло”, образуется внутренний конфликт, который будет ввергать в состояние глубокой тоски и тревоги.

Следующее, что имеет смысл сделать — это понять:

— Имеют ли подобные идеи под собой рациональную основу?

— Если мои опасения рациональны, то что я могу сделать, чтобы изменить ситуацию в лучшую для себя сторону?

— Если мои опасения иррациональны и не имеют ничего общего с реальностью, на какие другие альтернативные убеждения о жизни и о себе я могу и хочу их заменить?

— Что я знаю об этом из позиции здравого смысла?

Понимаю, что со стороны эти рекомендации могут показаться сложными. Но они работают. И каждый человек может самостоятельно, как барон Мюнхгаузен, вытащить себя из болота тревоги и неудовлетворенности жизнью.

--

--

Леночка
Деньги и дзен

Читаю. Пишу, стираю и снова пишу.