Ирина: «Жить можно везде. Жить можно по-разному»

Леночка
Деньги и дзен
11 min readSep 14, 2021

--

Продолжаем публикацию интервью с пользователями Дзена, согласившимися поделиться историями (спасибо им за смелость и уделенное время!). Сегодня Ирина расскажет, как выглядит её бюджет в приложении Дзена и как по-разному ей приходилось жить.

Если вы хотите попасть в одну из следующих публикаций, напишите нам.

Ирина, Барнаул/Пермь, 28 лет

Важно взять на себя ответственность за свою жизнь.

Я решила рассказать о том, как я пришла к своей системе планирования, потому что я давно пользуюсь Дзен-мани и у меня сложилось своё мнение по мотивам вышедших статей и обсуждений в телеграм-чате Дзена.

Например, я не согласна с тем, что «расходов у некоторых героев статей очень мало, потому что они не в Москве». Жить в любом городе можно очень по-разному, я знаю на своем опыте. Наши расходы напрямую зависят от нашего подхода к планированию и от наших доходов. Но обо всем по порядку.

На жизнь хватало, но свободы не было

До 2021 года я жила в Барнауле. На офисной работе в 2018 там я зарабатывала 18 000–25 000 ₽, на них и жила. Когда нужно было вложиться во что-то крупное, могла взять кредит (например, когда пошла учиться на права). Не то чтобы «от зарплаты до зарплаты», в целом-то на жизнь хватало, но уверенности в завтрашнем дне точно не было. А ещё не было свободы. И движения к своим целям.

Со временем я начала выбираться из Алтайского края и увидела, что Россия бывает очень разная. К сегодняшнему дню у меня сложилось ощущение, что в любом регионе можно научиться жить достаточно комфортно на ту сумму, которая у тебя есть (а ещё можно менять уровень заработка, пусть это бывает и непросто сделать).

Я уверена, что даже в Москве можно исхитриться и прожить на тридцать тысяч — понятно, это влияет на уровень жизни и на то, что ты можешь себе позволить, но и с голоду умирать под мостом необязательно. А чтобы что-то менялось в плане расходов, нужно менять и доходы, само собой чуда не произойдет.

Вот и я в какой-то момент поняла, что мне не подходит та офисная работа. А чтобы ее сменить, делать шаги я должна была сама. Я побывала в нескольких российских городах и увидела, что жить вообще-то можно очень много где, особенно если работа позволяет оплачивать такую жизнь.

Кто-то умный сказал: «Сначала нет денег, потом времени, потом здоровья».

В студенчестве у меня действительно не было денег. К выпуску так и не появилось понимания, как образование мне их даст. Я поступала на перспективную и престижную специальность строителя (теплогазоснабжение и вентиляция), но мне-выпускнице предлагали зарплату 12 000 ₽ (аренда жилья тогда обходилась в 8 000 ₽).

Тогда я пошла работать не по специальности: ассистентом в офис. На этой работе деньги появились — не большие, но достаточные, чтобы на них прожить. Но закончилось время. Я приходила в офис, весь день там сидела за работой, вечером уходила домой. Здравствуй, взрослая жизнь: работа-дом-работа!

Пусть появились некоторые деньги на то, чтобы отложить их или куда-то пойти… не оставалось ни свободного времени, ни сил — возвращаясь из офиса, я хотела только лечь и лежать. Выходные? Их я тратила на то, чтобы прийти в себя и приготовиться к тому, что в понедельник снова всё начнется по новой. Я пробовала строить планы на посещение интересных мест, пробовала брать подработки, чтобы было больше денег… сил ни на что не было, и я возвращалась к жизни «офис-дом-офис-дом», к режиму выживания.

Мои давние мечты вроде «прыгнуть с парашютом» и «полететь на самолете» не становились реальными, даже если на них уже были деньги. Хотя это не какие-нибудь невероятные мечты, не полет на Луну! Взяла билет, села в самолет и летишь, ну хотя бы в Краснодар, скажем. Но для меня тогда это было как что-то из другой жизни, не имеющей ко мне никакого отношения.

И тут я поняла, что если не буду что-то менять, то как в поговорке — со временем закончится здоровье и на этом уже ничего действительно больше не будет доступно. Я решила делать какие-то шаги, чтобы это поменялось.

Не человек ради бюджета, а бюджет ради человека

Что я сделала, чтобы поменять свою жизнь

В том состоянии, образе жизни и в том городе моими основными якорями были офисная работа и заработок с неё. Я зависела от посещения офиса и от зарплаты. Поэтому я накопила себе подушку безопасности примерно на 4 месяца жизни и отказалась от этой зависимости.

Я уволилась в никуда 28 декабря, в последний рабочий день года. Забрала трудовую книжку, только примерно понимая, что хочу дальше делать со своей жизнью. Тогда я еще не знала, где буду работать, никаких предложений и собеседований на другие места у меня не было. Но я точно знала, что не смогу решить ничего стратегически важного, будучи замкнутой в нелюбимом офисе.

Эти 4 месяца я провела в саббатикале — отдыхала, приходила в себя, наблюдала за тем, как у меня всё перестраивается в голове по-новому. Теперь офисная работа не определяла ни меня, ни моего будущего. Дальше выбирала я сама.

За это время я миллион раз услышала (от дальнего круга знакомых), что я дура, что зря ухожу в никуда, что на этом месте я получала 40 тысяч (такое было однажды, когда мы перевыполнили план, в остальные месяцы были плюс-минус 25). Меняя жизнь, очень важно быть готовой к сопротивлению окружения.

Может быть, если бы это мне говорили самые близкие или если я бы меньше доверяла себе, я могла бы в тот момент сломаться. Но игра по общепринятым меркам не всегда работает. Важно самой решать, что выбирать для себя, а не полагаться на общественное мнение, которое пытается застыдить и запугать.

И потом, я твердо знала, что у меня все обязательно получится. Я верила в себя. Даже если пришлось уйти отсюда, потому что мне не всё подходило, я думала, что точно смогу найти что-то равнозначное, а если повезет, и что-то новое, получше. На себя я могла положиться.

Конечно, уходить в никуда было страшно. Но продолжать жить (а то и состариться в итоге) в роли жертвы обстоятельств было бы гораздо страшнее, согласитесь.

Жить можно везде. Жить можно по-разному. В твоих силах создать себе нужный уровень комфорта

Получив приток новых сил от перезагрузки, я начала изучать возможности фриланса. Нашла подходящие себе занятия, стала нарабатывать опыт и находить заказчиков. Стали появляться деньги на то, о чем я давно мечтала: съездила в путешествие, купила нормальный ноутбук для работы. Жизнь заиграла совсем другими красками.

Казалось бы, мечта «полететь на самолете» в целом довольно выполнима. Огромных денег на это не надо. Да и все вокруг уже летают давным-давно, ощущается это совершенно будничным… но для меня это правда была мечта. Мне очень этого хотелось и долго было непонятно, как и когда это получится.

Но с тех пор моя работа стала помещаться в рюкзак! Я смогла работать откуда угодно. Поэтому взяла билет на самолет в Краснодар и месяц работала там. На заказчиков это никак не повлияло, а вот качество моей жизни существенно выросло. Следующий Новый год после увольнения я встретила в Краснодаре, уже исполнив свою мечту. А на обратном пути побывала в Москве… и в Питер уже дважды прилетала. Моя жизнь очень переменилась — потому что переменилась я сама и то, какие ограничения я себе ставлю.

Сейчас я далека от концепции «меня не ценят, мне мало платят». Если я отказалась от одного заказа, от другого — вот у меня и не сошлись доходы с расходами, минус десять тысяч, сама решала, сама за это и отвечаешь. Так жить мне гораздо понятнее.

В начале 2021 я переехала в Пермь к своему молодому человеку. После путешествий по России я подумала: «А почему бы и нет, попробую пожить в Перми, я ничего не теряю».

Чтобы изменить свою жизнь, в последний рабочий день года я уволилась в никуда

Несколько отчетов из 2021 года:

Учет и планирование

Дзеном я начала пользоваться, ещё когда работала в Барнауле в офисе. Главная цель на тот момент была — узнать, на что я трачу.

Смотришь на зарплатную ведомость: было двадцать пять тысяч. А я помню только как потратила пятнадцать, ну двадцать максимум! Где остальное? Куда оно ушло?

Как в той шутке: «когда я начал записывать свои расходы, я удивился, откуда у меня такие большие доходы». Вот и я, поставив Дзен впервые, была шокирована: это что за деньжищи вообще?

Я пробовала параллельно несколько приложений, точно помню Coin Keeper, но было что-то ещё. В итоге остался Дзен, с ним с тех пор и живу. В то время везде уже была доступна синхронизация с банковскими счетами, что дало вау-эффект: ничего дополнительно не делаешь, а всё записано. Всё за меня считают и раскладывают на категории. Моя жизнь оцифрована, и можно покопаться в аналитике! Я хотела понимать, из чего состоят мои расходы и на сколько денег я могу прожить, сколько могу себе позволить отложить.

Приведу такой пример: в целом я и так понимаю, что на автобусе до работы могу добраться, скажем, за 25–45 минут, по опыту у меня сложилось такое ощущение. Но если я буду трекать поездку, я выясню, что без пробок на неё уйдет ровно 33 минуты. На эти данные уже можно опереться, тем более что 25 — неправильная прикидка, за них точно не успею, пусть мне и казалось, что иногда получается.

За три с половиной года, которые я веду учет, я узнала свои обычные расходы по категориям, поэтому несколько месяцев назад легко смогла к аналитике добавить планирование на будущее.

Планирование

Мой молодой человек также давно ведет бюджет в Дзен-мани и рассказал мне много полезного, что помогло мне не только продолжать смотреть аналитику прошлого, но и составить план расходов и доходов на будущее.

Он сказал: «Ведь ты и так уже знаешь, сколько примерно в следующем месяце потратишь. Ты смотришь на свои категории и расходы три года и всё изучила. Не бывает так, что в один месяц квартплата такая, а в другой абсолютно другая. Многое можно запланировать».

И я решилась попробовать. Получилось гораздо проще и быстрее, чем я ожидала, кстати. Сперва я раскидала предполагаемые доходы (я фрилансер, и они неточные, их надо потом корректировать — но предположить всё равно можно), а потом знакомые мне расходы по стандартным категориям.

Дальше я добавила менее регулярные траты: Новый год, подарки в те месяцы, когда у кого-то дни рождения. Так я в марте 2021 расписала весь 2021 помесячно до конца года: вот в июле собираюсь в отпуск, значит, заработаю меньше, вот в октябре у меня день рождения, я точно пойду с друзьями отмечать и потрачу больше.

Я посмотрела фактам в лицо и решила опираться на реальность. В итоге получилась картинка моего будущего в денежном разрезе: сколько мне нужно заработать, чтобы в целом денег хватило на то, что для меня важно.

Как устроен бюджет в нашей паре

Мы с молодым человеком не ведем совместный бюджет, но балансируем траты и покупки так, чтобы они получались поочередными и баланс ощущался для обеих сторон справедливым. Нам сейчас такое подходит, это наиболее удобно для обеих сторон.

Кстати, это Дзен нас познакомил: мы познакомились в телеграм-чате, где сидят старые пользователи и делятся опытом с новичками, задающими вопросы. Спасибо Дзену и чатику!

Не в деньгах счастье, но с ними больше возможностей его достижения

Лайфхаки

Если я покупаю абонемент, то расписываю расходы по месяцам

Вот я купила в январе абонемент в фитнес-клуб… и дроблю расход по месяцам, чтобы кусочек попал в каждый месяц, когда я буду туда ходить. Потому что по факту я буду ходить не только в январе и благодаря оптовой покупке я сэкономила — это будет видно в аналитике и покажет разницу с разовой покупкой. Ведь сэкономила — значит заработала!

То же самое с платными приложениями, которые я использую весь год. Если я купила лицензию на год, я хочу, чтобы она была видна в каждом месяце, в котором благодаря покупке у меня есть возможность пользоваться сервисом.

Стоит ли детализировать траты вплоть до мелочей?

Я часто вижу в чате Дзена в телеграме споры: нужно ли делить чеки из супермаркета досконально? Вот хлеб, вот молочные продукты, вот фрукты, вот овощи, вот алкоголь. И что?

На мой взгляд, такие споры не имеют смысла. Для меня (и по опыту многих других пользователей, а я его наблюдаю в чате регуляно) вопрос не стоит так: «нужно ли». На этот вопрос нет ответа. Кому нужно? Для чего? Что значит — правильно или неправильно? Не существует учета финансов в вакууме.

Гораздо более важный вопрос, по-моему, такой. А вы уже это делали? Вы прошли квест разделения чека из супермаркета на молоко и хлебушек, узнали процент трат на жареные семечки? Сделали выводы?

На разных этапах исследования своих расходов может быть по-разному. В какой-то период интересно регулярно раскладывать чеки, чтобы понять, как соотносятся ваши траты, в другой — это может быть лишнее и дополнительно запутывающее дело. Я видела много раз, как люди разделяли чеки «для порядка», а потом не знали, что делать с этой информацией. Для порядка — точно не надо.

Хороший повод попробовать делить продуктовые чеки на более мелкие категории — это желание стать более осознанными в вопросах трат. Узнать получше, что и сколько вы покупаете: это понятная цель.

Если вы понаблюдаете какое-то время, скорее всего, эта цель закроется и больше необходимости отслеживать не будет. Мне кажется, это некий этап, который проходят почти все: какое-то время следят за подкатегориями внутри продуктов, а потом делают выводы и укрупняют категории, чтобы больше не тратить время на эти подсчеты.

У меня тоже так было, и я с тех пор многие подкатегории снесла в архив или вовсе удалила на раннем этапе. Если вам хочется попробовать, пробуйте обязательно! Не решайте заранее. Исследуйте, это не страшно, но это почти наверняка пройдет.

Ну да, я выяснила, сколько денег трачу на жареные семечки. Ужаснулась. Но покупать их не перестала, потому что я покупала их не из-за денег. Было интересно изучить? Да. Интерес к изучению прошел? Тоже да. Я объединила категории и в разных других местах: например, соединила покупки для личной гигиены и покупки бытовой химии воедино в категорию «бытовуха». Раньше я смотрела на них отдельно, а потом поняла, что больше не хочу.

Скриншот архива категорий:

Сейчас я хочу зарабатывать больше, а не тратить меньше. Есть всё равно нужно, сколько ни крути цену молока в этом магазине и в магазине напротив, глобальный ответ о благополучии вряд ли в двух рублях разницы стоимости молока.

Скриншот актуальных категорий:

Для меня важно, чтобы деньги были не только в настоящем, но и для будущего

Ресурсы бывают разные: не только деньги

Для примера: в разные периоды моей жизни я отвечала себе на вопрос «стоит ли сейчас потратиться на такси или лучше не надо» по-разному. Когда денег не хватает, то можно сэкономить и не поехать на такси. Если три раза не поехать на такси, получится, скажем, пятьсот рублей — их можно отложить на какую-то покупку. А если наоборот, не хватает времени — то можно потратить деньги, выиграв в скорости (и комфорте). Вокруг коронавирус, да еще и, скажем, погода плохая. Я плачу за свой комфорт.

Также и с бесплатными или платными программами. Если пытаешься изо всех сил сэкономить деньги, можно пользоваться триал-версиями или урезанной функциональностью. А на другом этапе жизни, когда важнее обеспечить себе комфорт и удобство, чтобы не отвлекаться — я выберу заплатить за полную версию программы. Покупка не плоха и не хороша, нужно ее соотносить с тем, чего сейчас много и чего мало.

Финансовая подушка — это когда ты берешь взаймы у себя

Кто-то может думать, что финансовая подушка — это символ благополучия или это какая-то хитрая схема. Нет, наоборот: это понятная прикладная штука. Можно сказать, что наличие хотя бы запаса денег величиной с зарплату пары месяцев — это инвестиция в спокойствие.

Даже если я внезапно потеряю работу, паника по этому поводу будет отложенной, потому что первое время мне будет что есть и чем платить за жилье. Если мне вдруг понадобятся деньги, я смогу их взять в долг у самой себя.

--

--

Леночка
Деньги и дзен

Читаю. Пишу, стираю и снова пишу.