Портрет тульского IT. Интервью с Максимом Корниенко

Mikhail Malashenko
zskbkm
Published in
9 min readSep 21, 2021

В Туле довольно много IT-компаний. Среди них есть такие, которые работают на всю Россию и даже по всему миру. Максим Корниенко основал компанию по разработке веб-сайтов «МаксиМастер» больше пятнадцати лет назад. Поговорили с Максимом о том, как он пришел в свою сферу, о его стиле управления, особенностях тульского IT и влиянии цифровых технологий на общество.

Максим Корниенко

ЗС: Как ты пришел в предпринимательство?

Макс: Я себя все-таки не считаю предпринимателем. В моем представлении предприниматель — это человек, который может создавать разные бизнесы, и у которого это получается эффективно вне зависимости от сферы. Например, Олег Тиньков и Евгений Чичваркин — типичные предприниматели. А я технарь, который очень сильно увлечен тем, чем занимается, и именно это увлечение притягивает и команду, и клиентов.

ЗС: Тогда расскажи, как пришел к своему бизнесу.

Макс: Это был поворотный момент моей жизни. Когда я учился — это был первый или второй курс — интернет только начал проникать в жизнь и был экзотикой. Мои одногруппники позвали меня на компьютерную выставку, которая проходила в бизнес-центре на Красноармейском, 7. Мне там в руки попал журнал «Домашний компьютер». Я его листал и наткнулся на статью о том, как создать собственный сайт в интернете. Сейчас это выглядит совершенно банально, а тогда меня поразила сама мысль о том, что я что-то создам, и миллионы людей по всему земному шару буквально за одну секунду смогут к этому получить доступ. Я помню точно этот момент озарения. И я понял, что хочу этому всю свою профессиональную деятельность посвятить, потому что это настолько круто — объединять людей, позволять им обмениваться информацией.

Я создал собственную страницу. Понятно, что это был просто фан. Затем начал бесплатно делать сайты для друзей, родителей. Потом за деньги. На сегодняшний день мы технологическая компания, которая занимается программированием и технически сложными, большими проектами. Мы работаем с компаниями федерального уровня, которые знает любой человек в России.

ЗС: Я понял твою мысль про то, что ты не предприниматель, а фанатик в хорошем смысле слова. Ты упомянул Евгения Чичваркина. Как ты к нему относишься?

Макс: Я замечал, что люди, которые занимаются предпринимательством, очень часто других хотят в это вовлечь. Я ни разу не встречал врача, который налево и направо говорит: «Давайте, становитесь врачами». Или какого-нибудь ученого, который агитирует всех выбрать его профессию. А предприниматели это говорят очень часто. Предпринимательство, может быть, даже сродни наркомании. Алкоголики же часто предлагают с ними выпить. Предпринимательство, мне кажется, это не что-то рациональное, может быть, даже какой-то порок — когда человек не может остановиться. Может быть даже идет по головам, использует какие-то нечестные методы. Это особый сорт людей. Ты спросил, как я отношусь к Чичваркину — настороженно отношусь.

ЗС: У тебя своя компания уже порядка пятнадцати лет. Какую ты роль сейчас выполняешь?

Макс: Я директор, занимаюсь стратегическим развитием. Я практически полностью выключен из операционной деятельности, то есть если некоторое время ничего не буду делать, в принципе с компанией ничего не случится.

Моя первейшая обязанность — быть фронтменом продаж при работе с ключевыми клиентами. Продажи у нас — это не такой простой процесс. Это команда с нашей стороны, команда со стороны заказчика — и мы вместе прорабатываем проект. Вторая большая часть работы — это найм ключевых сотрудников. Моя задача — нанять умных, увлеченных профессионалов и, соответственно, дать им комфортные условия для работы. И третье — я в целом решаю, как плыть кораблю в плане технологий и проектов, которые мы делаем. Наш рынок очень быстро меняется, и мы постоянно находимся в поиске специализации. За последние 16 лет мы несколько раз кардинально меняли вектор движения.

Максим с частью команды «МаксиМастер

ЗС: Какой твой стиль управления? Жесткий или скорее гибкий?

Макс: Преимущественно гибкий. У нас максимально горизонтальная, бирюзовая организация, хотя за 15 лет брать процесс в железную руку все-таки приходилось. Это прежде всего необходимо в кризисных ситуациях. В кризис роль руководителя — взять на себя всю ответственность и авторитарно разрулить проблему, даже если приходится при этом терять деньги. Например, резко кого-то уволить, если надо. И даже если это неприятное решение, я его принимаю, говорю с сотрудником. Иногда удается так уволить человека, что он в конце говорит «спасибо».

Еще бывает тяжело расставаться с клиентом. Обычно это влечет к финансовым потерям, плюс уже вроде какие-то отношения начинают складываться — не всегда легко их разрывать. Но бывает такое, что я чувствую, что клиент вредит компании: например, он токсичен. Тогда нужно с ним расставаться, несмотря ни на что.

Если обозначить мой стиль руководства в обычной ситуации — я не мешаю хорошим людям работать, но всегда на стреме. В кризисной ситуации я готов все это возглавить, единолично принять резкие решения, получить все шишки с этого.

ЗС: Ты вот эту бирюзовую систему целенаправленно выстраивал, или так органически сложилось?

Макс: Я не делал это целенаправленно — это просто соответствует моему характеру. Думаю, каждый руководитель пляшет от своей личности — от этого и компании разные получаются. Я слушаю выступления лидеров рынка в нашей сфере: у двоих могут быть прямо противоположные подходы, но успешны при этом оба.

ЗС: Какие главное уроки, которым ты научился за эти пятнадцать лет?

Макс: Главное, я считаю, это любить то, что ты делаешь, заниматься тем, что тебе искренне интересно. Если это есть, то можно преодолеть любые трудности. Это ключевой урок, который я для себя вынес. Если что-то не нравится, к чему-то не лежит душа, даже если это приносит деньги, то лучше этим не заниматься. Второй урок — это слушать свою интуицию. Иногда бывает, что вроде бы все нормально, а интуиция подсказывает, что что-то не так. В большинстве случаев это не кажется.

И третий урок в моей сфере — крайне важно нанимать правильных людей, им доверять. И не пытаться жестить в руководстве, а просто подталкивать работников. Это великая сила, когда ты не считаешь себя умнее других, а признаешь, что другие умнее тебя. И еще не стоит требовать от сотрудников, чтобы они были хороши во всем. Здорово выявлять у каждого сильные стороны и их пестовать, развивать. Все будет получаться, если ты опираешься на правильных людей, их развиваешь и организовываешь, им не мешаешь и доверяешь.

ЗС: Давай поговорим про тульское комьюнити. Что это за люди, кто там главные участники, чем занимаетесь?

Макс: Мы с коллегами где-то года два назад организовали тульское IT-комьюнити. Это объединение трех компаний: нашей, PVS-Studio и Smartech. Целью этого комьюнити было всех знакомить, обмениваться опытом, создавать тусовку. Раз в месяц на базе «Типографии» мы проводим митапы, чаще всего по технологиям. Выступает спикер с докладом, а дальше идет свободное обсуждение этой темы. В свое время, когда наш технический директор выступал с докладом про качество кода, мы собрали 83 разработчика. Я такого в Туле ни разу не видел. Вся «Типография» была заполнена.

И второе — то, что есть в Туле помимо этого комьюнити — это тульский IT-кластер, который организовало несколько руководителей тульских ИТ-компаний более старшего поколения, чем мое. Это более официальное объединение, у них даже зарегистрировано некоммерческое партнерство. Они больше взаимодействуют с вузами, с властью, со «Сколково».

В этом году мы по линии IT-кластера активно сотрудничаем с Педагогическим университетом. Сейчас в Туле запущена программа, по которой айтишные компании будут вести студентов уже со старших классов школы. Нам выделят под опеку школу, куда мы будем ходить с профориентационными лекциями. С наиболее толковыми ребятами будем продолжать сотрудничать в вузе.

ЗС: Как ты в целом оцениваешь состояние IT в Туле?

Макс: В Туле программист найдет себе работу просто по щелчку пальцев. Главная проблема, которую я вижу — это проблема в образовании. Тульские компании задыхаются от недостатка квалифицированных кадров. Вузы, я считаю, недостаточно хорошо учат программированию. Это навык, который нужно отрабатывать. Люди должны не просто сидеть и изучать языки программирования, а нарабатывать навык решения практических задач. А в вузах слишком много теории и предметов, которые выходят за рамки программирования.

Нет кадров, которые учили бы программистов. Программисты зачастую интроверты, им не очень интересно преподавание. Плюс в этой сфере настолько маленькие зарплаты в сравнении с зарплатой программиста, что они просто не идут туда. Это можно делать только из огромной любви к искусству, а учитывая, что они работают очень много, с преподавателями в этой сфере беда.

В Туле есть две компьютерные академии — «Шаг» и «Рубикон». Это уже что-то. Там и зарплата побольше, и образование вечернее. Удается с великим трудом, но все-таки найти преподавателей, которые бы там работали. У нас несколько человек там преподают. Академии становятся связующим звеном и закрывают разрыв между слишком теоретическим образованием в вузе и работодателем.

При этом недостаток квалифицированных кадров в IT — это проблема по всему миру. Здесь могло бы помочь государство, если бы активнее подключилось. Есть, например Индия, которая превратилась в мировой центр аутсорсинга именно из-за того, что там была государственная программа и куча денег было в это вложено. Сейчас начинаются какие-то робкие шаги со стороны государства, но этого пока недостаточно.

Хотя у Тулы, мне кажется, очень хороший потенциал в этом отношении: близость к Москве, много компаний, которые на Москву работают, университеты, на базе которых можно заниматься. В общем, тут поле деятельности непаханное.

К слову, у нас есть компании, ориентированные не только на Москву, но и на мировой рынок. Это, например, Developer Express и SmartBear Software. Я горжусь этими компаниями. Они из Тулы, в них работают сотни человек. Очень многие думают, что это центры разработки каких-то американских компаний, но ничего подобного. Это компании, которые были созданы в Туле туляками. Да, они имеют свои представительства в Кремниевой долине, но там находятся только их отделы маркетинга и продаж. Весь мозговой центр — разработка, поддержка — здесь.

ЗС: Близость Москвы, думаю, в этом смысле можно считать и проблемой. Многие, наверное, туда уезжают за в два-три раза более высокой зарплатой.

Макс: Сейчас очень развита удаленная работа, и работодатели прекрасно понимают, что если они будут платить в два раза меньше, чем в Москве, то человек просто найдет удаленную работу. И тут уезжают даже не столько из-за зарплаты, а из-за возможностей в Москве или в других городах, странах. Может быть, людям там просто интереснее жить. Например, у нас несколько человек уехало за границу. Один из разработчиков уехал учиться в Штаты, работает в Facebook теперь. Есть разработчик, который уехал в Канаду, еще один — в Германию. И это только те, про которых я знаю.

И кстати, иногда люди переезжают к нам в Тулу. Мы практикуем релокацию. Буквально завтра выходит на работу парень из Грозного. Он поработал у нас несколько месяцев удаленно, а потом принял решение переехать.

ЗС: Последний вопрос философский. Для меня IT — это противоречивая сфера. С одной стороны, она вроде как двигает прогресс. При этом у нас какие продукты на слуху? Условный Twitter, который дал миру 140 символов. Сейчас 280. Но на Марс человека мы так и не отправили. Может создаться впечатление, что IT как будто не двигает общество вперед, а, наоборот, отвлекает. Ты как думаешь?

Макс: Это слишком огромная сфера — просто колоссальная, в которой задействованы, я думаю, миллионы людей по всему миру — чтобы делать такие обобщения. Представь, летит самолет, у него черный ящик, и там тысячи самых разных параметров, их все нужно собирать, обрабатывать. Тысячи программистов этим занимаются, а мы этого не замечаем.

Почему обыватели этого не замечают? Потому что это просто работа, а Twitter — вот он, в телефоне. А то, что в телефоне, это, наверное, одна тысячная от всего IT, элемент которого есть во всем — в автомобилях, самолетах, системах управления ледоколами, станциями и прочее, и прочее. Это колоссальная сфера — просто она очень тихая, незаметная, не медийная, и там мало громких открытий.

Это, знаешь, как мы делаем для футбольного клуба Зенит систему продажи билетов онлайн. Казалось бы, там сайт из трех страничек: зашел и выбрал билет, нажал кнопку «купить» и купил. А у нас шесть человек этот проект уже семь лет разрабатывают, чтобы это было легко и просто, чтобы это было связано со всеми их турникетами, парковками, информационными системами, клубными картами и прочей огромной инфраструктурой. Всего на этом проекте работает 23 подрядчика. Поэтому Twitter — просто маленький-маленький кусочек, который на поверхности. А так это кропотливый каждодневный труд миллионов людей.

Михаил Малашенко для ЗС [ ]

Фото из личного архива Максима

Что еще почитать:

— Жизнь как эксперимент. Как тулячка уехала учиться на лето в Британию, а в итоге открыла там бизнес

Если хочешь всегда читать нас первым, подписывайся на нашу рассылку в ВК, и мы будем присылать тебе свежие материалы сразу, как только они вышли.

Обсудить этот и другие материалы можно на канале ЗС в телеграме

--

--

Mikhail Malashenko
zskbkm
Editor for

I am a business analyst, urban and social planner. In my blog I share insights about everyday life and the world.