У нас нет попсы. Интервью с основательницей независимого книжного «Свидетель» Ириной Рочевой

Mikhail Malashenko
zskbkm
Published in
7 min readAug 31, 2021

ЗС поговорили с основательницей первого и единственного в Туле независимого книжного «Свидетель» и соорганизатором фестиваля «ЛитераТула» Ириной Рочевой. Узнали, в чем особенность независимых книжных, кто покупает книги в ее магазине, а также поговорили о предпринимательском опыте Ирины и главном кайфе от «Свидетеля».

Ирина Рочева

Концепция

Независимый книжный формируется его хозяевами, а не крупными издательствами и корпоративными агломерациями. Такие проекты имеют индивидуальность, отраженную в подборке, в атмосфере, в концепции. У обычных сетевых или интернет-магазинов этого нет. Разные независимые книжные могут специализироваться на разной литературе. Подробнее об этом пишут ребята из питерского книжного «Все свободны» на своей карте независимых книжных.

Когда мы открывали «Свидетель», хотели специализироваться на док-литературе: публицистике, мемуарах, письмах и документалистике. Немножко узкая концепция для Тулы — не подошла. Поэтому сейчас это просто книжный магазин с авторской подборкой — единственный в городе, представляющий маленькие независимые издательства и книги, которые я и моя команда считаем интересными. Я не пытаюсь донести через свой книжный какой-то конкретный посыл: просто привожу хорошие книги, которые мне самой нравятся. Я делаю магазин, за который мне не стыдно.

Книжный магазин — не пивной ларек, он не может быть популярен, и в принципе не хотелось бы, чтобы таковым становился. Конечно, с коммерческой точки зрения было бы здорово, если бы покупали больше книг, но у магазина определенная аудитория, свои постоянные покупатели. Я очень радуюсь, когда их число растет, когда люди возвращаются. Появляется сообщество, которое формируется вокруг магазина.

Аудитория

Аудиторию «Свидетеля» я до сих пор до конца не понимаю. Это совершенно разные люди, интересующиеся разными темами. Пожилые мужчины ищут серьезную историческую литературу, молодые люди выбирают хороший нон-фикшн, философию, книги о музыке, кино, театре. Всегда есть спрос на гуманитарные науки, филологию, социологию и так далее. В меньшей степени у нас покупают художественную литературу. А детские книги востребованы всегда.

Люди идут в «Свидетель» за атмосферой, общением, чувством сопричастности к узкому кругу, подборкой за советом и помощью. Они идут в свое любимое место, где им приятно выбирать бумажные книги: их можно подержать, посмотреть, потрогать, поговорить о них. Для гостей «Свидетель» — это место, где о них думают и знают. Они понимают, что их вкус учитывается при формировании магазина.

Прошлый опыт

До «Свидетеля» у меня почти пять лет был детский книжный магазин «Корней Иванович». Когда у меня родился ребенок, поняла, что возить ей книжки из Москвы сложно, а хорошего детского книжного в Туле не было. Плюс в российском книгоиздании детская литература в начале десятых была на пике: появлялись новые классные русские тексты и издавались интересные иностранные. Сейчас этот процесс пошел на спад, сложились другие приоритеты, поменялся запрос аудитории. По сути я делала «Корней» для себя, своего ребенка, сестры и ее детей.

К сожалению, «Корней» все годы своего существования был нерентабельным. Мне пришлось его закрыть, но бывших книжников не бывает. Когда что-то закрывается, не всем везет получить второй шанс. Мне с этим помогли друзья. У меня был учтенный опыт, и нашлось помещение по хорошей цене. Я пересмотрела концепцию, ушла во «взрослые» книги, хотя детская секция в «Свидетеле» тоже есть.

Получается, предпринимательством я занимаюсь с 2015 года. За это время успела пережить закрытие первого книжного и открытие второго. Главный вывод за этот период — не ждать благодарности и просто делать, что хочется и что считаешь важным и нужным. Книжный магазин я считаю важным и нужным местом для человека в городе.

Отбор книг

Думать, что владельцы книжных читают все книги из своего ассортимента — большая ошибка. Мы, конечно, стараемся, но пять-десять тысяч изданий осилить очень сложно. Аннотации, синопсисы не читаю: они мало что говорят. Скорее стараюсь просматривать профильную прессу с рецензиями, обзорами, интервью с авторами и издателями, паблики издательств, книжных обозревателей, магазинов.

Есть абсолютно простая логика в отборе книг. Существуют издательства, с которыми мы сотрудничаем — лучшие российские гуманитарные и нон-фикшн издательства. Они выпускают качественную литературу. Что-то берём не глядя, полностью доверяя вкусу профессиональных редакторов. Даже название издательства — гарант того, что все книги в нем хорошие. Например, издательство Ивана Лимбаха, Jaromir Hladik press, libra или Ad Marginem перевели для России лучшие иностранные книги, заново открыли забытых российских авторов. Также всегда присматриваемся к маленьким издательствам, которые появляются. В общем, есть определенный ряд поставщиков и источников информации, от которых я узнаю о новинках и планах по выпуску.

Важен баланс: у нас нет попсы, как в стандартных книжных, но всегда есть три-четыре автора легких текстов для отпуска. Важно, чтобы человек, который читает относительно массовую литературу, мог найти у нас что-то хорошее из мейнстрима. С другой стороны, продаются редкие книги по психологии, истории, философии, культуре, музыке, театру и искусству — таким образом «Свидетель» закрывает разные запросы. Мне приятно, когда практически каждый покупатель у нас для себя что-то находит.

Суперхит в независимом книжном в Туле — это когда за год мы продаем 20–30 экземпляров. Это точно какой-нибудь «Пиши. Сокращай» Ильяхова — сколько ты ее не привезешь, все время продаешь — на этом можно спекулировать. Или, например, «Это я — Эдичка»: из 40 экземпляров только в первый месяц ушло 20. Правда, когда новая книжка приходит, ее покупают все, кто ждал и хотел в Туле, а потом она может лежать месяцами.

Самые продаваемые книги в «Свидетеле» за 2021 год

  1. Легенды о мастере Тычке (продано 27 книг)
  2. Расцветает самая красная из роз (19)
  3. С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города (18)
  4. Это я — Эдичка (17)
  5. Как работает пропаганда (16)
  6. Саморазвитие по Толстому (16)

Отношения с книгами

Есть такая профдеформация: кажется, что ничего не читаешь и никогда не успеешь прочитать. Хочется осилить гораздо больше, чем успеваю: вместо одной-двух книг в месяц — десять. Приходится читать параллельно несколько книжек, раньше я так не делала. Но теперь могу легально бросить недочитанный текст, если книгу читать не хочется — чувствую себя гораздо свободнее..

С одной стороны, круто читать, как нормальный человек, но порой фокус смещается: пытаешься быстро что-то понять о тексте, составить краткое впечатление — время от времени это портит удовольствие от книги. К счастью, всегда находятся произведения, которые увлекают: Сейчас мне очень нравится, что издает No Kidding press — читаю почти все их книги.

Планы

Особых планов по развитию «Свидетеля», наверное, нет. Я очень надеюсь, что магазин будет жить вечно и естественным образом развиваться. У нас маленькая команда — три человека. По сути всеми процессами управляю я одна, но книжный — это не вся моя жизнь. Чтобы развиваться, мне нужно больше времени и партнёр, разделяющий мои цели, интересы и задачи. Что точно всегда максимально требуется — больше оборотных средств: я была бы счастлива привозить все новые книги, хотя они и вряд ли влезут на полки.

В магазине у нас иногда проходят околокнижные события. Еще есть фестиваль «ЛитераТула» — его мы развиваем, в этом году он пройдёт уже в шестой раз. Надеюсь, в следующем сезоне получится вывести проект совсем на новый уровень.

Ни для кого не секрет, что в России писательское мастерство не приносит автору средств к существованию. Для детских писателей ситуация особенно актуальна. Поэтому хочу «прикрутить» к фестивалю писательскую резиденцию и премию — она будет логично продолжающимся творческим циклом: фестиваль-резиденция-премия, что поможет авторам отрабатывать свои наблюдения и создавать новые произведения.

В прошлом году мы пробовали совместить взрослый и детский форматы. Аудитория детского фестиваля не очень обрадовалась, но посетителям взрослой программы, напротив, понравилось. Возможно, их стоит делить на два разных события: одно зимой, второе — летом, но я не уверена.

А еще очень хочу вернуть фестиваль в Кремль, и чтобы он был не вопреки, а благодаря. Чтобы он был ежегодно запланирован в бюджете Тулы, и мы могли планировать программу на несколько лет вперед. Например, иностранный автор не может приехать в этом году, а мы зовем его на следующий, будучи уверенными, что исполним свои обязательства как принимающая сторона.

К сожалению, ЛитераТула-2021 года была отменена по формальным причинам. Интервью мы взяли еще до отмены фестиваля. Надеемся, что он возобновится в 2022.

Главный кайф

Главный кайф от «Свидетеля» в том, что я прихожу туда, провожу время в пространстве, которое мне нравится, которое я создала, в котором мне хорошо. Магазин дает общение с любимыми людьми. Это не просто друзья — это люди, с которыми ты разделяешь важные интересы, больше, чем личные. Благодаря «Свидетелю» я чувствую себя частью сообщества.

У меня есть постоянная возможность знакомиться с классными людьми, общаться с писателями, художниками, переводчиками, журналистами, издателями. Делать книжный магазин — это очень интересная жизнь.

А фестиваль дает надежду. Когда я вижу, что шесть лет подряд одни и те же дети ходят к нам, растут с фестивалем, общаются с авторами и выбирают для себя книжную дорогу — это вселяет надежду, что какая-то часть людей на земле будет читать книжки и дальше.

Михаил Малашенко для ЗС [ ]

Фото: Ольга Фатова и Евгения Салихова

Что еще почитать:

— Проект ЗС «Что читать», часть первая

— «Что читать», часть вторая

— «Что читать», часть третья

— «Что читать», итоги

Если хочешь всегда читать нас первым, подписывайся на нашу рассылку в ВК, и мы будем присылать тебе свежие материалы сразу, как только они вышли.

Обсудить этот и другие материалы можно на канале ЗС в телеграме

--

--

zskbkm
zskbkm

Published in zskbkm

«За скобками» — интернет-журнал про горожан. Мы публикуем истории героев, которые живут за соседней дверью, а также размышления на волнующие нас темы. Мы хотим вдохновить читателей, дать им пищу для размышления и заряд энергии для изменения мира вокруг себя к лучшему.

Mikhail Malashenko
Mikhail Malashenko

Written by Mikhail Malashenko

I am a business analyst, urban and social planner. In my blog I share insights about everyday life and the world.