Rina Slagaeva
Киноходы
Published in
4 min readApr 30, 2016

--

“Двое во вселенной”: Девушка и смерть

“Двое во вселенной” — новая работа обладателя премии “Оскар”, гран-при Каннского фестиваля и других наград Джузеппе Торнаторе — это попытка показать простую историю любви через сложные концепты теории струн, или, наоборот — попытка осмыслить новые научные идеи с помощью всем понятных сюжетов. Как бы то ни было, попытка оказалась не слишком удачной.

Если вы видели трейлер и он заставил вас думать, что, купив билет на фильм ”Двое во вселенной”, вы можете рассчитывать на триллер или хотя бы на мелодраму с элементами триллера, то должна предупредить — трейлер бессовестно врёт. Сюжет картины чем-то схож с историей под названием “P.S. Я люблю тебя”, написанной популярной романисткой Сесилией Ахерн и экранизированной Ричардом Ла Гравенесом. Двое любят друг друга, один из двоих умирает, но продолжает общаться с любимым человеком через послания, подготовленные до смерти. Но в картине “Двое во вселенной” умирающий оказывается более изобретательным и, используя современные технические возможности, умудряется создать для предмета своей любви эффект полного своего присутствия (по крайней мере, не менее полного, чем до смерти, так как герои исходно живут в разных городах и видятся эпизодически). Восприятию эффекта помогает общая увлечённость героев М-теорией (новым витком в развитии теории струн), в основе которой лежит идея 11-мерности (10 пространственных и 1 временное измерение).

Кстати, локализация названия фильма, несмотря на абсолютное расхождение с оригинальным названием, в данном случае не вызывает вопросов. Исходное название La corrispondenza — слишком многозначно и явно использовано автором в большинстве своих значений: это не только “переписка”, но и “взаимность”, “связь”, “сходство”, а также AdS/CFT-correspondenza/”AdS/CFT-соответствие” — один из ключевых терминов M-теории (нет, я понятия не имею, что это означает). Если бы фильм в нашем прокате был выпущен под названием, скажем, “Переписка”, — это оказалось бы слишком плоско.

Картинка — отсюда: http://masterok.livejournal.com/2250699.html

Однако отсылки к теории струн в картине — как мне показалось, просто дань моде. Я очень далека от глубокого понимания физики, однако в данном фильме вовсе и не о физике речь. Существование других измерений обыгрывается только как метафора; и складывается ощущение, что упоминание теории струн нужно было автору, во-первых, для того, чтобы устранить конфликт между естественно-научной сферой деятельности героев и их верой в ментальное бессмертие, а во-вторых — чтобы высказать идею о том, что в каждой ситуации мы имеем несколько вариантов (жизни, решений, целей и т.п.), но число этих вариантов, всё же, конечно.

Стоит отметить, что герой изначально живёт в какой-то другой реальности — пожилой и больной неизлечимой болезнью профессор вовлечён в страстные отношения с идеальной женщиной, с такой, каких не бывает: красивая, молодая студентка-астрофизик (есть, о чём поговорить!), зарабатывающая на жизнь работой кинокаскадёра (рисковая, смелая и активная) и при этом — ласковая, мягкая, всё понимающая и с позитивом принимающая роль вечной любовницы. В реальности — это, как минимум, 2 разные женщины, а то и три. Причём Ольге Куриленко более-менее удаётся роль только одной из них — каскадёрши, выпрыгивающей из огня или разбивающейся в автомобильной гонке. В остальных образах актриса показывает уровень школьной самодеятельности, что, конечно, вызывает вопросы к режиссёру. Понятно, зачем девушке Бонда сниматься у обладателя «Оскара», но зачем профессионалу высокого уровня работать с актрисой, мимика и интонации которой фальшивят так, что хочется закрыть глаза и уши? Впервые в жизни я жалела, что смотрю фильм с оригинальной озвучкой — профессиональная актриса дубляжа справилась бы с ролью на порядок лучше.

Подводя итоги, вынуждена заявить, что фильм не получился. И дело не только в неудачно подобранной актрисе. Торнаторе — режиссёр-рассказчик. Его картины — “Малена”, “Новый кинотеатр «Парадизо»”, “Легенда о пианисте”, “У них всё хорошо” — довольно прямолинейные, но очень красиво и талантливо рассказанные истории. Проблема нового фильма Торнаторе, вероятно, в том, что истории как таковой в нём нет. Жили, любили, смотрели на звёзды, один умер — любим дальше и продолжаем смотреть на звёзды. Красивые кадры и музыка Энио Морриконе, верного спутника Торнаторе, — вот, пожалуй, и все причины, по которым я не жалею, что побывала на премьере картины “Двое во вселенной”.

К сожалению, оценить картину выше, чем на 3 из 5 не могу. При этом два балла из трёх — принадлежат оператору и композитору.

Однако моё мнение может оказаться совершенно противоположным вашему, но понять это вы сможете, только если посмотрите фильм, билеты на который уже продаются на “Киноходе”.

--

--