Часть 2. Ледники и окрестности

Где мы должны были аккуратно пройти вдоль ледников к фьорду Вечности, но в итоге залезли в ледопад в резиновых сапогах.

Пройденный путь.

День пятый, 29.07

Фьорд вчера переплыть не успели, значит еще отстали от графика. Уже два дня отставания, а дней запаса у нас тоже два. Впереди больше двух недель и наверняка много неожиданностей. Нужен был какой–то лайфхак.

По плану мы должны были пересечь фьорд, вылезти на следующее плато (+500м вверх) и пойти по нему вдоль ледника.

Когда я прокладывал маршрут, то не рассматривал пути по ледникам в принципе — барахла и так много, добавлять к этому кошки, веревки и ледорубы не хотелось. Теперь я смотрел на пологий, ровный ледник и понимал, что другого варианта, собственно, нет.

Погрузились в пакрафты.

Ширина фьорда — около 2км, напрямую идти опасно. Вода со льдом холодная, даже в сухой гидре может быть чревато. Аккуратно лавируя между айсбергами, подошли к леднику и затем — вдоль него через фьорд.

Айсберги прекрасны. Каждый раз видишь что–нибудь удивительное. Вот винтовая лестница:

А вот айсберг, состоящий из кучи сосулек:

Подошли ближе к леднику и увидели, что если что, то на него не вылезешь — край обрывистый. Тут напротив, лучше близко не подходить — может пройти обвал, за которым пойдет цунами от упавшего в воду льда.

Но идти вдоль берега все равно спокойнее.

Сразу на ледник вылезать было немного стрёмно, так как вода его изрядно подточила. Приземлились в карман, там собрали пакрафты и вышли на лед.

Ледник пологий, без трещин, присыпан песочком — ни дать ни взять московский бульвар зимой. Красота, идешь как по грунтовке. Фиганули по льду километров семь, до поворота.

Впрочем, под ноги смотреть надо — по скалам лед тает и получаются вот такие мосты:

Достаточно повернуть голову — и кажется, что ты где–то на Памире. Сплошное ледовое плато спускается откуда–то сверху и ломается на скалах.

Впрочем, на Памире арктических воробьев нет.

Подходим к повороту.

Дальнейшее представлялось простым и понятным. За поворотом ледник спускается в большое озеро, мы собираем пакрафты, переплываем его и встаем на другом берегу, выигрывая день за счет обхода по леднику. Ай да мы!

От поворота стало ясно, что все эти планы идут лесом.

Ледник стошнило в озеро, и оно оказалось заполнено айсбергами, льдинами и ледовым месивом.

Вот такое вот озеро:

С другой стороны, мы же за приключениями сюда отправились. Вот они, родимые.

Окей, пересечь озеро нельзя. Можно подняться на плато и идти в обход, прицеливаясь на конец озера, может там речку какую перебродить можно. А обхода там было километров 20. Все это чревато срезанием оставшейся части маршрута, но что делать.

Надеваем каски и лезем наверх по крутому черт знает чему.

Хорошие новости — из этих двадцати восемь можно было пройти на пакрафтах по большому озеру на самом верху плато. Сначала нашли, где у него верх. Верх выглядел вот так:

Распутали скальный лабиринт и до вечера гребли по большому озеру. Ощущения — как в бассейне на крыше.

В озере было дофига малька, но ни одна рыба не поймалась. Скорее всего, малек проходного гольца, а тот начинает идти в реки в начале августа. Интересно, сколько ему потребуется, чтобы забраться на 600м по высоте?

Зато нас встретил еще один олень, уже совсем взрослый.

День шестой, 30.07

Продолжаем пересекать плато, осталось километров шесть.

Плато медленно понижается. Идем параллельно реке. Река течет по идеально прямой (на космоснимке) ложбине в плато. Интересно, откуда такое берется.

Наконец, ложбина сжимается в небольшое ущелье.

Новый вид живности — полярная куропатка.

Река превращается в потрясающей красоты изумрудное озеро.

Но тут–то нам пора валить обратно к леднику.

Спускаемся и видим, что ура, есть чистая вода. Ну то есть, конечно, грязная, но безо льда, можно переправиться.

Но, с другой стороны, пересекать озеро и залезать на следующее плато долго, а слева можно попробовать вылезти на ледник, идущий в попутном направлении. Правда, так просто не вылезешь — кошек–то нет.

Пообедали, сходили на разведку. После обеда все становится проще. Решили идти по леднику.

На подъем было градусов 25–30 льда, но со ступеньками. Залезли с надеждой, что там где придется слезать, будет лучше.

Издалека наше полное айсбергов озеро смотрелось еще эпичнее.

Ледник полого поднимался до 650 метров, 11 километров по нему пролетели в один миг.

Какое–то время шли по плоскому куполу. Появились небольшие трещины, идти по прямой получалось все хуже.

Наконец, показался бирюзовый Ethernity Fjord.

Казалось, еще немного, и мы будем там.

Метров на сто ниже трещин стало больше. Причем такое дело, когда смотришь вдаль, их практически не видно, а когда оборачиваешься, то видишь что–то вроде лестницы. Оборачивались мы маловато.

К поперечным трещинам добавились продольные и мы уже больше лавировали, чем продвигались. Практически распутывали клубок. Распутывали, хм.

Настало время задать вопрос: а не в ледопаде ли мы?

Когда я в очередной раз прыгнул вниз через трещину, Женя сказал “эээ”, потом прыгнул за мной и высказал мысль, что если так делать, то можно оказаться на блоке льда, со всех сторон окруженном разломами. Мы огляделись и поняли, что именно на таком блоке 10х10м мы и находимся. Пора было вспомнить, что кошек, ледорубов и веревок у нас нет, а на ногах — резиновые сапоги.

Тупим в ледопаде.

В общем, кое-как выбрались с этого блока. Дальше спускаться нельзя, как выходить обратно — непонятно, ледник за спиной вставал конкретным ледопадом. Как полагается, двадцать раз вдохнули и выдохнули, достали GPS и аккуратно вернулись по своему пути обратно на верх купола. Здесь можно было полого спуститься влево, в карман ледника, где мы и заночевали.

Кстати, в ледопаде разменяли первые сто километров пути.

День седьмой, 31.07

Всю ночь в палатку фигачило стоковым ветром с ледника. Утром по быстрому собрались и стали искать, где обойти вчерашние разломы. На космоснимке в этом месте у ледника довольно большое и синее озеро, но на деле оно спустилось. Видимо, все довольно активно тает. Прошли по его дну, вид вот такой:

Пошли параллельно леднику по моренным валам. Лед отсюда явно ушел не так давно, морена очень грязная и живая.

Периодически из морены торчат красивые монолитные скалы.

Фьорд уже совсем близко (на самом деле нет), по осыпи обходить надо кругом, а ледник вроде стал совсем плоским. Кажется, пора обратно на ледник.

Ну все как обычно, то что сверху казалось плоским ледником, имело приличный уклон, к тому же уже успело подтаять. Но ничего, вылезли.

На леднике мы сразу же наткнулись на озеро красоты неописуемой. Вот честно, нигде, ни на Памире, ни в Гималаях, ни в Патагонии я не видел озер такого потрясающего цвета и чистоты. Не фотошоп!

Минус у озера был только один — вода из него вытекала ручьем в ледовом каньоне шириной около метра и глубиной метра три. Чтобы его обойти, пришлось опять спуститься до края ледника.

Дальше мы довольно бодро продолжили топать по леднику и дошли до места, где ледник очень круто уходил вниз, рассыпаясь на сераки, а далеко внизу приветливо плескался фьорд. По GPS, до фьорда было вертикально вниз около 200м, а значит снова пора искать обход.

Ушли с ледника на какой–то скальный пупырь слева. С него открылся Eternity Fjord во всей красе.

Впрочем, двести метров по высоте никуда не делись, надо было как-то спускаться.

Продолжение — “Часть 3. Фьорд Вечности”