На Вознесение Господне

Григорий, митрополит Бостонский
Православный собор святого Нектария, Сиэтл,
20 мая/2 июня 2022

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь

Возлюбленные православные христиане, братья и сестры во Христе!

На сороковой день по Пасхе мы празднуем Вознесение Господа нашего и Спаса Иисуса Христа на небеса. Проведя сорок дней по Воскресении со Своими учениками, Он после этого возвел их на гору Елеонскую вблизи Вифании, то есть между Иерусалимом и Вифанией, и там вознесся на небеса, т.е. вернулся туда, откуда никогда не отступал, в место, которого никогда не покидал.

«Возшел, отонудуже не разлучился еси» [1] — в таких удивительных и парадоксальных словах Церковь описывает смысл Вознесения. В самом деле, сошед на землю, чтобы воплотиться, чтобы воспринять плоть от Пресвятой Богородицы, наш Спаситель никогда не переставал восседать одесную Отца. Это удивительное деяние, которое возможно только для Бога — находиться в разных местах, не покидая ни одного. Поэтому став человеком, Он не оставил сидения одесную Отца, но явился и среди нас на земле и совершил дело нашего спасения: воспринял плоть, пострадал во плоти, умер, воскрес и теперь вернулся в то же место, одесную Отца. Это место, говоря по-человечески, есть место во Святой Троице. То есть Он, будучи Един от Святыя Троицы, теперь вернулся туда вместе с человеческой плотью. Будучи не только Богом, но и человеком, Он вознесся Своей человеческой природой. Так что отныне и вовек наша человеческая природа, наша человеческая плоть почтена пребыванием во Святой Троице, став, можно сказать, некоторым образом частью Святой Троицы, соединившись с Единым от Святыя Троицы, то есть с Сыном и Словом Отчим, в неразрывное единство.

Поэтому поистине дивна эта кульминация, этот венец, которым завершил наш Спаситель дело избавления человеческого рода. Она было предсказана всеми прочими спасительными деяниями Ветхого Завета. В Богослужении Иерусалимского храма, в пророчествах святых, в псалмах содержатся указания на вознесение Спасителя, указания столь дивные, столь прекрасные, что Церковь постоянно приводит их в своих службах, что мы и слышали вчера на всенощном бдении. Так Церковь в ветхозаветных пророчествах, и в прообразах, и в видениях будущего, раскрывает нам, каким образом Вознесение Господне должно было стать кульминацией всего дела нашего спасения.

Давайте же послушаем их и увидим, что это за предсказания, пророчества, прообразы, которые ветхозаветная Церковь преподавала народу Божию, дабы приготовить к этому событию, и ко всему, что относится до дела нашего спасения. Мы слышим, что в Храме были различные места поклонения. Святой Павел прекрасно описывает это в послании к Евреям. Он говорит, что в Храме было четыре двора: собственно двор, место поклонения, где приносились жертвы, алтарь каждения, где находился семисвещник — менора — и хлеб предложения, который всегда был там, но за всем этим– самое освященное место, называемое Святая Святых, отгороженное от всего остального. Оно было невидимо для остального собрания, будучи отделено завесой. И только раз в год первосвященник входил во Святая Святых с жертвенной кровью. Это был единственный раз в году, когда человек мог увидеть Святая Святых, раз в год туда входил человек, а именно — в день искупления, в день прощения, покрывающего наши грехи, который праздновала ветхозаветная Церковь. Тогда первосвященник, принеся жертву, с жертвенной кровью входил во Святая Святых и кропил ею то, что называлось очистилищем[2], то есть Ковчег Завета, в котором хранились священные предметы.

Каким образом это является прообразом Вознесения? Ибо святой Павел говорит, что это на самом деле предсказание четырех образов вознесения Спасителя. Потому что (во-первых) Святыя Святых есть символ невидимых Небес, где восседает Бог, (во-вторых) очистилище — символ Его престола. И (в третьих) первосвященник, входивший во Святая Святых, был пророческим прообразом Истинного Первосвященника, нашего Спасителя Иисуса Христа, Который есть истинный Первосвященник Божий, единожды и навсегда вошедший в Небеса. И (в четвертых) с кровью — это ключевое слово, которое мы должны помнить. Приносимая жертвенная кровь была тенью и прообразом Крови Самого Спасителя, предуказывавшая, что Он войдет пострадав, умерев на Кресте, на этом Кресте излив Свою Кровь, и нося по Воскресении знаки Своего страдания на руках, ногах и в ребрах. С этими знаками и с пролитой за нас Кровью, — вот как войдет Он в истинное Святое Святых единожды и навсегда.

Итак, вот исполнение этого образа из Ветхого Завета, когда через символические действия первосвященника людям отпускались грехи через вхождение единожды в год во Святая Святых и кропление кровью (так символически и пророчески происходило отпущение их грехов). И это было прообразом истинного отпущения грехов, когда наш Спаситель, истинный Первосвященник, должен был войти в истинное Святое Святых, то есть в Небеса, и там вместе с нашей природой воссесть на истинном Ковчеге Завета, то есть на престоле Божием.

И не только в священнодействиях содержалось пророчество. Пророк Исайя добавляет еще такую подробность в этот прообраз, в это пророчество о вознесении нашего Спасителя — это то, что мы слушали вчера на вечерне в чтении из пророка Исайи. У пророка есть такой диалог, когда люди спрашивают о некотором человеке: « Кто приходит от земли, из среды людей?»[3]. О ком это говорится — нельзя было понять, пока это не осуществилось, когда Ангелы, Архангелы, все силы небесные вопрошали друг у друга: «Кто Сей?» Это удивительно, что их Господь и Спаситель, Которого они увидели ставшим Человеком, одним из людей, теперь возвращается вместе с человеческой природой, чтобы воссесть на Своем престоле.

И пророческие слова читаются так: «Кто Сей пришедый из Едома, оброщение риз Его от Восора? Сей красéн во одежди своей»[4]. Едом и Восор, как объясняют Отцы, иносказательно означают этот мир, землю, человеческую природу, плоть. Поэтому Кто есть Сей, Который приходит из Едома с червлеными одеждами? Это наш Спаситель приходит из среды человечества, три года проповедовав среди нас и пострадав с нами, пострадав за нас, Он приходит с Телом, которое за нас страдало. Вот что значат червленые ризы.

«Почто Ти оброщены ризы, и одежды Твоя яко от истоптания точила исполнены истоптания?» — Ангелы спрашивают в этом прекрасном диалоге у нашего Спасителя, почему Его ризы червлены, как от винограда, когда его топчут в точиле. То есть они спрашивают о Его страдающем Теле, которым Он пострадал за людей. И Спаситель наш отвечает: «Точило истоптах един, и от язык несть муж со Мною». Это означает, что наш Спаситель пострадал на Кресте. Ибо как виноград сокрушается в точиле, и из него истекает сок, который станет вином, так и Тело Христово пострадало, подобно истоптанному винограду, было сокрушено на Кресте, и от Его всесвятого и непорочного Тела истекла кровь, как из грозда вытекает сок. Слова, что Он истоптал виноград совершенно один, означают, что на Кресте Он был одинок, покинутый всеми, кроме немногих, потому что наше искупление совершил Он один.

И чтобы мы не сомневались, что речь идет о нашем Спасителе, воплотившемся Боге, Который совершил всё это, прошел через точило, чтобы быть истоптанным, как грозды винограда, чтобы Его Тело было истоптано, чтобы так совершилось спасительное дело нашего искупления, — Исайя далее ясно говорит, Кто Сей, совершивший всё это: «Не ходатай, ниже Ангел, но Сам Господь спасе их: за еже любити их, и щадети их, Сам избави их, и восприят их, и вознесе их во вся дни века». Это ответ на вопрос, Кто же Сей в червленых ризах, пострадавший плотью, — это возносящийся наш Спаситель, Сам Господь. Не ходатай, не посредник, не Ангел, не кто-то из людей, не пророк, но Сам Господь Бог — вот Кто совершил это ради нас. И этот лейтмотив, этот диалог из пророка Исайи постоянно повторяется в церковных службах: Ангелы удивляются своему Господу, Всемогущему Богу, ставшему человеком, а теперь возвращающемуся на престол одесную Отца вместе со Своею человеческой плотью.

И дополнительные смыслы этого пророчества находятся в Псалтири. Кому именно откроются врата небесные? Ибо мы слышим в 23 псалме, как говорится к князьям Ангельским: «Возьмите врата, князи ваша, и возьмитеся врата вечная». Это сказано о Вознесении, что Ангелы должны открыть небесные врата. Почему? Потому что «внидет Царь Славы» — это Он входит. «Кто есть Сей Царь Славы? — Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Той есть Царь Славы». Так что врата отверзаются для нашего Спасителя, Который возвращается, чтобы воссесть одесную Отца; и здесь Он также именуется Господом сильным в брани. Снова здесь есть связь с кровью, с излитой кровью. Почему Спаситель наш именуется Господом брани? Потому что Он сразился с дьяволом, со смертью, с тлением, принеся в жертву Свое собственное Тело ради нас. Он — Господь брани, Бог сильный в брани, потому что победил наших врагов за нас, вместо нас. Он сразился вместо нас в брани, в которой мы не могли победить, но Он победил за нас, восприняв нашу плоть, и с этой плотью боролся с дьяволом, умер и воскрес. Своим воскресением Он попрал всю силу вражию. Как могучий воин возвращается с поля битвы, весь покрытый кровью, так и наш Спаситель возвращается с земного поля битвы, победив нашего врага — дьявола, и смерть, и тление, — со знаками этой победы на Своем Теле. Вот почему здесь, в последнем псаломском пророчестве Он назван Господом сильным в брани, победившим дьявола; и теперь Ему открываются врата, чтобы Он мог то человеческое Тело, с которым Он одержал эту победу, почтить сидением одесную Отца.

Вот почему Вознесение — это праздник, который является кульминацией всего, что совершил наш Спаситель. После всех дивных деяний, одержав победу в брани, победив в этой войне ради нас, Он почтил Тело, с которым мы имеем общность, которое той же природы, что наше, человеческой природы, Он почтил его сидением одесную Отца.

Вот почему святой Павел говорит, что Он единожды и навсегда вошел в истинное Святое Святых[5]. И если кровь козлов и агнцев, кровь животных символически была достаточна для искупления, для спасения в Ветхом Завете, насколько более спасительна излиянная за нас кровь Самого Богочеловека; и насколько более искупительно это восшествие в истинное Святое Святых истинного Первосвященника — нашего Спасителя. Ибо человеческая природа, которую Он ныне посадил одесную Отца, будет пребывать там вечно. Не только на время этого празднования, не на какой-то срок, — навсегда, до века, без конца человеческая природа посажена на престоле одесную Бога Отца.

Вот как Он возлюбил нас, как Он позаботился о нас, как Он возжелал, чтобы мы были с Ним нераздельно — так, что Он навсегда почтил нашу природу, нашу смиренную сотворенную природу, десным пребыванием у Бога Отца; природу, соединенную с Его Лицом, с Лицом Спаса нашего и Сына Божия.

Поэтому всё, что нам остается делать — это хранить единство с Телом, с которым Он совершил эти дивные дела. А чтобы поддерживать эту связь, наш Спаситель пошлет нам Святаго Духа. Дух Святый будет Тем, Кто сохранит единство между нами, человеческими существами, и этим Телом, посаженным на престоле одесную Бога. И как это совершится? Ну, что же, мы дождемся Пятидесятницы, чтобы поговорить об этом.

А пока будем радоваться в этот день чести, оказанной нашей природе. Именно это мы и празднуем. Наш Спаситель почтил ее, навсегда посадив одесную Бога. Каково величие нашего Бога! Кто бы мог вообразить такое? Даже демоны, желая обольстить людей, не могли придумать ничего подобного для обольщения. Только истинный Бог мог соделать такое спасение для нас, так соединить нас Себе через любовь, возжелав, чтобы мы были всегда едины с Ним. Будем же благодарны Ему за это и будем праздновать отныне Вознесение, и всегда помнить, как Бог возлюбил нас и как Он нас почтил. Аминь.

[1] Стихира на «Господи, воззвах».

[2] Греч. ἱλαστήριον, англ. Mercy Seat — крышка Ковчега Завета, где являлся Бог (Исх. 30:6)

[3] Ис. 63:1 и далее; вторая паремия вечерни Вознесения

[4] рус.: в червленых ризах (оброщение — окрашивание в красный цвет); красен — прекрасен

[5] Евр. 9:12

--

--

Следопыт
Островок истинного православия

Возвесели́т­ся пра́ведникъ, егда́ уви́дитъ от­мще́нiе: ру́цѣ сво­и́ умы́етъ въ кро́ви грѣ́шника. (Пс. 57:11)