Медитация в тибетском буддизме

Zhassulan Abishev
Путешествие в Непал
13 min readSep 17, 2015

--

Недельный ретрит в монастыре Копан, Непал. Часть 2

День 3

Живность

7 июля. Ночью я спал хорошо, но встал с утра не так легко как вчера. Накануне, вернувшись с вечерней лекции, мы обнаружили в коридоре кровь, а в ванной остатки ужина местной кошки. Она поймала большую крысу, но половину не доела. Кошка постоянно просится к нам в комнату. Она ловит моменты, когда дверь открыта, тут же забегает и укладывается спать на чью-нибудь кровать. Однажды она сама открыла окно снаружи и залезла внутрь! Помимо кошки на территории живут 4–5 собак и 2–3 обезьяны. Обезьяны в поисках пищы также норовят залезть в окна и стащить что-нибудь съедобное.

Вчера я накормил одну обезьяну бананом, что делать не рекомендуется.
Монахи верят, что собаки, проживающие на территории монастыря — это переродившиеся ленивые монахи, которые в предыдущих жизнях создали больше негативной кармы, чем позитивной.

Живности тут очень много, особенно птиц. Как и в Мьянме, они очень громко щебечут, свистят и издают разнообразные звуки. Во время перерывов я прогуливаюсь по территории и осознанно, пребывая здесь и сейчас, наблюдаю вещи, которые обычно скрыты от глаз. Например, птица влетающая в своё гнездо с пищей в клюве, либо мелкое насекомое на окне, которое постоянно бьётся о стекло в надежде оказаться по ту сторону и лететь к свету. Везде кипит жизнь, процессы, не останавливаясь ни на секунду создают бесчисленные и всевозможные варианты логических причинно-следственных связей. Пребывать в моменте бытия и осознавать его — значит быть единым с природой вокруг, со всеми живыми существами и реальностью. Без оценки, осуждения и сравнения просто быть.

Медитация

Во время утренней медитации мы рефлексировали над заложенным внутри нас добром. Его необходимо распознать в себе, а затем делиться им с окружающими. Такая практика культивирует и развивает положительные качества . Вот некоторые рекомендации учителя Кобиера во время медитации:

  • следует медитировать без каких-либо ожиданий
  • не стоит прилагать усилия, но и не стоит расслабляться
  • во время практики поза должна быть комфортной
  • не следует контролировать дыхание, оно должно быть естественным
  • необходимо концентрироваться на ощущениях дыхания в животе или под носом
  • во время выдоха можно представить, как вы отпускаете свои привязанности и желания
Монах Кобиер прогуливается на перерыве. Автор фото: Екатерина Иванова, студентка, проходившая курс вместе со мной, которая любезно предоставила свои снимки.

Мысли

Я всё меньше думаю, ожидаю и оцениваю. Мне удаётся находиться в осознанном состоянии почти всё время. Эго иногда пытается включать свои хитрые механизмы жертвы, но своевременное осознавание сводит эти реакции на нет. За завтраком я был сконцентрирован на процессе поглощения еды и в это время за стол подсели другие студенты. Тут же ум начал думать о том, что люди смотрят на меня и оценивают. Старый механизм оправдания ожиданий людей вокруг и желания угождать им мне очень знаком — роль жертвы. Без какой-либо реакции я просто наблюдал за мыслью, и через какое-то время она исчезла. Подобная практика осознанности очень помогает.

Вид со столовой во время утреннего чая

Лекция

День проходит очень интересно и насыщено. На утренних лекциях мы изучали самсаруциклическое бытие и 6 сфер бытия, которые наделены сознанием.

6 сфер бытия. Структура тут

В зависимости от типа, каждая из сфер бытия имеет свой уровень страдания. Дэвы, например, находятся в постоянном наслаждении миллионы лет, но в конце концов умирают и перерождаются в других сферах. Процесс перерождения не контролируется. Таким образом, они также находятся в колесе самсары. Другие же сферы бытия обречены на постоянное страдание: нижние сферы страдают больше, а верхние испытывают больше удовольствия. С одной стороны может показаться, что лучше родиться в качестве дэва и миллионы лет наслаждаться, но в конце концов и этому приходит конец. Переродившись только в качестве человека мы имеем уникальную возможность реализовать потенциал природы будды и полностью освободиться от оков самсарического циклического бытия страданий. Только человек обладает волей и свободой выбора; интеллектом, который позволяет искать и задаваться вопросами. Поэтому просветленные будды перерождаются в качестве человека (будды могут выбирать семью, место и время перерождения) для того, чтобы иметь возможность нести свет учения другим.

Интересно, что наши психологические состояния ума проецируются в 6 сферах бытия:

дэвы — гордость

асуры — зависть

люди — желания

животные — невежество

преты (голодные духи) — алчность

нараки (обитатели адов) — гнев, ненависть

Карма- наши действия, которые приводят к логическим последствиям. Посеянные позитивные кармические зёрна дают позитивные плоды. Негативный результат — следствие посаженных негативных зёрен. Карма имеет следующие характеристики:

  • предопределяющая
  • постоянно расширяется
  • не исчезает
  • нет следствия без причины

Карма-йога. Сегодня после обеда я второй раз практиковал карма-йогу или йогу действия — метод, который помогает достичь гармонии в работе и выполнении повседневных обязанностей. В Копане любой желающий может выбрать день и попрактиковать карма-йогу. В назначенный день после завтрака обеда или ужина студенты моют посуду не только свою, но и всех монахов. Подобное я практиковал в дзэн-буддийских монастырях в Японии.

Карма-йога означает медитативный динамизм — это простое определение, однако оно имеет глубокое значение. Необходимо быть бодрствующим, но в то же время не сознавать свое маленькое «я». Человек должен забывать о себе и в то же время заниматься интенсивной деятельностью. Тело и ум совершают многообразные действия, однако вы остаетесь неподвижны в состоянии созерцания, состоянии медитации, осознания. Таков идеал, но его нельзя достичь, думая о нем, — необходимы усилия и практика.

Монахи монастыря Копан. Автор фото: Екатерина Иванова студентка, проходившая курс вместе со мной, которая любезно предоставила свои снимки.

Медитация

Вечером на сессии мы практиковали аналитическую медитацию на тему страдание (как это работает я описал в абзаце Примеры аналитической медитации на разные темы). Я начал сессию с наблюдения над дыханием и постепенно вошёл в состояние глубокой концентрации. Я рефлексировал над своими состояниями ума в повседневной жизни и искал их причины. Нашёл следующие источники страданий:

  • страдание от неудовлетворённости. Желания, которые не приводят к удовлетворению: алкоголь, накопление или желание иметь материальные вещи (уже меньше намного, но всё ещё есть). Антидотпрактика осознанности и медитация на непостоянство вещей.
  • страдание от боли. Физическая боль причиняет много страдания. Привычный шаблон ума реагировать на боль очень сильно укоренился, но благодаря практике випассаны я потихоньку избавляюсь от него. (во время этой сессии я тут же начал наблюдать боль, которая время от времени возникает в суставах и ногах при сидении в позе полу-лотоса)
  • страдание от взлётов и падений. Чрезмерная интеллектуализация (в психологии имеющая корни роли жертвы) — результат старой травмы: хочется быть оценённым, принятым и похваленным; хочется иметь хорошую репутацию. Антидот — практика благородного молчания и медитация.

Вечерняя дискуссия

Обсуждение вопросов было очень активное. Студенты задавали много вопросов и получали исчерпывающие ответы подкреплённые здоровой логикой. Метафизические вопросы остаются до сих пор открытыми. Мой вопрос о Боге (есть ли что-то или кто-то, кто создал то безначальное и абсолютное Сознание, о котором говорит буддизм?) на мой взгляд смутил Дэвида и он не смог чётко ответить на него. Сказал, что возможно за универсальным, абсолютным и чистым космическим Сознанием что-то и есть, но буддизм ответа не даёт.

тут хотел фото Творца, но это невозможно да и не нужно…

Я также нашёл интересные гипотетические параллели между буддийской концепцией шести сфер бытия, психо-эмоциональными состояниями ума и монотеистическими созданиями Бога из священного писания (Коран). Это произошло после того, как один из студентов задал вопрос о том, как следует интерпретировать 6 сфер бытия: буквально или принимать их, как психологические состояния ума (буддизм принимает обе интерпретации). Буддизм утверждает, что дэвы, асуры, преты(голодные духи) и нараки (обитатели адов) живут в других измерениях на очень тонких уровнях, как и ангелы с джиннами, которые согласно писанию созданы из света и палящего пламени. Возможно, энергия которая в нас присутствует — это и есть дэвы-ангелы, асуры-джинны, демоны-преты и т.д. Таким образом, они живут на суб-атомном тонком уровне и проявляют себя в виде гордыни, зависти, алчности, гнева и ненависти, которые несут страдание и несчастье. И только будучи человеком, обладая интеллектом и волей мы можем обуздать свой ум и очиститься: не поддаваться реагированию и не быть ведомыми психо-эмоциональными состояниями/сферами бытия.

Долина Катманду вечером

День 4

8 июля. Ночью я проснулся в 2 часа и не мог уснуть. Головная боль с которой я ложился спать прошла. Видимо это последствия активной работы мозга и бессмысленной болтовни, которую я позволил себе на перерыве с другими участниками. Проснувшись, я почувствовал тонкий уровень осознанности и автоматически включился режим концентрации на дыхании. В какой-то момент в области рук я очень отчётливо ощутил лёгкое покалывание и тонкие вибрации. Всё внимание переместилось туда. Через некоторе время я полностью расслабился и погрузился в сон.

Это интересно:

Некоторые ламы развивают определённые способности, которые позволяют видеть осознанные сны. Был случай, когда один лама из монастыря Копан, ложась спать дал установку во сне выучить какие-то священные тексты из Сутры. Утром, проснувшись, он знал их наизусть!

Медитация

Утренняя аналитическая медитация прошла продуктивно. В состоянии неподвижности ума и тела я начал рефлексировать над добром, заложенным внутри нас и стремлением делится этим добром со всеми живыми существами. Анализируя на таком глубоком уровне без отвлечения на мысли, я имею прямой и открытый доступ к истинному источнику природы бытия. Очень важно помнить о том, что только здесь и сейчас есть уникальная возможность начать очищать себя от загрязнений ума; культивировать сострадание и любовь; стать человеком и освободиться от оков страданий.

Монастырь Копан во время землятресения почти не пострадал, за исключением двух зданий: одно из них решили снести полностью.

Лекция

До обеда в первой части лекции мы изучали основы практики буддизма, учение традиции Махаяны и 4 перфекции, которые способствуют трансформации ума.

Основы практики буддизма, так называемое учение Сутры или Буддийский Путь Освобождения состоит из трёх главных частей:

  • нравственность (шила)
  • концентрация (самадхи/шаматхи)
  • мудрость (паннья/праджня)

Вообще основы существуют во всех традициях буддизма и практикующий буддист начинает с них. Махаяна пошла дальше и развила боддхичитту и шуньяту. Практикующий становится бодхисаттвой, развивает правильное воззрение (мудрость) и стремится постичь абсолютную Истину(пустота/шуньята). Во время однонаправленной медитации (шаматха) существует 3 последовательных этапа постижения шуньяты:

  • этап аккумуляции
  • этап подготовки
  • этап видения

*практика очень схожа с випассаной

Высший бодхисаттва (арья бодхисаттва) должен пройти 10 уровней, чтобы стать буддой. Также в тибетском буддизме существует Тантра/Ваджраяна- секретная практика(работа с энергией), позволяющая быстро достичь Просветления.

Для трансформации ума, во время аналитической медитации необходимо рефлексировать над следующими темами:

  • идеальное человеческое перерождение
  • смерть и непостоянность
  • страдание
  • карма

Во второй части мы много говорили о смерти. Было очень познавательно. Думаю, что глубокое осознание и принятие смерти одна из самых важных вещей в жизни человека. Ведь вся жизнь — это подготовка к смерти. Рекомендуется практиковать 9 пунктов медитации о смерти (подробнее в абзаце примеры аналитической медитации).

Это интересно:

Местные буддисты регулярно занимаются аналитической медитацией на смерть. В Катманду существуют даже специальные места, куда монахи приходят медитировать рядом с мёртвыми телами о непостоянстве и смерти.

Дискуссия и медитация

На дискуссии мы обсуждали смерть. Вначале каждый рассказывал своё отношение к ней и какие-то случаи из жизни, когда смерть была близка. К середине начались дебаты. Возник вопрос: могут ли животные осознавать свою смерть? (тут интересная статья про это). Я отстаивал точку зрения, что не могут. Иначе, осознание смерти стало бы результатом самосознания, на что способен только человек. Другая сторона утверждала противоположное. Начался небольшой спор, который затянулся. Мы, так и не завершив его, решили продолжить дискуссию по теме. После дискуссии у меня остался неприятный осадок и чувство неудовлетворённости.

Во время сессии медитации я начал рефлексировать над происшедшим. Мой ум имеет механизм интеллектуализации, переходящий в отстаивание точки зрения моего эго. Эго хочет быть услышанным, признанным и заработать хорошую репутацию. Во время спора другие не соглашаются и возникает чувство неудовлетворённости из-за того, что не удаётся их переубедить.

Наступила вторая часть сессии и мы перешли к процессу очищения ума от механизмов и привычек. Использовался метод визулизации под руководством учителя Кобиера (чуть ниже я выложил аудиозапись с ретрита, где мы практикуем данную визуализацию). Я представил родных и всех живых существ рядом с собой. На уровне глаз вообразил объект в виде тёплого света сострадания и направил фокус на него. После этого я представил, как этот свет начал приближаться и стал проникать в меня, всё больше наполняя тело. По мере наполнения я стал визуализировать, как свет очищает меня от всех загрязнений ума: гнева, привязанностей, привычных механизмов и т.п. После очищения я начал излучать этот свет и покрывать всех живых существ рядом и представлять, как делюсь этим теплом сострадания с людьми, которым когда-то причинил вред (представил ребят с кем спорил) посеяв зерно негативной кармы.

Третья часть медитации была очень необычной и интересной. Мы генерировали позитивную энергию и вибрации повторяя мантру Ом Мани Падме Хум. Признаюсь, с первого же звука, который я воспроизвёл, почувствовал тонике приятные вибрации по всему телу. Интересно, что такой эффект у меня достигается только после вхождения в состояние неподвижности и невозмутимости. Раньше я скептически относился к подобным практикам, но сейчас могу точно сказать, что она однозначно несёт пользу. Помимо генерации позитивной энергии и культивирования сострадания данная техника развивает ещё и концентрацию. Сессию, как обычно закончили метта медитацией, желая всем живым существам обрести счастье и избавиться от страданий.

Полная версия сессии медитации с чтением мантры Ом Мани Падме Хум во время моего ретрита в монастыре Копан, Непал. Учитель медитаци: монах Кобиер, преподающий иностранцам.

После ужина на дискуссии у студентов было много вопросов, касающихся пройденного материала. Беседа была интерактивной и продуктивной. К концу дня я устал ментально и физически, но чувство удовлетворения и тепла наполнило всё моё существо.

Тибетские монахи издавна использовали масло, сделанное из молока яка, для создания необыкновенных скульптур. Из-за высокой температуры фигуры из масла плавятся, поэтому сейчас монахи используют специальный материал очень похожий на пластилин.

День 5

9 июля. В 2 часа ночи я снова проснулся и руки были налиты свинцом. Это не давало мне уснуть. Такое часто случается со мной среди ночи. Медитация помогает сбалансировать поток энергии в теле: я чувствую лёгкость и покой.

Медитация

Всю сессию я просидел не шевелясь: сконцентрировался на дыхании и погрузился в состояние нереагирования. Посредине сессии учитель позволил размять суставы. Я решил не делать этого, так как не ощущал потребности. В этот момент я начал наблюдать активность своего ума: появилось чувство зарождающейся гордости, поднимающейся снизу вверх в области груди. Гордость от того, что я могу сидеть не шевелясь, когда другим это в тягость. Конечно же, это чувство начало отвлекать меня от концентрации, но продолжая наблюдать я возвращал внимание на точку под носом. Через несколько секунд чувство испарилось.

Рисунки на стенах гомпы: 9 ступеней медитации шаматхи. Слон — ум, обезьяна — блуждание ума, кролик- тонкая умственная притупленность (подробнее о технике развития концентрации тут)

Лекция

Утренняя лекция была об истинных причинах страданий. Подробно разобрали привязанность, корнем которой является заблуждение. Заблуждение — это функция, которая постоянно беспокоит ум. Ум ошибочно переоценивает качества объектов/людей и начинает наслаждаться ими. Привязанность возникает от желания. Из-за неведения ум наделяет объект иллюзорными качествами и не видит его таким какой он есть. Сильная привязанность хочет продолжать наслаждаться полученным опытом через 5 органов чувств. Поэтому возникает сильный страх во время смерти: боязнь потерять привязанность к желаниям и телу (которое всё время хочет получать опыт и тем самым зависит от него).

Антидот — развивать чистую любовь через любящую доброту и сострадание.

Гнев — результат неудовлетворения привязанности. Он соединён с ней и появляется из желания и отвращения. Чем сильнее наша привязанность, тем больше гнева мы храним в себе. Иногда сложно выявить нарастающее чувство. Если есть намерение навредить — это гнев, если нет, то это уже не гнев.

Антидот — сначала необходимо научиться распознавать гнев, когда он появляется путём развития своевременного осознавания. Успокоение ума достигается через медитацию, которое также расширяет сознание, открывает пространство и любовь появляется из чистого ума.

Когда мы встречаемся с гневом, который генерирует другой человек, нет необходимости давать возможность ему навредить нам (согласно буддизму, он создаёт негативную карму, которую нам придётся пережить в будущем снова). Необходимо научиться опытно, качественно и рационально решить проблему без ответного гнева. Тактика просить прощения зачастую помогает, даже если ты знаешь, что человек не прав. Это успокаивает его и вы сможете решить проблему должным образом.

Наш учитель Дэвид во время лекции сказал, что Дхарма — это чистая психология. Не могу с ним не согласится. Это сегодняшнее высказывание стало для меня цитатой дня.

Статуя Будды в гомпе, где проходили лекции и сессии медитации

Наблюдения

После обеда я гулял в саду: медитировал и просто осознанно наблюдал за происходящим вокруг и внутри. Я сидел на лавке полностью расслабленный и умиротворённый. Бабочка летающая на поляне несколько раз пыталась подлететь и сесть мне на колено, но что-то её отпугивало. Я видел, как она наматывает одни и те же круги в воздухе и робко подлетает ко мне. В какой-то момент, она всё-таки осмелилась, подлетела, села на ногу и замерла. Мы сидели с ней вместе в полной неподвижности и тишине. Я почувствовал единение с ней. Вдруг она улетела и потом ещё несколько раз подлетала, садилась, замирала и внезапно улетала. Когда ум находится в тишине, мир вокруг становится ярким, насыщенным и удивительно красивым. Всё вокруг движется в бесконечном потоке непостоянности. Всё становится живым! Чтобы наблюдать и осознавать всё это, необходимо просто быть в точке неподвижности ума.

Автор фото: Екатерина Иванова, студентка, проходившая курс вместе со мной любезно предоставила мне свои снимки

Во время ужина выглянуло солнце и я увидел как появляется радуга в небе.

Медитация

Во время вечерней сессии мы рефлексировали над смертью и непостоянством. Сопровождающие комментарии учителя направляли в правильное русло и подкрепляли очевидными фактами ожидающей нас всех смерти. Я не так часто медитирую на тему смерти, но очень часто рефлексирую на тему непостоянства, что по сути является аспектом смерти. Думаю, что смерть очень важная тема для постоянной аналитической медитации, которая мотивирует жить полноценно и расти духовно.

Вечерняя дискуссия

На дискуссии мы много говорили о привязанности, её причинах и следствиях. Как над этим работать и как медитация способствует очищению. Очень важная тема гнева также поднималась на обсуждении. Вообще весь курс мне напоминает психотерапию с философскими лекциями, семинарами и медитативной практикой. Думаю, что это очень правильный подход глубокого понимания теории и практики.

Одна из студенток курса из Литвы завтра рано утром проводит занятия по йоге. Я планирую посетить и размять суставы от постоянных сидений в позе со скрещенными ногами.

Маленький монах . Автор фото: Екатерина Иванова, студентка, проходившая курс вместе со мной, которая любезно предоставила свои снимки.

Часть 3 скоро…

--

--

Zhassulan Abishev
Путешествие в Непал

Человек. Философ. Майндфулнес супервайзер и старший, сертифицированный преподаватель MBSR, тренер тренеров, автор интервенции MBTSR в Mindful Academy Solterreno