Часть 5. Высокие тундры

Семьдесят километров тундры, оленей и овцебыков на высоте 1200м над уровнем моря.

Прямо от озера Tasersiaq начинается еще одно ущелье, нарисованное на планете как по линейке. Оно идет примерно 70 километров, забираясь до 1200м по высоте, и почти упирается в основной ледниковый щит Гренландии. Но на самом деле упирается не в щит, а в другое большое озеро, Aussivitorqat, исток реки Робинсона. Поскольку мы планировали сплавляться по реке Робинсона, нам туда.

Пройденный путь

День одиннадцатый, 04.08

GPS сказал, что мы прошли 181 километр. Исходно планировали 297, так что даже удивились. Надо же, неужели осталось чуть больше стольника? Нет конечно. Тут по прямой до Кангерлуссуака 110.

Здесь нам нужно было принять волевое решение.

Опоздание 2–2.5 дня относительно графика, дней запаса — два. То есть уже не укладываемся. Прямо от Tasersiaq можно было срезать по прямой на Кангерлуссуак, сэкономив 4 дня и скипнув все сплавы по рекам.

Или можно пойти дальше, рискуя залипнуть на сплаве (а на сплаве легко залипнуть) и вообще никуда не успеть. Решили, что вроде тундры ровные, идти по ним будет хорошо, если что в конце без ночевки быстренько выйдем в аэропорт.

То есть дальше пошли по этому ущелью, еще больше удаляясь от финиша.

Утро встретило прохладой — трава и палатка в инее. А всего–то на 700м выше моря. Пошли наверх по левому берегу ручья, стекающего к палатке. Вышли к красивому синему озеру.

Пока сидели и отдыхали, из–за холма выбежал олень. Понюхал воздух, подбежал к нам метров на 20, оббежал кругом и смылся. У меня, конечно же, миллион фоток этого оленя. Вообще в этой части тундры были довольно унылыми, поэтому снимал в основном животных.

Северный олень (в Северной Америке — кари́бу, лат. Rangifer tarandus) — относится к семейству оленевых подотряда жвачных, единственный представитель рода Северные олени (Rangifer), парнокопытное млекопитающее семейства оленевых. Живёт в северной частиЕвразии и Северной Америки. Ест не только траву и лишайники, но и мелких млекопитающих и птиц. В Евразии северный олень одомашнен и является важным источником пропитания и материалов для многих полярных народов.

Прошли какие–то древние развалины.

Вообще тундра выглядела вот так: травянистые островки, разделенные каменными полосами, кое–где болота, кое–где ручьи. Сапоги — в самый раз.

Над нами пролетел такой же Dash–7, с которого я снимал эти места по дороге в Маниитсок.

Дальше картина, которую мы за эти 70 километров видели раз 20. Озеро:

Местные пацаны:

Пацаны уходят:

Но потом занимают высоту и смотрят на нас сверху вниз.

Вдоль берега озера образовался естественный волнорез.

А вот другая тундра — сухая и покрытая коротким мхом.

А теперь — каменистая, красноватого цвета, как поверхность Марса:

Перевалили через 1200м и начали спуск.

Озера здесь почему–то кажутся особенно плоскими.

Еще немного другой тундры:

Немного флоры.

Между тем, мы подошли к тому плоскому озеру и поняли, что задолбались таскать рюкзаки. Расчехляем пакрафты. Озеро небольшое, 3км в длину, но отдохнуть спине в самый раз. По воде носилась утка, наверное отвлекала нас от гнезда.

Прошли озеро, десантировались на песчаный пляж. Курорт.

Встали лагерем сразу за озером. Завтра попробуем сплавляться по реке, вроде она уже довольно полноводная.

День двенадцатый, 05.08

За вчерашний день прошли около 25км, годится. Так можно и график догнать, тем более что дальше — только вниз. Одна беда — остался всего один комплект батареек для GPS. Приберег его для сплава, а на время пешей части запитал прибор прямо от солнечной батареи.

От лагеря оставался примерно один переход до широкой реки. Замаячила перспектива оставшиеся 50км ущелья пройти на лодках.

По дороге встретили автобусную остановку времен викингов.

Здесь нас сопровождал уже совсем взрослый олень.

Как же ему неудобно бегать с такими рогами — приходится закидывать голову назад для равновесия. Зато красиво.

Ну мы конечно наводили там шороху своим появлением.

Дошли до широкой реки, погрузились в лодки.

Но не тут–то было. Река расширялась метров до 40–50 с тем же количеством воды, в тоге глубины там осталось сантиметров пять. Поэтому через триста метров собрали лодки и снова пошли пешком.

Прошли километров 15 до следующего озера, затем на веслах пять километров по нему.

Вода чистая, но рыбы нет, хотя по времени голец уже должен был пойти из океана вверх по рекам. Видимо, не дошел.

За озером река снова обмелела, выбирались на берег через болото (на самом деле, скорее марши).

На берегу нас ждали:

Снова убедили овцебыка нас пропустить.

Еще пара переходов, и встали на берегу красивого озера.

Снова сделали около 24км за день, несмотря на тупку со сплавом по мелкой реке. Сходили на разведку — дальше опять меляк, значит завтра пешком. Вокруг красота.

Рыбы не было, но в озерах и реке водилось много видов каких–то крупных рачков, типа пресноводных креветок. Очень интересно, вдруг это эндемики, их можно открыть и назвать.

День тринадцатый, 06.08

Ну вот, еще 25 км и подойдем к началу сплава.

Олени стали появляться по двое.

Смелости им это не прибавило.

Через 10км подошли к озеру, у которого нужно уходить из ущелья и идти перевал по направлению к реке Робинсона.

Поползли на перевал.

На перевале — красные камни, еще одно озеро и крепкий ветер.

Волны взбивают пену на прибрежных камнях.

У озера пообедали. Большое.

Обходили слева. Вдали показался ледниковый щит (три дня уже его не видели!).

С океана идет тучи, но упираются в невидимую стену и исчезают — с ледника дует сильный ветер и разбивает облака.

Наконец, еще 25 километров за спиной и мы выходим к большому бирюзовому озеру Aussivitorqat, из которого вытекает река Робинсона.

Хорошо бы, конечно, посмотреть что там за выходной порог, но времени залезать в лодки, а потом ставить лагерь уже нет.

Похоже, что за перевалом уже конкретно поливает.

До нас все это добраться пока не может, у нас солнце.

Нашел череп олененка между камней.

Переставил так, чтобы у него был обзор получше.

Завтра — начало сплава. Приключения продолжаются.

Продолжение — “Часть 6. Вниз по реке Робинсона”