Велосипедный Мюнхен

Pavel Drobushevich
Там, где мы есть
7 min readApr 12, 2018

За прошлый год я неоднократно писал про велосипеды в Мюнхене, но в этом посте хотел немного обобщить и собрать все эти ссылки.

TLDR: В Мюнхене на велосипеде супер.

Мне кажется даже лучше чем в раю для велосипедистов — Амстердаме. Потому что в столице Баварии их уже достаточно много, чтобы была хорошая инфраструктура, но не так много чтобы страдать в пробках, чтобы тебя постоянно обгоняли, сигналили и т.п.

Начнём с того, где взять велосипед. Очевидно можно купить в магазине. Их много, но по ощущениям железные лошадки там не слишком дешевые, особенно если вы собираетесь купить его лишь для поездки на работу и небольших прогулок выходного дня. Прямо возле моего офиса недавно открылся крутой и огромный магазин в лучших традициях Мюнхена (я уже рассказывал про один интересный магазин тут) — внутри него есть огромная площадка, где можно покататься и проверить подходит ли вам та или иная модель перед приобретением.

Можно попытаться сэкономить и купить б/у. Если новый лучше всего покупать в по осени, то за бывшим в употреблении лучше охотиться весной. В том числе на огромном городском блошином рынке, который организуется в одни из весенних выходных. Я уже рассказывал, как мы отлично туда сходили в прошлом году.

Можно, конечно, не заморачиваться и ездить общественным транспортом… но тут есть свои нюансы. У меня здесь уже был большой пост про общественный транспорт Мюнхена. Он хорош и меня более менее устраивает. А если покупать проездной на месяц — получается даже не так уж и дорого. Но иногда бывают проблемы. А если еще и работать/жить на разных сторонах реки, то добираться до места можно очень долго и с пересадкой. Например, одни мои друзья живут всего в четырех километрах, но как раз на другом берегу — так что весь общественный транспорт делает круг через центр, в результате даже пешком выходит быстрее.

Но этой весной я все же решил попробовать ездить по городу на велосипеде. Мне не очень хотелось сразу покупать свой собственный, так как я планировал это скорее как пробный период. Тут в дело вступают прокаты. Как в любом крупном европейском городе в Мюнхене их даже несколько. Совсем недавно, опять таки как во многих городах, в Мюнхене появились велосипеды OBike. Я знаю три азиатские компании, которые пытаются покорить Европу. В Милане Ofo мне более менее понравились. И вот из Берлина пишут, что Mobike по душе. Но в консервативной Баварии всё не так :) Тут оранжевые китайские велосипеды превращают в инсталляции и всячески над ними издеваются. Возможно все это потому, что в один день их просто расставили сразу по всему городу, а тут велосипедов и так не мало и в результате они очень сильно мешают. Хотя это ведь их главная фишка — что нет станций и они просто стоят где угодно. Но кажется это одновременно и их недостаток — за велосипедами не ухаживают и они постепенно просто захламляют город.

Фотография украдена из этого твита

Я тоже от них не в восторге. Но, блог, это не единственный вариант. Уже несколько лет в городе работают два проката от больших транспортных компаний Deutsche Bahn и MVG (вторая заведует трамваями, автобусами и метро в Мюнхене). Красные велосипеды DB редко встретишь, а вот MVG очень много. Поэтому я попробовал их.

Начинали они как прокат со станциями, но сейчас у них смешанная модель и есть приложение, где можно взять велосипед стоящий в одиночестве в городе и так же его бросить. Стоят они дороже китайских — 8 центов за минуту, что почти пятерка в час, но вроде больше 12 за день они не снимают и можно после этой суммы ездить сколько душе угодно.

В итоге, я купил годовой абонемент за 48 евро, который позволяет ездить 30 минут в день бесплатно, а дальше по 5 центов за минуту. Время обнуляется каждый день. Но есть крутая фишка. Если велосипед оставить на станции, а не просто бросить где попало — то тебе дают 10 минут бесплатно. А если ты, при этом, без абонемента едешь — то это время вычитают из поездки и ты в итоге заплатишь меньше. Но у меня есть история интересней. Если я наездил меньше 30 положенных бесплатных минут, то эти бонусные 10 накапливаются. Я езжу только после работы и мне как раз 25–30 минут до станции, которая расположена в 10 минутах пешком от дома, поэтому я его там всегда и оставляю. В результате у меня уже накоплено больше часа бесплатного времени, которое не сгорает — берегу его на случай если захочу куда-нибудь подальше прокатиться. В общем, пользуюсь уже две недели и доволен. Но опять таки, для меня это все же больше развлечение — прокатиться после работы с ветерком и только в хорошую погоду.

Станция велосипедов MVG

Важный вопрос — как легко найти такой велосипед? На самом деле легко, так как всё таки у большинства людей тут свои велосипеды. И, конечно, мне не трудно пройти до/от ближайшего велосипеда или станции 5–10 минут.

Вот так (на фото ниже) выглядит вторая сторона улицы от этой вело-станции. Это конечная метро и многие приезжают сюда именно на велосипедах, а дальше уже в подземку. До Амстердама, конечно, далеко, но на самом деле даже половина всех велосипедов не попала в кадр. Да и вечер уже был, как раз все уезжали отсюда по домам…

Также интересный факт, что во многих домах есть специальные места для хранения велосипедов. Тут я впервые увидел у друзей подвесную парковку!

Заканчивая тему самих железных коней — в Мюнхене на контрасте с Минском я понял в чем разница между средством передвижения и игрушкой хипстеров :) Тут на велосипедах ездят все, а ещё очень много специальных примочек —багажных сумок, колясок для детей всех дизайнов и конструкций, специальных сцепок, чтобы детский велосипед присоединить к взрослому сзади и он его тащил на буксире.

Где же ездить? Начнём, с простого — для развлечения. Тут всё замечательно. Вдоль реки Изар есть как хорошая асфальтовая дорожка, так и грунтовая. Можно катать много десятков километров. Про одну такую поездку я уже писал. Ещё прямо возле моего дома начинается огромный лес — Perlacher Forst — по которому тоже немало дорожек проложено. Я там бегаю. Вот притащил ещё ролики из Минска — кататься. Велосипедистов там тоже много, потому что лес уходит за город и можно продолжить движение по небольшим дорогам между баварских деревушек. Мой коллега, который занимается триатлоном, там больше сотни километров накручивает. Тоже самое с множеством других парков Мюнхена. В восточном парке как раз были на пикнике в эти выходные — там вокруг озера много людей каталось именно на велосипедах.

Так же велосипедная общественная организация проводит много разных парадов, заездов и других событий. Первая фотография этого поста как раз с одного из таких мероприятий, о котором я рассказывал.

Теперь поговорим о каждодневной езде, как о реальном способе перемещаться по городу. Тут всё не менее замечательно и дорожек уйма. Google maps мне от работы предлагает три-четыре достаточно разных маршрута. И это только если выбирать одинаковые (кратчайшие) по времени. А если сделать крюк, то можно и вдоль реки проехать — тут ещё больше заманчивых вариантов. Что я иногда и делаю, попутно изучая город.

Мне трудно сравнивать с другими городами Европы. Минск, понятно, проигрывает. Вот ещё разве в Милане ездил и там дорожек (хотя бы просто размечанных на проезжей части) гораздо меньше. А тут я живу почти на самой границе города и можно из центра проехать без проблем только по дорожкам, не рискуя выезжать на проезжую часть.

Дорожки разные. Мои самые нелюбимые, когда это просто разметка на проезжей части. К тому же в этом случае часто бывает, что машины с двух сторон, так как для них делают справа от тебя полосу для поворота.

К счастью такое мне попадается не очень много. Вот, например, сегодня я поехал по совершенно другому маршруту и не было вообще таких участков. Только безопасные, где дорожка приподнята как тротуар и машины тебя не подпирают слева. Есть совсем идеальный вариант, который тоже часто встречается — когда дорожка отгорожена от проезжей части деревьями! И что важно — большая часть таких дорожек — это ровное покрытие, а не плитка (как это иногда бывает в Минске, где просто размечают тротуар). Хотя… если быть честным — тут такое тоже случается. Толпа велосипедистов, конечно, не такая, как на различных видео с пробками из Амстердама, но с работы всегда едешь в компании :)

Водители в целом относятся аккуратно. Хотя моего коллегу на повороте сбили… К счастью не сильно, но виноват был автомобиль. Да, здесь многие тоже, как у нас, не любят велосипедистов. В мой перый приезд в Мюнхен на собеседование я добирался из аэропорта на Убере и водитель очень негодовала по поводу вездесущих двухколесников.

В целом мне нравится, но опять таки — велосипед для меня, скорее, развлечение после работы. Я разговаривал с несколькими ребятами, кто регулярно ездит — они после стран из развалившегося великого и могучего крайне довольны инфраструктурой, хотя без приключений иногда и не обходится.

Ещё больше скучных и не очень историй о моей жизни в Мюнхене можно прочитать в телеграмм канале https://t.me/muenchenleben

--

--