Учеба и жизнь в Англии aka Look Right

Aleksandr Terekhov
Там, где мы есть
7 min readMay 14, 2019

Не буду углубляться в историю о том, как я оказался заграницей — об этом можно подробно прочитать в моем канале “Заводим сраный трактор” в телеграме и в моем профиле тут, на medium.

Если вкратце, я учусь в магистратуре на Supply Chain Management в University of Plymouth, UK. Первый семестр, то есть 4 месяца с сентября по декабрь я провел в Нидерландах, а второй с января месяца — в Великобритании. Этой статьей я хочу подвести черту под своими впечатлениями и рассказать, каково это жить и учиться в Англии. Про Нидерланды я тоже рассказываю, так что подписывайтесь на канал. Еще раз — t.me/perekat101

Моя магистерская программа в голландском ВУЗе предполагает семестр учебы в University of Plymouth, который находится в очень живописном месте на юго-западном побережье Ла-Манша.

Одно из зданий университета literally на берегу Ла-Манша

Если в статье про Нидерланды я, находясь под впечатлением от переезда, описывал в основном отличия от российских реалий учебы и жизни, тут речь пойдет об отличиях английских реалий от европейских. Во-первых, в английский ВУЗ достаточно непросто попасть напрямую. Многие университеты для поступления в магистратуру требуют достаточно высокий балл по диплому бакалавра, а так же экзамены GMAT/GRE. Стоимость обучения тоже в среднем в полтора раза выше. Поэтому грех было не воспользоваться шансом поступить в голландский универ, где требования ниже и все равно поучиться в Англии. Мой универ не единственный — многие учебные заведения в Европе предлагают такую возможность по разным направлениям. Искать их можно к примеру на mastersportal.eu.

Одно из 20 (?) зданий University of Plymouth

По приезду в Англию первое, что лично мне было как бальзам на уши — это прекрасный британский английский. Сплошное удовольствие, особенно после Нидерландов, где чтобы купить пачку сока приходилось стоять у прилавка с гугл транслейтом, было понимать все вокруг! Однако, это чувство улетучилось при первом разговоре с британцем. Я неплохо знаю английский, но первое время мне приходилось переспрашивать некоторые вещи по 5 раз. В Англии куча разных акцентов, кто-то говорит быстро, кто-то медленно, кто-то бубнит себе под нос, а кто-то смакует каждое слово и говорит как Стивен Фрай. У меня было двое соседей британцев и одного из них я так и не смог научиться воспринимать на слух. Второй сосед частенько переводил нам с английского на английский — говорил то же самое что и первый, но только понимать мы могли, если это скажет другой человек. Такие дела. Но это все больше шутки. Контекст фразы практически всегда понятен и сложностей в коммуникации не возникает. Лекции в университете понятны все и сразу, хотя бы потому что преподаватели не говорят на сленге, а “официальную” речь мы все-таки учили в учебниках английского.

Plymouth.

Кстати о соседях и бытовых условиях в принципе. При каждом университете есть общежития, где живут в основном студенты бакалавриата. Там всегда шумно и весело. Но можно снять комнату и у сторонней housing организации, которых в студенческих городах типа Плимута, полным-полно. Что собственно я и сделал — я жил в большом доме с 11 комнатами и платил за него 73 фунта в неделю. Мне опять относительно повезло, потому что мне удалось выбить скидку из-за того что комната не была как на картинке. Если вы хотите снять хорошую светлую комнату она обойдется вам в 90–100 фунтов в неделю. Маразма с отоплением, как в Нидерландах, нет — студенческие дома не экономят на нем, так что не замерзнете и не промокнете. Моими соседями были ребята из 5 стран и я совсем не пожалел, что жертвуя личным комфортом, я все-таки выбрал социализацию. Каждый вечер мы собирались вместе в гостинной, общались на разные темы, выпивали. Такие housing parties очень популярный вид досуга. Хотя многие ходили развлекаться в студенческий центр, который располагался прямо под зданием университета. Днем — это был такой своеобразный опенспейс, где проводились мероприятия, выставки и собрания различных обществ по интересам(которых насчитывается не меньше 100!), а вечером он становился клубом. И да, английские студенты, выпивши становятся футбольными хулиганами — пьяные драки, конфликты из-за девушек, разбитые стаканы — все это неотъемлемая составляющая английской вечеринки, как и достаточно слабая музыка (в основном это попса 00-х). Но конечно это не переплюнет голландскую попсу — я уверен — эта музыка играет в аду. Можно отдыхать и в заведениях поприличнее, но это-таки стоит денег, коих у меня было не очень много. Поэтому по вечерам мы пили вкуснейший местный сидр (кстати самый популярный у нас в рф британский сидр strongbow в Англии “пьют бомжи” — что-то наравне с нашим “клинским” или “балтика девятка”. Хотите купить британский сидр — берите Bulmers), смотрели BBC и обсуждали инициативы британского парламента, как истинные старперы.

House parties

Путешествовать в Англии очень дорого. Если в Нидерландах можно купить дневную карту за 17 евро и кататься по всей стране безлимитно в течение суток, то здесь 4 часовой поезд из Плимута в Лондон может стоить до 200 фунтов. Как вы понимаете, особо не поездишь. Спасает автобусный лоукостер megabus, на котором та же поездка обойдется 6–10 фунтов. Однако, если до Лондона еще можно потерпеть 6 часов дороги, то ехать к примеру в Шотландию 12 часов уже не так вкусно. Поэтому выручает ryanair. За 20 фунтов я слетал в Ирландию (об этом подробно можно прочитать тут). Удалось так же скататься на Стоунхэндж и посмотреть римские бани в удивительно красивом городе Bath.

Здрасте

А вообще, путешествующим я бы порекомендовал арендовать машину на компанию и проложить свой маршрут через национальные парки. Вот где настоящая красота и природа. Такие пейзажи вы точно никогда не забудете и никогда больше не заскучаете по русским березкам. Лондон — это отдельная история. Город, где на мой взгляд, должен побывать каждый. Для каждого Лондон свой — кто-то едет и проводит неделю в музее Гарри Поттера (лол), для кого-то Лондон — это бейкер стрит и биг бен итд, кто-то едет в Шордич и Кэмден. В Лондоне просто куча всего и каждый найдет что-то для себя. Кстати, мои впечатления от поездок можно посмотреть в моем инстаграме.

London

Что касается учебы — в принципе процесс мало отличается от того, что я писал про Нидерланды. Из плюсов — очень открытые преподаватели, современные и технологичные пространства для студентов, прекрасные библиотеки, различные внеучебные студенческие активности и экскурсии. Из минусов — не все профессора одинаково полезны. Кто-то появляется в универе пару раз в месяц и его лекция дает тебе больше, чем пары за весь семестр молодого PhD-шника, по глазам которого видно, что он не совсем понимает, что происходит вокруг и что он сам вообще изучает. Еще из минусов я бы назвал достаточно строгое иммиграционное законодательство. Даже после окончания бакалавриата по Tier 4 визе остаться в стране и найти работу практически нереально. Вы должны быть настолько ценным специалистом, что компания предпочтет именно вас, а не местного, и будет готова на различные бюрократические проволочки с вашим разрешением на работу и визой. Поэтому рассматривать учебу в Англии с целью в дальнейшем там закрепиться я бы не стал. Это реально удается единицам.

Жить в Англии дороже, чем в Европе. В Лондоне — на порядок дороже.

Вроде ничего особо не купил, а минус 20 фунтов.

Под конец я уже настолько расстроился считать траты, что перестал это делать, но в среднем уходит около 800–1000 фунтов в месяц.

Вкратце — как-то так. 4 месяца это достаточно мало для полноценной интеграции, но первые впечатления такие. Меня лично многое связывает с UK и с ее культурой, поэтому я получил истинное удовольствие от проживания там.

Более подробно об Англии и Нидерландах можно почитать в моем канале — t.me/perekat101

--

--