Субъективные впечатления от общения в Канаде 🇨🇦

Anya Zenkina
5 min readJan 9, 2017

Мой бойфренд

год назад получил job offer от Shopify. После этого мы решили переехать в Оттаву в Канаде, где их главный офис. Живём тут уже полгода, поэтому накопилось что рассказать. Я долго пыталась выбрать формат поста про свои впечатления о Канаде, но всё время получалось много, скомкано и как-то нелогично. В итоге я решила разбить свои впечатления от Канады на несколько постов по темам. Этот пост про общение.

Почему про общение

Самое главное для меня в любой стране — это люди. Люди формируют страну, и страна такая, какая есть, из-за людей. Чтобы почувствовать страну, очень важно находиться не только в туристических местах, а посещать обычные жилые районы, не совсем привлекательные кафешки, посещать магазины местных дизайнеров и конечно по возможности заводить знакомства и может быть даже ужинать дома у какой-то местной семьи. Чтобы понять страну изнутри, нужно общаться как с можно большим количеством людей, которые в этой стране живут. Тогда по кусочкам и разным мнениям новых знакомых соберётся понимание того, что это за страна.

Как-то так вышло, что у меня случился социофобный кризис по приезде (про это я писала тут). Все диалоги давались со скрежетом, хотелось убежать в хижину и никогда оттуда не высовываться. Не то, чтоб с канадцами что-то не так, а просто то ли усталость накопилась перед переездом, то ли смена полушарий — непонятно. Но в итоге из кризиса я вышла, и накопила мыслей на пост.

Small talk

У кого-то пару месяцев назад я встретила твит «американцы — короли потрындеть ни о чём» — чистая правда, и канадцы тоже! Только на этом континенте все люди могут поддерживать беседу с незнакомцем в течение минут 15, и ничем не показать, что это их напрягает. Сложно представить, откуда в их голове берётся такое количество тем для разговора с рандомным человеком.

Как-то у меня заел ключ в двери, а в этот момент соседка возвращалась после прогулки с ребёнком. Так вот, пока были заняты мои руки, свободные уши заняла соседка каким-то бесконечным разговором. Началось всё с обсуждения погоды, а закончилось историями русского. Этот русский не извинился перед канадской женщиной за то, что наступил ей на ногу (да где это видано!), и посоветовала мне всегда извиняться. Мне, русской, сложно понять мотивацию американца поддерживать подобные беседы. Но на самом деле, думаю, что никакой мотивации и нет. А просто это воспитание, культура, наследие — вот это вот всё.

В итоге я привыкла. Теперь сама всем рассказываю совершенно ненужную информацию и всячески пытаюсь поддерживать беседу с незнакомыми людьми. Правда до сих пор после такой беседы устаю так, словно после 10-часового рабочего дня.

Акценты

В целом канадцы говорят как американцы. При этом у них есть свои фишки, например, добавлять в конце предложения “eh?”. Пример: “Nice weather, eh?”. Много людей из канадских деревень говорят с какими-то жутчайшими акцентами, которые я научилась понимать только после 3 месяцев ежедневных разговоров с этими людьми.

В Оттаве, можно сказать, что знакомых уже много. Но близко я не знаю ни одного человека, который родился в Канаде. Тут все «понаехали». Есть люди, которые живут в Канаде по 10–20–30 лет, но до сих пор ужасно разговаривают на английском. При этом если ты плохо говоришь по-английски, то любой человек тебя всё равно будет пытаться понять, во что бы то ни стало.

В канадцах и в понаехавших в Канаду мне нравится, что они не обижаются на тебя за то, что ты их иногда не понимаешь. Можно всегда сказать: “извините, а можете ещё раз сказать? я опять не поняла”, и не схлопотать по щщам, даже если ты спрашиваешь пятый раз.

“Sorry”

Найдено где-то в интернетах

Первое правило канадского общения — извиняйся. Если на тебя кто-то налетел у прилавка в магазине и извинился, а ты нет, хотя ты просто стоял и как бы не за что извиняться, то стоит сказать “sorry”, чтоб тебя не посчитали грубым. Иначе никто не скажет, конечно же, в лицо плохого, но потом вечером семье будут рассказывать, на какого хамского человека налетел наш папа, когда спешил на работу.

Просто извиняйся за всё, даже за то, что ты ещё не сделал, тогда ни один канадец не плюнет тебе в спину.

Про телефонные разговоры

Любые вопросы здесь решаются по телефону: от присоедения карты к apple pay до «отложите мне хлебушек до вечера, пожалуйста. После работы забегу.» В итоге даже самое задрипестое место имеет человека, который отвечает на телефон. Почти во всех колл-центрах работают индусы или другие «понаехавшие». Что они говорят — ничего не понятно. Поэтому решение даже самой маленькой проблемы иногда занимает полчаса телефонного разговора.

Если колл-центры автоматизированы, то это тоже бывает проблемой. Потому что в 90% случаев они озвучивают опции меню примерно так: «Если хотите совершить трансфер средства, скажите: “transfer”; если хотите узнать баланс на счету, скажите “my balance”. Не смотря на то, что в основном тебя просят сказать простые слова, система плохо распознает голос, в том числе носителей языка.

Рано или поздно ко всему начинаешь привыкать. Но приятно иметь опцию попросить отложить булочку, или попросить кассира задержаться на 5 минут после закрытия. Я действительно часто этим пользуюсь.

Если до тебя не могут дозвониться, то тебе обязательно оставят голосовое сообщение (voice message) где скажут кто и что от тебя хотел и на какой номер перезвонить. Тоже довольно странная вещь, потому что в итоге использование происходит так:

(не берут телефон в салоне → переключается на voice message) — Алло, меня зовут Анна, я хочу записаться на маникюр в среду в 12. Мой телефон +1…1. Запишите меня, пожалуйста.

(я не беру телефон) → переключается на voice message — Алло, Анна? Мы не можем вас записать на среду 12, зато можем записать на среду 14. Пока ваша запись не подтверждена. Для подтверждения позвоните нам в салон по телефону +1…9. Спасибо.

(я звоню, не берут телефон в салоне→ voice message) — Алло, я хотела записаться на среду 14. Меня зовут Анна и я вам уже звонила. Мой телефон +1..1

После этого мне ещё раз перезвонят, чтоб подтвердить, что я записана. Т.е. вместо одного телефонного разговора, в сумме произошло 4 звонка. 4, Карл! Т.е. voice message для того, чтобы не перезванивать лишний раз, но в итоге ты перезваниваешь в 4 раза больше.

В следующих постах расскажу про погоду и еду, съём жилья, ещё про канадские развлечения.

--

--

Anya Zenkina

Junior Software Engineer at Pusher. Passionate about engineering, art and people. Live in London, UK // ex Ведущий Джедай в It-Agency