Официальный отец фотографии Луи Дагер, часть 2

После смерти Нисефора Ньепса в 1833 году, Луи Дагер продолжил свои опыты в одиночку. Через пять лет он сумел представить публике несовершенный, но рабочий процесс получения устойчивых фотографических изображений

Odnovremenno
3 min readJan 21, 2024

К сожалению, подробных записей изобретатель не вел, так что наши представления о ходе исследований неполные и отрывистые.

Сложный процесс того, что в будущем обретет название дагерротипия, выстраивается вокруг йодистого серебра. Известно, что Ньепс в своих опытах использовал недавно открытый Йод для зачернения оловянных пластиной, считая при этом битум или сирийский асфальт наилучшим светочувствительным материалом. После смерти партнера, Дагер сосредоточился на использовании полированных серебряных пластин, обработанных йодом и начинает получать скрытое изображение всего за несколько минут.

Париж, «Бульвар дю Тампль» конец 1838 года

Задачу проявления скрытого изображения Дагер решил к 1835 году. Скорее всего чисто случайно. Он поставил экспонированные серебряные пластины в темный шкаф, где хранились химикаты. Изображения на пластинах видно не было, но через некоторое время оно появилось. Методом исключения Дагер начал искать проявляющие вещество и в конце концов выяснил, что проявителем стали пары ртути из чашки на дне шкафа.

Возможно, это лишь легенда, но точно известно, что в 1835 году Дагер чувствовал себя достаточно уверенно, чтобы изменить соглашение с наследником Нисефора Ньепса — Исидором. Финансовая часть осталась прежней, но славу от возможного открытия Дагер присваивал себе. Он никогда не скрывал, что почести волнуют его гораздо больше денег.

Остался последний этап — фиксация, полученного изображения. На эти исследования ушло еще два года. Задача была решена с помощью концентрированного раствора поваренной соли, которым промывали пластины. Любой, более или менее подкованный химик того времени, справился бы быстрее, но как я уже писал, Дагер был полный профан в науке и действовал, скорее, как алхимик. Упорство и трудолюбие заменило ему знания.

В 1837-м году разработка процесса дагерротипии закончена. В Париж приезжает наследник Нисефора Ньепса — Исидор, которого Дагер знакомит со своим изобретением. Они подписывают третий по счету договор, в котором фигурирую два процесса. Один из них, практически не претерпевший изменений, принадлежит Нисефору Ньепсу, а другой, разработанный Дагером, по­лучает название «дагерроти­пии».

Вид из окна мастерской Дагера

Осталось получить за изобретение достаточную сумму. Альтруизмом Ньепс и Дагер не страдали, двигали ими абсолютно корыстные интересы. И тут Дагер приложил всю свою кипучую энергию и огромные светские связи. Его мастерскую посещает делегация известных французских ученых, среди которых присутствовал личный друг Дагера, физик, ректор Парижской обсерватории и секретарь Парижской Академии наук Доминик Франсуа Араго. Именно он, 7 января 1839 года, на заседании Академии наук прочитал доклад об изобретении художника, химика и изобретателя Луи Дагера. При этом, никаких подробностей процесса разглашено не было, поскольку Дагер надеялся выжать из него максимальную сумму.

Но тут изобретателя постигло несчастье — сгорела диорама, приносившая ему основной доход. Еще не сообщив никаких подробностей технологии, Дагер соглашается на получении пожизненной пенсии от правительства Франции, которая составила 4000 франков Исидору Ньепсу и 6000 — Дагеру ежегодно. Правительство Франции, в свою очередь, подарило дагеротипию всему человечеству, освободив технологию от каких либо патентных выплат. Единственным исключением стала Великобритания, где 14 августа 1839 года правительство выдало Дагеру патент на его изобретение, и, соответственно, все желающие заниматься дагерротипией в этой стране теперь должны были подтвердить свое желание деньгами.

19 августа 1839 года состоялось совместное заседание двух французских академий: Академии наук и Академии искусств, на котором Араго раскрыл подробности процесса Дагера. Пресса широко освещает событие, Дагер становится национальным героем. Его избирают почетным членом Английского королевского общества, Академий наук и научных обществ Вены, Мюнхена, Нью-Йорка, Эдинбурга. Ему дарят подарки императоры, среди этих презентов есть и дар от Российского императора Николая I. Король Франции Луи-Филипп производит Дагера в офицеры Почетного легиона.

После получения и денег и славы, Дагер перестал заниматься совершенствованием собственного изобретения. В 1840-м он купил дом в деревне Брина-Марне и переселился туда вместе с семьей. Завел фотолабораторию, мастерскую и даже обсерваторию, За следующие 11 лет он снял небольшое число дагерротипов, посвящая больше времени живописи и собственному саду.

Официальный отец фотографии Луи Дагер, часть I

--

--