Франция, часть 3. Верден

Впечатляющие поля сражений Первой мировой

Ivan Zverev
5 min readJun 5, 2014

Сейчас, после полного забвения, очень много стали говорить о Первой мировой войне. Приятно, что люди наконец-то начинают приоткрывать для себя историю этого важнейшего события 20 века.

Первая мировая (а также её предпосылки и последствия) стала переломным моментом практически для всего — от моды и дизайна до политической и философской системы Европы. Это было окончательным крушением “рыцарского духа” и нравственности на полях сражений. Теперь неуловимые подлодки пускали ко дну сухогрузы (не утруждая себя спасением экипажа), а солдаты травили друг друга газом, испепеляли огнемётами и поливали окопы градом снарядов невиданной ранее поражающей силы. Одним из самых жестоких сражений была так называемая “Верденская мясорубка”, “The Mill on the Meuse” (Мёз — река в окрестностях Вердена), жертвами которой стало около 430 тыс. человек. Естественно, побывать во Франции и не посетить Верден я не мог.

Верден

Это небольшой уютный европейский городок с характерными крепостными воротами и прекрасной набережной. Доехать до него на общественном транспорте — проблематично, поэтому большого потока туристов нет. Нам встречались только автопутешественники и организованные группы школьников.

Городские ворота
Набережная Вердена

В городе — несколько мемориалов воинам Первой и Второй мировых. Мне не показались они какими-то выдающимися и интересными сами по себе, но, учитывая местонахождение, они впечатляли.

Мемориал погибшим в 1 и 2 мировых войнах

Вспаханное поле

Пытаясь истощить человеческие ресурсы Франции, немцы организовали наступление на выдающемся из общей линии фронта участке вдоль реки Мёз, где были сосредоточены фортификационные сооружения, которые были важны для французов не столько стратегически, сколько морально. Цель наступления была предельно проста — убить как можно больше французов (изначально, правда, рассчитывали на прорыв фронта). Для этого были стянуты большое количество орудий, включая огромные 420-мм мортиры. В результате на французские окопы обрушился огненный шквал и превратил их во вспаханное поле, где люди, постройки, орудия — всё было вперемешку. Дорога, ведущая к монументу, позволяет увидеть эти поля спустя 100 лет. Обратите внимание на рельеф местности.

Здесь проходила линия окопов. Деревья выросли позже, им не более 100 лет.

Там, где была деревня, установлены столбики на месте домов. Вот был дом виноградаря.

Камень на месте разрушенного дома

Теперь на месте воронок — лес, а по его тропинкам гуляют французские школьники, приехавшие на экскурсию. Но стоит отдалиться от тропинок и остаться наедине с шумящим на ветру кронами, становится тревожно.

Лес на месте воронок от снарядов

В лесах сохранилось множество сооружений. Большинство укреплённых блиндажей представляют собой груды бетона, но есть и очень хорошо сохранившиеся.

Пулемётная огневая точка особой конструкции

Склеп Дюамон и братское кладбище

Недалеко от форта Дюамон расположился главный мемориал верденской мясорубки. Поле именных крестов, завершающееся склепом с часовней дают понять, что французы относятся к жертвам тех события с глубоким уважением, но вместе с тем — скромно, без наносных эмоций, и кажется, понимают самую суть произошедшего.

Братское кладбище и склеп Дюамон.

Сам склеп представляет собой высокое сводчатое сооружение, внутреннее убранство которого составляют тысячи фамилий, выбитых на стене, и алтарь.

Склеп Дюамон

На часовню можно подняться. На подоконниках смотровой площадки расположена карта окрестностей. Не исключено, что с подобными картами сверялись командующие, рассматривая изрытое поле и положение противника с близлежащих высот. Теперь открывается совсем другой ландшафт.

Вид на кладбище с вершины часовни

Посещение этого комплекса не оставит равнодушным даже тех, кто ничего не знает об истории Первой мировой (а, возможно, даже подтолкнёт к её изучению).

Форт Дюамон и Во

Форт Дюамон на возвышенности глубоко вдавался в немецкий фронт. Французским командованием он расценивался как не важный и его гарнизон был значительно сокращён. Поэтому немцы без труда овладели им. Это событие было встречено во Франции с глубокой скорбью. Несмотря на стратегические приоритеты, форт являлся важным с патриотической и исторической точки зрения. Он побывал в руках немцев и был отвоёван. Гордость французов была восстановлена.

Форт открыт для посещения. Внутри — три этажа сырых прохладных помещений с тусклым светом, которые, кажется, практически не изменились с тех пор.

Коридор
Нары
Плита в комнате для приготовления пищи
Внушительной глубины колодец

Даже для начала 20 века жизнь в условиях такой сырости и темноты была огромным испытанием. При этом нужно было вести скоординированные боевые действия. Для этого на вершинах форта располагались артиллерийские орудия, приводившиеся в движения внушительными механизмами.

Механизм наведения орудия форта

Форт Во встретил нас примерно также, как немцев в 1916 — закрытыми дверьми и колючей проволокой. Нет, пройти и походить по его коридорам тоже можно, просто мы не успели до закрытия. В этом есть любопытное совпадение: в отличии от “распахнувшего двери” Дюамонта, этот форт сражался героически и до последнего, но всё-таки пал. Немецкое командование оценило доблесть солдат и отказалось принимать оружие коменданта павшего форта.

Форт Во

На обратном пути мы заехали на небольшое кладбище русских солдат, погибших в сражениях за Францию. Насколько скромно и непритязательно было захоронение!

Ни в одном из посещённых мест ни разу не приходило в голову, что Антанта и Франция-то вышли победителями. Нигде не было видно лозунгов. Зато было глубокое чувство скорби и желание остановиться, вспомнить, а затем пропустить современные события через призму этой трагедии начала века.

Все памятники верденского сражения создают только одно представление о войне — как о трагической ошибке, последствия которой дорого обошлись человечеству. На фоне этого попытки создания на осколках памяти второй, ещё более разрушительной войны, лицемерного культа победы, выглядят варварскими и чудовищными.

Убедиться в этом просто — побывайте в Вердене.

--

--