Learn hard or die, stupid

Victor Malyshev
5 min readJan 22, 2020

--

Это вторая статья из серии про разработчиков. Точнее про около IT или просто мои мысли по этому поводу. Первую часть можно найти тут. В этот раз я попробую развенчать миф о том, что в мире разработки людям “постоянно” нужно учиться. А точнее, постараюсь объяснить что же это значит. Добро пожаловать по кат.

Начать хотелось бы с истории. Во времена моего пьяного детства, как-то раз, мы с однокласниками обсуждали кем же кто хочет стать. Уже после того, как уже все хотелки вроде “стать футболистом” или “стать космонавтом” прошли как юношеские прыщи (или не прошли?!).

Ну так вот, не помню кто дёрнул меня за язык, но я чётко выпалил, что хочу стать программистом

Забавно, правда? Так вот, — все дружно рассмеялись и какое-то время обсуждали какое странное это желание и что я совсем выжил из ума)) А потом, на следующий день один из одноклассников сказал мне лично:

— Ты знаешь, это конечно ты молодец что хочешь им стать. Но зачем? Ты только подумай: там столько нового!!! Нужно будет учиться чему-то новому практически каждый день!

Тогда это меня серьёзно насторожило. Давайте попробуем разобраться — так ли это на самом деле?!

Прежде всего IT, да? Можем начать с него. В среднем по отрасли, и это только мои наблюдения, стоит учиться чему-то полностью новому где-то минимум 1 раз в 3 года. Откуда это предположение? Где я взял эти цифры? Можно сказать, что во мне говорит опыт. Для чего это делать? Очень просто? Что делают люди в IT, если грубо? Правильно, %username%, они продают свои мозги (а точнее скиллы). Сюда можно записать и опыт работы с той или иной технологией и опыт построения инфраструктуры, навыки работы с людьми, тестирование качества. Но если грубо, то это опыт. Ещё одна вещь благодаря которой “айттишники” ценятся — это умение решать задачи и находить лучшее решение проблем. И бизнес готов за это платить, и немаленькие суммы. Тогда логичным будет вопрос, а где же взять это всё: опыт и умение решать вопросы? Вот именно, что толком нигде.

Посмотрим на популярность IT в целом, сейчас только ленивый не ведёт какие-то дурацкие курсы для вайтишников. А почему это так популярно? Кроме денежной составляющей, это прежде всего опыт! Попробуй устроиться на работу когда ты junior)) Всем нужен хоть какой-то опыт. И к этому нужно прийти. Я имею в виду иметь реальный опыт, пусть даже на своих проектах. Поэтому бОльшая часть таких курсов для вайтишников проваливается — сыночки и дочки думают что такие курсы это как в универе: нужно отсидеться, пока родители платят, чтобы потом начать грести деньги лопатой))

Ну да ладно, я отвлёкся от нашей темы. Проблемы с опытом отнюдь не только у джуниоров. Как много людей я вижу которые засиделись на своих местах и наивно думают что они являются профессионалами в своём деле, но сами даже не могут пройти собеседование в соседнюю компанию. Чёрт возьми, да я и сам был таким. Знаете как это подкупает?

Ты работаешь в уютной компании, знаешь всех людей, технологии на проекте. Менеджер вчера назвал тебя сеньором чтобы потешить твоё самолюбие)) Salary up каждый год и так далее

И вот ты думаешь, блин, жизнь удалась. И, возможно, это так, правда на какое-то время. Все проекты заканчиваются, компании разваливаются и всем нам приходится заново искать работу. Как по мне, это лучшее что есть в IT (но об этом в конце). И как же бьёт по твоему самолюбию осознание, что менеджер просто хотел тебя удержать, такие деньги с твоими знаниями тебе не дадут нигде, а твой проект был просто legaсy (а люди на самом деле занимаются более интересными вещами). Что ж, если у кого-нибудь, было такое чувство, не отчаивайтесь. Это случается практически со всеми.

Оглядывась назад, я думаю, а что бы я мог сделать, чтобы этого не произошло? Ответ простой: не смотря на проект и заказчика, мне нужно было оттачивать свои скиллы и заниматься самообразованием. Отлично когда проект позволяет эти скиллы использовать (ты же технический специалист, ты должен продать это на проекте!). А если нет, то можно заниматься своими проектами. Хорошо бы ходить изредка на собеседования, чтобы понимать что там люди делают и что важно на рынке. Понимаю, что тут есть фактор своего рода предательства. Вроде как предаёшь свою компанию и команду, заглядывась на других. Я и сам страдаю таким до сих пор. Это не так, с этим надо в себе бороться, чтобы не оказаться каким-нибудь очкастым разработчиком в подвале компании Люксофт через 10 лет)) А бывает и такое.

Это наводит меня на мысль про наших родителей. Я не хочу говорить про кого-то конкретно, но если взять практически любого абстрактного родителя. Мы не будем от него наследоваться и вот почему: наши родители склонны поставить крест на своей карьере, терпеть унижения и сверхурочные на работе, постоянно жаловаться на это, НО, что самое забавное, не делить абсолютно ничего по этому поводу. В смысле, для них потерять работу равноценно измене Родине)) Ну или чем их ещё пугали в детстве. А ещё просто потому, что они привыкли и перестали учиться. Я серьёзно: они перестали учиться. Не потому что они глупые или не могут. Всё они могут! Просто не развили такую привычку. А когда ты уже в годах, для любых перемен в жизни нужно мужество и умение рисковать. Понимаете к чему я клоню? Не хочется стать заложником своей работы, на которой к примеру начальник будет самодур, проект старьё, интересных задач нет и тд. Я представляю это в страшном сне. И вся эта история про дорогу молодым и молодые реально умнее — полная чушь. Я видел разработчиков или мастеров на заводах, которые стоили 10–20 обычных зелёных новичков. Просто кто-то развивается, а кто-то придумывает отмазки.

Но что я только про IT. Можно взглянуть на другие сферы. Практически все они похожи, просто со своими особенностями. К примеру взять энергетику. То, что я вижу прямо сейчас, это небольшой спад в теплоэнергетике. Уверен, он временный, но дело не в этом. Кто-то может говорить, что начальник козёл, а кто-то возьмёт и выучить новую профессию (может не такую кардинально отличающуюся, к примеру солнечная энергетика). Понимаете разницу? А про продажи или мАркетинг я вообще молчу, там всё меняется по дуновению ветра. Юристы, менеджеры любого уровня, инженеры, ребята из логистики. Практически во всех сферах для развития нужно заниматься самообразованием. Либо сидеть тихо в каком-нибудь подвальчике и тихо надеяться, что начальник заметит твои достижения (а не завалит в выходные чужой работой, ага).

Ко всему выше сказанному… Какие выводы напрашиваются? Учиться это выбор каждого человека, в любой момент его жизни. Самообразование не зависит от возраста и может быть использовано практически любым человеком. Это такой же выбор на каждый день, как выбор между телевизором и прогулкой или между алкоголем и книгой вечером. Всё приносит свои плоды со временем и история полна примерами про это. Обучение чему-либо полезно для любого человека, ведь не даёт мозгу зачерстветь со временем. И это открывает между вами новые горизонты и делает независимыми от вашего текущего положения дел (будь то дурацкая работа или начальник-идиот). В конце концов, это делает вас прекрасным собеседником, во всех смыслах. Поэтому стоит так же смотреть по сторонам и развираться в новых сферах или просто быть любопытным.

Что же насчёт меня? Конечно я не свернул с намеченного пути. Хотя несколько раз терял его и останавливался. Я ни грамма не жалею, что стал программистом! Мало того, я очень люблю учиться и использовать полученные знания на практике. Я бы делал это в независимости от того, сколько за это платят (хотя щедрые вознаграждения это приятный бонус!). Жизнь — это выбор, и я конечно не хочу превратиться в брежчащего ядом старика, который ворчит на свою работу)) Пойду наверное прочитаю какую-то книгу или пройду курс))

Не дай себе засохнуть, как было когда-то в рекламе!

Ну и бонусом маленькое видео о том, что каждый может учиться. Не обязательно кодить (хотя я бы всем советовал хотя бы понять как это):

Everybody can learn to code

--

--