Religiomir
5 min readNov 14, 2019

Павловка. Центр толстовства

Павловка (укр. Павлівка) — село находящееся в Белопольском районе, Сумской области, Украина.

Село основано во второй половине XVII века. В ХІХ веке село Павловка было волостным центром Павловской волости Сумского уезда Харьковской губернии.

Павловка, в прошлом, известный центр толстовского движения. Толстовство распространилось в селе благодаря князю Дмитрию Хилкову, другу и долгое время соратнику писателя Л.Н. Толстого.

Подробнее об этом https://medium.com/@religiomir/%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C-%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D1%85%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86-%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80-73d2d52c03e2

В селе так же был распространен штундизм и малёванское движение.

Упоминания о Павловке в исторической литературе.

«Согласно Бонч-Бруевичу, первой попыткой объединения сектантских масс стала деятельность хлыстовского лидера Кондратия Малеванного. Несмотря на его “огромный талант”, властям удалось затушить поднятый им “народный пожар”, с грустью сообщает Бонч-Бруевич. История Малеванного была хорошо известна. Он сидел в сумасшедшем доме, когда в селе Павловки Харьковской губернии произошли беспорядки, которые связывались с его именем. 16 сентября 1901 толпа , двигаясь с криками “Правда идет! Христос воскрес!” пыталась устроить беспорядки в местной православной церкви, но скоро была рассеяна полицией и прихожанами. Под суд пошло 68 человек, из них 20 женщин; участники были немолоды. Бонч-Бруевич писал о лидере событий Моисее Тодосиенко как о “типичном — но не из крупных — хлыстовском агитаторе”; но по его следам скоро появится “движение сильное, активное, которое никакими урядниками и судами не остановишь”. Тодосиенко был последователем Кондратия Малеванного. Остальных суд идентифицировал как штундистов. В Павловках и окружающих деревнях давно также жили толстовцы. Тут находилось бывшее поместье князя Дмитрия Хилкова, который в 1886 раздал земли крестьянам и потом пропагандировал среди них толстовское учение. Получалось, что протестанты-штундисты и часть толстовцев последовали призывам «хлыста» (последователя Малеванного), а крестьяне, считавшиеся толстовцами, приняли участие в насильственных действиях. Эта история еще раз показала недостоверность миссионерских классификаций, правительственной статистики и вообще всего понятийного аппарата, существовавшего в области сектантства. По-своему Бонч-Бруевич был прав: столь зыбкий материал допускал самые радикальные интерпретации».

«Толстовцы, как отдельная секта, гнездятся по-прежнему преимущественно в Сумском уезде, именно в селах: Павловках, Речках, Вирах, Ястребенном, Юнаковке и гор. Белополье (приход пр.-Ильинской ц.). Есть еще в г. Харькове несколько толстовцев, часть которых переселилась в 1905 г. в приходы сел Дудковки и Тарановки, Змиевского уезда. Всего можно насчитывать толстовцев более 135 человек об. п., из которых до 75 человек проживают в Павловках. Что касается некоторых идей толстовства, как например, взгляда на личность Иисуса Христа и социальных воззрений, то ими запечатлена почти вся штунда Волчанского уезда, благодаря, главным образом, пропаганде Бодянского, проживающего в хут. Гремячем.
По-видимому, толстовство, как религиозно-социальная секта, с каждым годом падает и будущности не имеет, не смотря на возобновившуюся пропаганду кн. Хилкова в Павловках. Впрочем, и самая пропаганда кн. Хилкова носит теперь печать смеси духоборчества с толстовством и уделяет преимущественное внимание социальным вопросам. Павловские толстовцы в данное время почти утратили всякий интерес к религиозным вопросам и также приковали свое внимание к вопросам желудка, сливаясь в решении их с коммунистами. В религии их интересует не метафизическая и не чисто-теистическая сторона ее, а, так сказать, прикладная, практическая, житейская, касающаяся распределения между людьми земных благ. Почему, когда заводишь речь на религиозные темы, Павловские толстовцы вялы, в ответах бездушны, нередко прямо заявляют: «со всем этим мы уже давно покончили». Но едва коснешься социальных вопросов, как те-же сектанты одушевляются и готовы беседовать сколько угодно. Сразу заметной становится больная струна их сердца.
Не смотря на неустойчивость мировоззрения Павловских сектантов, все же вкратце возможно представить его в таких чертах: Бог живет в природе и отдельно от природы не существует; природа – это весь мир, во всем его многообразии. Мир существует от века и нет ему ни начала, ни конца. Когда в Св. Писании говорится: «Бог есть Дух», то это значит, что Бог есть дыхание жизни и этим дыханием живет в мире все и само дыхание отдельно от мира не существует. Поклонение невидимому, но внутренне ощущаемому Богу, должно быть также невидимое, внутреннее, духовное. Отсюда у толстовцев отрицание всей религиозной видимости: храмов, икон, мощей и т. д., отрицание самого простого богослужебного культа. Отсюда у них отрицание рождения Иисуса Христа от Св. Духа и Девы Марии, потому что от духа рождается только дух, а плоть от плоти. Отсюда у них признание Иисуса Христа за простого человека, чрез Которого Бог только в большей степени проявил Себя в мире, чем до Христа. Учение Иисуса Христа сохранилось, по их мнению, в Новозаветном Писании, но только в поврежденном виде. Правильно изложенным надо признавать только доступное пониманию разума, а остальное должно отвергать, как вымысел, как вредную «мякину» в хлебе. К вымыслам в Писании принадлежат сказания о телесном воскресении Иисуса Христа, о воскресении мертвых, о загробной жизни. Жизнь – одна, говорил нам видный толстовец Ф. Стрыжак, и со смертьюдля человека кончается все. Эту земную жизнь люди должны проводить во взаимной любви. Самые проявления любви к людям у толстовцев исключительно материального свойства. Так и видно, что они, «начав духом, окончили плотью», погрязли душою и телом в «земноте».
На вопрос: как же люди должны пользоваться материальными благами, чтобы исполнить заповедь о взаимной любви? – толстовцы отвечают крайне спутанно, нередко противореча себе. С большею последовательностью и настойчивостью они проводят социально-коммунистические и отчасти социал-демократические воззрения. Вообще, как в религиозной, так и в социальной жизни Павловских толстовцев царит изрядный хаос. Нет у них твердых и устойчивых воззрений, отчего они и падки на всякие веяния, особенно если последние запечатлены резким порицанием наличного строя церковной и главное государственно-общественной жизни у нас. Конечно, такое настроение сектантов весьма опасное; оно снова может подарить Павловки какою-либо неожиданной уродливостью. Вопросы переселения в Канаду или Манчжурию почти не волнуют теперь павловцев – сектантов, хотя кн. Хилков исподволь и работает в этом направлении».

Источник: Харьковское сектантство к 1908-му году https://www.prlib.ru/item/460760

РелигиоМир. Религиоведение без границ