Книги. Февраль. BookChick

Юля Рябчик
5 min readMar 1, 2016

--

Февраль закончился внезапно. Ночью, начав читать новую книгу, я подумала, что надо дописать ее к имеющемуся списку, но фиг там — уже март! В свете прошлого поста становится понятно, что было мне в этом месяце не до книг. Так афигенно сильно не до книг, что прочла я аж две. Всего две книги. Зато какие! *ща будет очень много букв*

“Дом странных детей” Ренсом Риггз

Странная книга про странные вещи. Во-первых, она действительно про странных детей. Смотришь на обложку и на языке начинает вертеться слово “мистический”. Это такое умело скрывающееся фэнтези с претензией на художественный реализм. Рассказ ведется от лица мальчика Джейкоба, который очень любил деда и с упоением слушал его рассказы, воспринимая все за чистую монету. И в девочку с огнем на руках верил, и в невидимого мальчика, и в левитирующую девочку и так далее по списку. А потом мальчик вырос и пришло понимание, что все это выдумки, а сказками дедушка пытался скрасить свое воистину страшное детство поляка во Вторую мировую войну. И вот в один из не самых лучших дней дедушка умирает при странных обстоятельствах и начинаются приключения.

Судя по отзывам, текст нравится всем. В нем нет нагромождения деталей, отягощающих метафор, лишних персонажей, сложных предложений и уж точно никаких вставных уточняющих конструкций. За счет простоты языка текст читается очень легко и заходит даже тем, кто в принципе сто год книгу в руках не держал. На мой вкус, как ни старался автор вникнуть в описание внутреннего мира главного героя, у него получилось это не идеально. Спасибо мне за отличную фантазию, образ героя я продумала до мельчайших подробностей. Если интересно будет, расскажу лично вам. Но за счет того, что в первой части книги присутствует ТАЙНА, начало меня заинтриговало и первую половину я съела так же быстро, как мороженое тает в июле. А во второй половине текст для меня провалился. В середине имеется такой момент, где автор начинает все так подробно описывать, что кажется, будто таким образом он сам пытается разобраться. Встречаю такое не первый раз и очень не люблю. Потом снова появляется какой-то интригующий момент, а потом (спойлер!!!) нечесть на подводных лодках и я такая “серьезно?!” Короче, весь текст вверх-вниз, как на эмоциональных американских горках.

Тем не менее, книгу я все же советую прочесть. Если вам хочется приключений и вымысла, если хочется неожиданных поворотов сюжета (потому что в один момент вы вслух скажете “чее?”), если вы ищите что-то легкое, что вернет вам вкус к чтению, и если вы любите все из серии “секретные материалы — пришельцы среди нас”, то читать прям щас. Рекомендую раскошелиться на 60 грн и купить бумажную версию книги (или, если мы хорошо знакомы, можно попробовать попросить у меня). У нее прикольное оформление в оранжевых тонах. Да и фотографии стоят того, чтобы их поразглядывать, потому что автор утверждает, что они настоящие. Бу! Так оно или нет, вопрос второй, но тучи вокруг книги собрали прям грозовые.

Книга впечатлила аудиторию настолько, что по ней даже сняли фильм. Премьера состоится 3 марта, то есть буквально завтра. Производством занимался Тим Бертон и вот вам трейлер. Фотографии детей использованы именно те, что были в книге, но не все. Скажу честно — я че-т не впечатлилась постановкой кадра и это больше похоже на театральную постановку, чем на кино. Думаю, это сделано для максимального приближения к атмосфере книги, но мне пока никак.

“Оливия Киттеридж” Элизабет Страут

Честно скажу, когда начинала читать, подумала, что это имя автора. Не люблю, когда книгу называют именем человека без лишних объяснений, кто он, что он и что собственно собирается делать. Так вот в этой книге не зря объяснения нет — главный герой будет просто жить. Оливия Киттеридж (на удивление запомнила с первого раза) — это просто женщина средних лет в начале повести, учительница математики, строгая мать, женщина, которая любит не своего мужа. Вся книга — это история 25 лет ее жизни, которая рассказана не всегда со стороны самой Оливии. Автор выхватывает определенные истории из жизни людей городка, вплетая в канву историю об Оливии, раскрывая при этом эпоху, нравы и атмосферу городка. Сюжет описать можно просто — о женщине, ее муже, ее ребенке, их странных семейных отношениях и о том, какой видели женщину другие. Но книга правда намного глубже. Она о душе.

Книга затягивает, но не с первых строк. Неспешная. Автор с упоением предавалась описаниям то природы, то воспоминаний, то обстановки дома, то нервных судорожных мыслей героя. Здесь с лихвой текста и размышлений обо всем — о старости, о женской участи, о материнстве, о такой разной любви, о вечном хорошо и плохо, очень много человеческой боли и переживаний. Будто автор взяла и вывернула наизнанку человека и вся его душонка, дурные привычки и положительные стороны открываются перед читателем в порядке строгой очередности. За счет не самой обычной структуры повествования образ героя раскрывается со всех сторон. Мне кажется, ее стоит рекомендовать к прочтению тем, кто хочет понять женскую природу, наравне с книгой “Часы” Майкла Каннингема. Прям как учебник “Как понять женщину”. Оливия от 40 и старше на протяжении истории, но у меня периодически мелькало в голове “я делаю/думаю так же”.

На LiveLib о книге написано “великолепный язык, колоритные типажи, неослабевающее психологическое напряжение”, но мне кажется, что это слишком пафосно звучит. Вся книга напоминает разговор по душам на кухне под урчание холодильника. Очень длинный разговор, после которого становится легче.

О том, что мне книга понравилась, я поняла спустя двое суток. Не могла взять в руки ни один другой текст. Стойкое ощущение, что ты влез в шкуру чужого человека, остается надолго. Если находитесь в состоянии душевного авитаминоза, будете лить слезы и приговаривать, что вы Оливию понимаете.

Думаю, когда мне будет за 60, я буду именно такой.

По этой книге снят сериал. Посмотреть можно хоть сейчас (я еще не добралась), но на Википедии написано, что он даже взял 8 премий Эмми, что бы это не значило. Добавлю, что на fs нашлось аж только две серии, при этом первая и третья, а по трейлеру у меня сложилось впечатление, что сценарий знатно искажает настроение первоисточника. Если вы думаете, что текст светлый и хочет даровать вам надежду — нифига. Он очень настоящий. А образ, который подтягивается во время прочтения, это Скайлер Уайт, жена Хайзенберга из Breaking Bad. Даже внешне подходит. Короче, читайте, потому что книга получила Пулитцеровскую премию и она действительно очень-очень сильная.

P.S. И вот сейчас выяснилось, что я за два месяца прочла месячную норму. То есть, чтобы догнать собственный план, в марте мне надо прочесть аж 20 книг? Обидно обламываться в самом начале :(

--

--

Юля Рябчик

Писатель в 4 блокнота. Книжная познавательно-развлекательная рассылка 🐣 t.me/bookchick