О доверии и недоверии в эмигрантской жизни

Smart Paraguay
8 min readSep 3, 2023

--

В наших тематических эмигрантских чатах между эмигрантами постоянно происходят “холивары” на тему того, можно или нет доверять своим и местным, когда речь идет о заработке или трате денег. Типичные невежественные “совки”, то есть люди старше 45 лет, без нормального образования, с развитой крестьянской смекалкой и богатым жизненным опытом, которые “давно тут сидят” в один голос кричат, что никому доверять нельзя, вокруг одни лжецы и мошенники, которые только ждут, чтобы обнести очарованного нормальной жизнью очередного лоха-эмигранта. И в доказательство приводят свой жизненный опыт, из которого становится ясно только то, что конкретно этих людей обманывали и обкрадывали столько раз в жизни, что вообще не понятно, на что они сейчас живут.

На днях я даже лично с представителем такой жизненной позиции немного повзаимодействовал. Что мне сразу бросилось в глаза. Любые предложения, которые поступали от меня, моментально им обесценивались. “Так Николай вообще свою жопу-то от стула оторвет чтобы поработать?”, “Да этот парагваец, которого дал Николай, вообще ничего не понимает! Он с ним в магазине небось познакомился! Так я сам такого хоть сейчас найду!”, “Куда ехать то твой человек хоть знает?” и тому подобное. Но когда все “мои” парагвайцы сделали все, что нужно, точно и без лишних проблем — этот “совок” даже не признал то, что был не прав в их отношении. Сам “совок” свою часть работы выполнил просто безукоризненно. Но чтобы признать, что точно также могут работать парагвайцы — на это у него, похоже, просто не хватило сил. Он слишком устал и торопился домой.

Другой случай, это когда дама “явсегдаговорютолькоправду” непрерывно кричит в наших чатах “волки! волки!” о том, как опасно жить в Парагвае и что тут все белые эмигранты, это только “пыль под ногами майора” и “корм для местных” и поэтому нельзя с ними работать, потому что они всегда обманут. Любой положительный отзыв о взаимодействии с местными, она также как и персонаж выше всегда обесценивает псевдо-объективной критикой, а эмигрантов, кто этим опытом делится, сразу записывает в идиоты. На мой взгляд, объединяет этих людей, что мужчину “совка”, что женщину “совка” только одно, —их возраст (обоим за 50). Иначе говоря, они оба, как личности, сформировались в позднем СССР и сейчас уже не способны воспринимать действительность никак иначе, кроме через призму тотального недоверия к людям (см. мою предыдущую проповедь).

Оба этих человека, как я понимаю, реальные трудяги, которые сделали свою жизнь сами, без чьей либо помощи. И это прекрасно! Но распространять свой жизненный опыт, как-будто это математическая аксиома, на все жизненные ситуации в эмиграции, призывая других эмигрантов жить также как и они - в интеллектуальной тьме перманентного недоверия к людям и непрерывной подозрительности ко всему, что происходит вокруг них, это на мой взгляд, неправильно. Невежество порождает невежество. И “благими помыслами выстлана дорога в ад сомнений”.

Что, надо теперь всем подряд доверять, спросите вы. Что, разве они не правы? Ведь всегда “лучше перебздеть — чем недобздеть”. Особенно, когда живешь в стране третьего мира среди бедных людей, у которых никогда не будет столько денег, сколько есть у эмигранта. Я не говорю про то, что надо доверять всем. Конечно, всем нам известны ситуации, когда доверчивый эмигрант остается без денег на ровном месте, когда, казалось-бы, этого не должно было с ним произойти. Прям на днях, я стал свидетелем такой ситуации, когда из-за того, что эмигрант доверился русскоговорящей помогале, помогала убедила его в том, что он может доверится аргентинцу, аргентинец убедил его в том, что он может доверится другому аргентинцу и т.д., человек в итоге потратил что-то около 10 тысяч долларов, чтобы разрешить ситуацию, в которой он оказался. И половина из этих денег у него украли те, кому он доверился. Да, так бывает. Постоянно. Но и тотальное недоверие и подозрительность и безграничное доверие первому встречному — это два крайних полюса максимально искаженного восприятия действительности, которые понижают качество жизни человека. В первом случае, жизнь превращается в непрерывный поиск врагов и потенциальных воров вокруг и человек становится неспособен радоваться достижениям других людей (что и показывает мне опыт общения с “совками”-трудягами), а во втором случае, человек очень быстро остается стоять в недоумении без денег и материальных ресурсов, которые еще “час назад” были его собственностью.

Есть ли некий “срединный путь”, позволяющий проходить сквозь сложные жизненные ситуации не только без потерь, а наоборот, с “профитом” для всех “путников”? Да, есть. К сожалению, этот путь ограничен жесткими социальными барьерами. Иначе говоря, чтобы научиться жить с доверием к миру, нужно, в первую очередь, научиться выбирать тех людей, которым можно доверять. И вот здесь у 99,9999% людей возникают непреодолимое препятствие. Большинство людей не в состоянии понять, как правильно выбирать людей, к которым можно обращаться за помощью и которым можно оказывать помощь, так, чтобы последствия оказываемой или полученной помощи были положительными для всех сторон.

Какой методологией пользуюсь лично я. Во-первых, я не прошу помощи для себя у бедных и необразованных людей. Я считаю, что бедность — это реальная болезнь души, главной чертой которой является полное отсутствие чувства собственного достоинства, а на его месте, как раковая опухоль, у бедного человека всю жизнь растет неадекватное чувство собственной значимости. Чем беднее человек, тем ярче виден его главный жизненный принцип — бедному все должны, по причине того, что он бедный. И, на мой взгляд, это состояние и есть психическая болезнь. А больной человек всегда будет завидовать здоровому и делать все, чтобы здоровый “заболел”, так как “вместе болеть всегда легче”. Другими словами, сколько бы я не просил помощи у бедных людей, я всегда остаюсь виноватым в том, что я им “не доплатил”, “работа была слишком тяжелой за такие деньги”, “если бы я знал заранее, я никогда не согласился за такие деньги”. Вот стандартные фразы, которые я слышу от бедных людей. Бедные люди всегда ждут “халявы”, то есть то, что “богатые евреи вынесут в субботу молоко (“халав” на иврите) и оставят его под забором, чтобы бедняки могли просто так себе это молоко забрать”. Бедные люди неспособны отказаться от работы, потому что им всегда нужны деньги и богатые люди этим пользуются, часто предлагая работу, которая должна стоить 100 долларов за 10 долларов, таким образом постоянно унижая бедных и растаптывая их достоинство. Я, конечно же, против подобных отношений между богатыми и бедными. Но это естественная модель отношений и изменить ее в глобальном плане нельзя. Но локально, частным образом, можно. Для этого нужно прекратить контактировать с бедными людьми. Если у человека отсутствует чувство собственного достоинства, то есть человек неспособен контролировать свое поведение, когда дело касается наживы или заработка — нет смысла с такими людьми общаться, даже если это кажется выгодным. Тоже самое касается и общения с теми, у кого есть деньги, но кто в душе остается таким же зараженным болезнью бедности халявщиком, как и типичные бедные люди. Когда обеспеченный человек начинает гнаться за копеечной выгодой и с этой целью всячески обесценивает труд и унижает личность бедного человека, к которому он обращается за помощью, он, на самом деле, ничем от потерявшего свое достоинство бедного уже не отличается, потому что в погоне за сиюминутной выгодой он сам теряет собственное достоинство.

Короче говоря, мой главный жизненный принцип - “бедность — это зло!” И нельзя помогать злу становиться сильнее! В своем кругу общения зло нужно искоренять, то есть не допускать в свой круг общения людей, у которых нет достоинства и которые не могут жить как свободные люди из-за непрерывной зависимости от нужды.

Второй уровень отбора — это наличие образования. Для необразованных людей этот отбор кажется неприемлемым. Главное ведь, чтобы человек был хороший, при чем здесь образование? — говорят те, кто не смог получить образование. Мой ответ для них такой — образование “при том”, что оно дает надежду на то, что образованный человек способен к сложной интеллектуальной деятельности и к умению абстрагироваться от своего жизненного опыта. Только умение абстрагироваться от своего жизненного опыта и своих эмоциональных переживаний дает возможность по-настоящему увидеть то, что все люди разные, жизненный опыт одних людей не применим ко всем людям и что в этом мире место есть совершенно для всех, как хороших так и плохих людей. А главное что дает умение абстрактно мыслить, это знание о том, что “я не центр вселенной, вокруг которого всё вертится, и которому все должны, а “я” лишь песчинка среди неисчислимого числа таких же эгоистов вокруг”. Невежественные люди неспособны этот факт нашей реальности даже понять! Более того. Когда человек научен размышлять на уровне абстрактного мышления, тогда он становится способен к результативному анализу, синтезу и прогнозированию. А если человек не умеет абстрактно мыслить, то он и не в состоянии простроить образ своего будущего. Такой человек всегда будет жить как обычный говорящий примат, сконцентрированный на поиске подножного корма и получении сиюминутных удовольствий. Конечно, я говорю о качественном образовании, а не о “купленном” дипломе. Я также знаю несколько самородков, которые без “дипломов” дадут фору любому образованному “прохфэссору”, в части умения абстрактно мыслить. Но, во-первых, таких людей реально единицы, то есть они по определению уникальны, и во-вторых, они потратили реально десятилетия на то, чтобы освоить в своем темпе то, что в нормальной университетской программе студенты осваивают за 5 лет.

Итак, как в моем случае происходит выбор людей, которым я доверяю. Если речь идет о местных. Что в Камбодже, что в Черногории, что в Парагвае, мне всегда во всех сложных ситуациях помогали только местные люди, с которыми я был уже хорошо знаком. Где я их находил? Только среди собственников своих бизнесов и творческих публичных людей. Никогда среди местных политиков и чиновников. От местных политиков и бюрократов всегда нужно держаться как можно дальше, если не хочешь в итоге остаться без штанов, имея при этом проблемы с законом. Как получить доступ к обеспеченным предпринимателям и творческой элите? Нужно уметь быть им в первую очередь интересным и, во вторую очередь, они должны понимать, что общение с тобой для них не будет пустой тратой времени. Короче говоря, нормальные обеспеченные местные не терпят болтовни и сплетен в присутствии эмигрантов. Если вы хотите окружить себя достойными местными людьми, которые всегда будут рады вам помочь, никогда не празднословьте в присутствии этих людей на их языке. Вот и весь рецепт. Поболтать и посплетничать у них и без вас есть с кем. Вы эмигрант. Вы всегда зависимы от местных. И адекватные местные прекрасно об этом осведомлены. А когда вы переходите на панибратский уровень общения, для большинства из них это значит только то, что вы хам, потерявший берега и не знаете своего места в их социальной иерархии. Естественно, наказание за такое поведение будет очень быстрым — вас оставят без денег. Ибо в эмиграции закон общения эмигрантов первого поколения с местными один — “каждый сверчок знай свой шесток”. Если вы профессионал в своем деле — в нем и проявляйте себя, и не надо показывать местным через ложное панибратство, что они должны вас принимать, как будто вы с ними в одной школе и институте учились.

Если речь идет об эмигрантах. Бедным, постоянно ждущим халявы и необразованным эмигрантам, неспособным за несколько лет даже язык страны эмиграции выучить, я говорю сразу “до свидания”. Трудягам, которые своим трудом зарабатывают на жизнь, я по определению доверяю, потому что их труд — лучшее доказательство их адекватности, даже если эти люди мне неприятны по своим личным качествам. Я знаю, что я неприятен, как человек, девятерым из десяти, кто меня знает лично, но это не мешает мне нормально взаимодействовать с этими людьми, когда речь идет о достижении результата. Личные симпатии в эмиграции не должны служить критерием доверия или недоверия между эмигрантами. Только реальные дела должны являться критерием доверия. Обижаюсь ли я на людей, которым я доверял, до тех пор пока они не доказали обратного? Нет, не обижаюсь. “Всяк человек ложь”. Особенно, когда дело касается “халявы”. Особенно когда речь идет о невежественных “совках” и их потомстве. Я считаю, что людям, которых я принял в свой круг общения, всегда нужно давать один шанс на совместную деятельность. И если эта деятельность принесла убытки, списать их на обучение тому, что с этим человеком больше нельзя иметь никаких дел и спокойно жить дальше. А если деятельность принесла профит, постепенно поднимать уровень доверия, помня о том, что есть предел, дальше которого доверие превращается в глупую веру и что эту границу должны пересекать только два человека в вашей жизни — ваша мама и муж/жена. Даже не дети. Детям, естественно, веры нет, но в детей нужно верить и доверять их выбору жизненной траектории!

Вот на основе таких жизненных принципов я и живу. Надеюсь, что-то из того, что я сегодня описал, будет вам полезно и поможет в дальнейшем избежать ошибок при взаимодействии с людьми при решении сложных ситуаций в эмиграции.

Как всегда, жду ваши комментарии и, по возможности, аргументированную критику.

--

--