Путевые заметки. Северная Корея. День второй.

Stepan Drapak
7 min readAug 17, 2019

--

Дворец солнца

День начался с посещения Дворца Солнца. Мавзолей, который не мавзолей. Про это, конечно, нужно написать подробно.

Дворец солнца. Основное здание

Дворец солнца — это место, где сейчас находится то, что осталось от корейских вождей. Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. Что-то типа нашего мавзолея, но мавзолею, конечно, до такого очень далеко. Гиды несколько раз подчеркивали, что это не мавзолей, поскольку для них их лидеры живы. А само помещение, где лежит Ким Ир Сен — место где раньше был его кабинет. На самом деле, это все больше напоминает не мавзолей, а храм. И выглядит это все достаточно крипово. На входе очень жесткий обыск. У них в аэропорту не так досматривают, как здесь. Один сингапурец взял с собой немного бумажных денег, которые немного выпирали из карманов. В одном из залов его остановила охрана. Ничего не сделали, но попросили показать что там у него. Фотографировать внутри нельзя. Дальше до блеска вычищенные помещения в советском стиле. Куча народу, и северокорейцы, и туристы. И вот знаете, помните, мы все немного скептически смотрели на то, как на записях с похорон Ким Чен Ира люди, плача падали на землю и бились в истерике. Так вот, посетив это место, я вполне допускаю, что это был не отыгрышь. Многие северокорейцы действительно ходят по этому зданию в слезах и, честно говоря, очень не похоже, что они делают это наиграно. Понятно, что так делают далеко не все, но такие люди есть. Девушки в национальных костюмах с надрывом что-то рассказывают на корейском, корейцы их внимательно слушают с грустными глазами. В целом в комплексе очень много помещений. Разумеется, просто походить по нему никому не разрешают. Есть строгая последовательность и все ей следуют. Сначала вас очень долго везут по траволаторам просто так, потом новый траволатор и вокруг фотографии, на которых изображается жизнь вождей. Например, там есть фото посещения всяких заводов, общения с иностранными лидерами, в том числе и с Путиным. Потом еще несколько залов и, наконец, вы добираетесь к залу с телом. С этого момента начинается серия залов, посвященных конкретному вождю. Начинается с Ким Ир Сена. Еще один досмотор, а потом нужно отстоять очередь к телу. Просто так посмотреть на тело разумется нельзя. Вы должны три раза поклониться ему с каждой стороны. Меня заранее спрашивали, готов ли я следовать всем нормам. Если бы я не согласился, посещение дворца солнца пришлось бы пропустить. Потом вас ждут залы с наградами вождей. У Ким Ир Сена чуть больше 400 у Ким Чен Ира около 450. Вообще, сам факт наличия такого числа наград у лидера страны — это нормально. Другое дело, что большая часть из них не особо интересные и не очень понятно зачем выставлять их напоказ. Существенная часть — это награды от компартий со всего мира. Я внимательно посмотрел на стенд с русскими наградами (те, что Ким Чен Ира, в эти годы я могу хоть что-то понимать). Ну, что сказать, он академик каких-то академий. Правда, академий я таких в жизни не слышал. Одна из них вроде называлась “Академия меценатства”. Что-то такое. Причем тут Ким Чен Ир… понятия не имею. Дальше показываются машины, корабли и вагоны лидера в первозданном виде. А также его маршруты. А потом все начинается заново для Ким Чен Ира.

Митинги

Потом немного достопремичательностей. И при посещение их как раз случилось пару кеков. С гидом-девушкой у нас состоялся примерно такой разговор:

Д: На этой площади у нас проходят митинги и шествия

Я: Митинги за что/против чего?

Д: Просто праздники

Я: Но на митингах люди обычно выступают за что-то или против чего-то
(Я тут прекрасно понимал, что она просто слово неправильно подобрала, но кек не в этом)

Д: Нет, у нас это просто по праздникам

Я: А, ну хорошо. Но тогда это наверно демонстрации. Потому что у нас митинг обычно подразумевает, что кто-то пытается выразить свою точку зрения. Например, несогласие с политикой власти по какому-то вопросу

Д: Ну, у нас такого не бывает

Я: То есть всех все всегда устраивает? Всем все нравится?
Д: Да

Собственно вы можете спросить, а чего ты ждал? Да не знаю на самом деле. Ждал, наверно, хоть какой-то реакции, что она скажет, что, конечно, есть люди, которые сомневаются, но со всеми рано или поздно находят взаимопонимание и так далее. Ну что-то вроде того, что делают у нас, когда пытаются создать иллюзию наличия оппозиции во власти.

Идеи Чучхе

Монумент идеям чучхе

Второй кек произошел опять с девушкой. Далее с ее слов, но я немного сокращал, поскольку писать было неудобно. Но, безусловно, весь смысл я сохранил. Она рассказывала мне кратко идеи чучхе — это государственная идеология в КНДР.

«Хозяином революции и ее строителем являются народные массы. Они выступают движущей силой революции и ее строительства.

Иными словами, эти идеи означают что ты сам хозяин своей судьбы и что в тебе есть силы для решеня своей судьбы. Человек хозяин всего. Он решает все».

Сказать, что я со второй части выпал в осадок — это ничего не сказать. Если кто-то из моих друзей/близких знакомых читает это, вы, наверно, уже представляете мой бугурт. А также вы представляете выражение моего лица, когда я это услышал. Улыбка, скрывающая одновременно тысячу эмоций, в основном негативных. Мою мимику русские-то не всегда разбирают, а корейцы тем более, поэтому девушка спросила, почему я смеюсь? А что мне тут было ей ответить?

Ну, а теперь немного про саму формулировку идей Чучхе. Обычно идеологии, да даже религии, занимаются тем, что просто ставят одни ценности выше других. Например, нацисты ставили интересы своей нации выше всего, классические коммунисты ставят интересы общества выше интересов отдельных индивидов, православие ставит выше всего ставит веру в бога, любовь к ближнему и так далее. Но здесь ребята пошли дальше. Они не просто поставили одни ценности выше других. Они взяли именно то, что они так усердно забирают у людей, именно то, чего у северокорейцев, наверно, меньше, чем у кого бы то ни было в мире, и поставили во главу. “Человек хозяин судьбы. Он решает все”. Ну давайте посмотрим, как свободно человек может решать все и быть хозяином судьбы.

1. Выбрать место работы ты не можешь. После вуза тебя распределяют, и ты работаешь минимум 3 года. Потом, есть шанс перейти на другую работу, но далеко не факт, что это одобрят. Самому просто уйти нельзя.

2. Просто взять и поехать отдыхать ты тоже не можешь. Только по путевке с согласованием в пределах страны. Поехать за границу, кроме как в коммандировку — это вообще что-то запредельное.

3. Про искусство, музыку, литературу в третьей части, но спойлер- выбор что творить и что слушать/читать очень сильно ограничен.

4. Выбирать место, где жить ты тоже не можешь. 50% населения живет в деревне. Сменить место жительство просто так нельзя.

5. Про выборы правительства и влияние на политическую жизнь я думаю и говорить не стоит, точно так же как про идеологию

6. Ты даже не можешь выбрать с сумкой или рюкзаком тебе ходить в университет. Да, в университет, даже не в школу. То есть человеку даже к 24-м годам не дают самому сделать выбор, брать сумку или рюкзак, потому что сумка может повредить осанке.

Этот список можно продолжать еще очень долго.

Еще забавный факт, пока не забыл. Вот ту формулировку идей чучхе они повторяют как скороговорку. Не думаю, что они вообще пытаются даже вникнуть в суть, особенно второй части. А уж тем более перехода от первой части ко второй. Вот, честное слово, я не понимаю почему между этими частями стоит “иными словами”. Как второе можно вывести из первого? Я уезжал из Кореи с твердым желанием изучить какой-нибудь фундаментальный труд Ким Ир Сена и хотя бы постараться разобраться. Но знаете что я обнаружил, когда начал искать? Никакого фундаментального труда нет. Идеи чучхе принято воспринимать как совокупность всего того что великие вожди писали в процессе своей жизни. Честно говоря, у меня сложилось впечатление, что идеи чучхе говорят ровно то, что данный конкретный момент нужно руководству КНДР. Нужно больше независимости — опора на собственные силы, нужно оправдать революцию — революция принадлежит народу. И так далее.

Шоу страна народов

Вечером было шоу. Шоу реально очень интересное. Одна из главных фишек — это экран из людей на заднем плане. Это школьники, у которых есть набор табличек, которые они открывают в нужный момент времени и таким образом формируют различные изображения. Иногда их используют также как проектор. Выглядит достаточно эпично. Проходит все на самом большом стадионе в мире (по крайней мере они так заявляли).

Страна народов

Выступают все подряд. Танцоры (в основном народные танцы), акробаты, эквилибристы, брутальные военные, которые разбивают кирпичи друг на друге, йоги. Тематика в основном патриотическая. Про войну, про объединение с югом, про развитие промышленности и науки, ну и так далее. В конце сначала играет европейская музыка и все танцуют вальс. Я не запомнил конкретно, что за композиция, к сожалению. Потом начинает играть Катюша с нашими военно-традиционным танцами, сложно даже сказать, что это было, а потом китайская народная музыка и танцы. Китайцы были в восторге. И вроде как посыл такой, что давайте все жить дружно (кроме американцев, конечно).

Продолжение, день третий.

--

--