Путевые заметки. Северная Корея. День третий.

Stepan Drapak
7 min readAug 18, 2019

--

Демилитаризованная зона

Третий день начался с поездки в демилитаризированную зону, в город Кэсон. Это примерно 150км от Пхеньяна. По названию, наверно, и так понятно, что это зона на границе Севера и Юга, в которой периодически проходят переговоры и в которой запрещено носить автоматическое оружие. В дороге мы долго разговаривали с женщиной-гидом про все подряд, но в основном про международную политику. Естественно, обсуждали то, что американцы постоянно вмешиваются в чужие дела и мешают всем жить. Ну в целом, здравое зерно тут, конечно, есть, хотя и не так все просто, как им кажется.

В самой демилитаризированной зоне нас сначала, разумеется, повели в магазин сувениров (на самом деле он есть почти в каждой достопримечательности, просто я обычно это пропускаю).

Плакат из сувенирного магазина Демилитаризованной зоны.

После ожидания к нам вышел солдат, дал краткий ликбез по зоне, и мы прошли в автобус, чтобы проехать в саму зону. Солдат поехал в нашем микроавтобусе, и пока мы ехали очень обрадовался, когда узнал, что я русский и имею отношение к программированию. Мы с ним немного поговорили, он спрашивал уезжают ли наши математики заграницу, грешил на какого-то Сороса, американского бизнесмена, который скупает все наши мозги (я, честно говоря, понятия не имею, кто это. Вроде фамилию слышал, но не более). В самой зоне нам сначала показали помещение, где велись переговоры после корейской войны.

Они много раз подчеркивали, что подлые американцы выставили флаг ООН, чтобы не позорить свой. Он разумеется выставлен там, как и флаг КНДР. Когда солдат закончил, девушка-гид даже спросила меня, почему я не фотографирую флаг ООН?

Тот самый флаг ООН
Помещение, где проходили переговоры после Корейской войны, наполненное китайскими туристами.

На самом деле у меня есть целая серия фотографий, который я сделал после того как мне намекали, что неплохо бы тут сфотографировать. Есть даже одно фото еды. Потом показали непосредственно пограничную линию. Прямо на ней располагаются 7 домиков. Насколько я понял, 4 северных и 3 южных.

Домики на границе
Фотография из здания на границе. Уж больно мне мужичек по центру понравился

Кэсон

Сам Кэсон — это провинциальный город в КНДР. Население около 600 тысяч (со слов гида, хотя в википедии написано 300 на 2008 год). Тут почти нет транспорта, все ездят на велосипедах. У многих на велосипедах есть электромоторчики. Это очень популярное средство передвижения в кореи. На домах можно часто встретить солнечные батареи. Гид подчеркивала, что они местного производства. Сами дома в основном небольшие, либо частные либо трех-пяти этажные.

Дома с солнечными батареями в Кэсоне
Кэсон

Мне весь город напомнил одну большую ярославскую окраину. Когда-то этот город был столицей древнего государство Корё. Про это очень любят вспоминать, как и про то, что в городе аж 8 памятников ЮНЕСКО. Ну судя по этому это не совсем так. Ну то есть там примерно как в Ярославле, где весь центр входит в список ЮНЕСКО как бы целиком.

Еще немного Кэсона

Дорога в Пхеньян

Скульптура, посвященная объединению Кореи. Под ней могут проезжать только легковые машины. Мы на микроавтобусе объезжали.

Мы поели в Кэсоне и двинулись в сторону Пхеньяна. Я не терял надежды хоть как-то расшатать стальную девушку-гида и решил зайти с козырей, предложив послушать ей западную музыку. Предварительно я выяснил, что напрямую музыку с запада сюда не пропускают. Но те, кто занимается этим, слушают все и переделывают на корейский лад наиболее достойные с их точки зрения композиции. Кроме того, они слушают китайскую и русскую эстраду (дак вот, где оказывается ее сейчас слушают). Они называли мне имена Долиной, Шагала, Баскова и еще какие-то, я честно говоря уже забыл. Причем они слушают не все подряд из них, а в основном военные песни. Девушка-гид сказала, что больше всего ей как раз нравятся северо-корейские песни и наши военные. В итоге я долго убеждал ее попробовать послушать “западную” музыку и в итоге она согласилась. Сначала я включил ей Nothing Else Matters Металлики. Она послушала примерно минуту и попросила переключить на что-то еще. Я не отчаивался и включил Богемскую рапсодию. Ее хватило на полторы минут. Она сказала, что они слишком лиричные и поэтому ей не нравятся. Я не знаю, возможно, нужно было включить что-то попроще, возможно ее вкус так сильно подстроился под эстрадную музыку, что такое она не смогла переварить. Но, с другой стороны, я думаю, что она себя изначально настроила так, что, чтобы я не включил, ей бы не понравилось. Честно говоря, я не знаю людей, которые послушали бы обе этих композиции и ни одна из них им бы не понравилась. Возможно, у меня просто такой круг общения.

Примерно после этого я понял, что толку в этом всем нет. Я так и не понял, насколько она искренне говорит, когда я завожу хоть сколько-нибудь неудобные темы, но фатальность ситуации заключалась в том, что было совершенно очевидно, что понять этого не удастся. Задавая любой хоть сколько-нибудь неудобный вопрос, я заранее знал ее ответ. И это даже не только про непосредственно идеологические вопросы. Вот вам пример. На шоу я задал вроде вполне себе невинный вопрос. “Эти дети на фоне пришли туда потому что они хотят туда, потому что это их право? Или потому что это их обязанность?”. Она начала говорить, что, конечно, это их право и еще многократно зачем-то подчеркивала, что они занимаются этим только во внеурочное время. Потом я задал тот же вопрос Женщине, и она сказала, что это все-таки их обязанность.

И, когда все это прокрутилось у меня в голове, мне как-то погрустнело. Я смотрел на в целом умную, добрую, немного наивную молодую девушку и не мог не думать о том, что, возможно, она никогда не сможет полноценно делать свой настоящий выбор почти во всех сферах жизни. Не сможет полноценно выбрать, какие фильмы ей смотреть, какую музыку слушать, куда поехать отдохнуть, во что верить, рюкзак или сумку взять с собой на работу/в университет и так далее. Что она никогда не узнает, что существуют альтернативы. Что можно не только так, но и по-другому. И что не всегда то, что за тебя заранее решили люди, которых ты толком даже не выбирал, лучше, чем то, что ты решишь сам. Пусть даже ты несколько раз ошибешься, но это будут твои ошибки, твои недостатки. Настоящие, собственные, уникальные, которые останутся с тобой надолго, которые в купе с твоими победами и преимуществами и формируют такую уникальную сущность как человек. Человек разумный, который является уникальным, и, в том числе поэтому, прекрасным. Если бы я такое высказал гидам, они бы мне сказали: «Степан, да как же? У нас полно фильмов, музыки и всего остального, смотри/слушай не хочу». Ну да, это примерно тоже самое, что я приду за новой машиной и спрошу, в какой цвет ее можно покрасить? Они скажут, что у них отличный выбор цветов: белый, белый-перламутровый, белый-металлик, белый-матовый. Выбирай, сколько влезет. Проблема в только в том, что в жизни есть не только белый. И даже не только белый и черный. Есть и розовый, и желтый и даже фиолетовый, какой только пожелаешь. При этом мне может и нравится белый цвет, но неужели это что-то меняет?

Мои друзья прекрасно знают мою позицию по этому вопросу. С моей точки зрения, одно из главных достоинств человека — это возможность делать свой собственный, осознанный выбор. Нельзя подобрать такой цвет, который всех будет устраивать, точно так же как фильмы, музыку, религию и так далее. Все люди разные, я не знаю, как в этом можно сомневаться. И одно из самых страшных преступлений против человека — отбирать у него возможность делать этот выбор. Я сразу вспомнил свои ошибки, которые, по крайней мере в тот или иной момент, казались серьезными. Мне тогда было очень неприятно, какие-то до сих пор кажутся неприятными, но ничего страшного не произошло. Я там, где я есть, безумно счастлив этому и ни за что бы не дал поменять ни одно свое решение.

Я почему-то сразу вспомнил рассказы мамы про ее молодость. Про то что они тоже верили в коммунизм и прочее. Но мама все-таки говорила, что сомнения у них были, а тут… не знаю. Может я и не прав. И я даже вполне допускаю что она искренне счастлива. Но своим ли счастьем? Или тем что ей внушили? Имеют ли ответы на последние два вопроса вообще какое-то значение? И вот еще один вопрос, на который лично у меня нет однозначного ответа. Понятно, что воспитание имеет колосальную роль при развитие личности. Предположим, есть какое-то общество, которое держит своих членов в очень строгих рамках. Воспитывает их согласно строгим правилам и это действительно эффективно работает. И предположим, что так чудесно сложилось, что именно те качества, которые прививает это общество вам нравятся. Будут ли у вас какие-то внутренние противоречия при взаимодействие с людьми из такого общества? Ведь очевидно, что внутри далеко не всем людям из такого общества будут близки привитые им ценности. И например, если рамки, которые создает общество убрать, то многие люди поменяются. Это, кстати, не обязательно касается государств. В качестве примера можно взять и достаточно строгие семьи.

Я очень часто читал про такие проблемы в художественной литературе, но видеть это в реальность, в очень гипертрофированном виде — это совсем другое. В какой-то степени я рад, что смог увидеть все это своими глазами. Пока я писал это, несмотря на то что у меня было очень тяжело на душе, я понимал, что поехать в Корею было очень правильным решением. Прошу прощения за возможно излишний рэндизм в последних абзацах, но я не мог этого не написать.

Продолжение, день четвертый.

--

--